1. Минтимер Шарипович, какое значение для Татарстана имеет священный месяц Рамадан в год тысячелетия основания Казани?
Тысячелетие - особая дата для Казани и республики. Этот год был для нас прорывным во всех отношениях: укрепился наш дух, мы убедились в том, что многое можем сделать. Мы стали богаче и духовно, и материально. В год тысячелетия Казани мусульмане Татарстана встретили священный месяц Рамадан во вновь построенной исторической мечети Кул Шариф. Эта мечеть, была разрушена при взятии Казани в 1552 году. Решение о её восстановлении было принято моим Указом в 1996 году. В этом году в этой мечети впервые всенародно был совершен праздничный намаз на празднике Разговения - Ураза-байрам.
Но я должен отметить, что мечеть Кул Шариф - это не просто мечеть, и даже не просто главная мечеть столицы нашей республики. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всего татарского мира. Она становится центром всех мусульман России символом северных границ исламского мира. Вместе с тем, мечеть Кул Шариф не рядовое место для молитвы, а музейный комплекс. Наша задача - показать миру не только историю ислама в республике, но его мирный, толерантный характер.
В то же время, для нас важно, что рядом с мечетью стоит православный собор, который в этом же году открыл свои двери после реставрации. Новое тысячелетие требует новых подходов во взаимоотношениях разных цивилизаций. Мы стараемся это продемонстрировать в политике, культуре, архитектуре.
2. Как Вы оцениваете перспективы развития отношений между Республикой Татарстан и арабским миром в общем контексте российско-арабских отношений?
Россию и арабский мир связывают давние традиции дружбы и взаимопонимания, богатый опыт конструктивного сотрудничества. Проверенные временем торговые и культурные связи между нашими народами являются хорошей основой для дальнейшего укрепления дружественных отношений, поступательного развития взаимовыгодных контактов. Отрадно, что после некоторого периода "охлаждения" Россия постепенно возвращается в этот геополитически и экономически важный для нее регион, стремясь развивать отношения с его государствами не только на основе позитивного опыта сотрудничества СССР со странами региона, но и используя экономический, культурный и политический потенциал своих субъектов.
Являясь одним из ведущих российских регионов, наша республика активно развивает торгово-экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество с государствами арабского мира. Считаю, что единая религия и общность культур позволяют нам значительно лучше понимать друг друга, более эффективно способствовать развитию бизнеса. В Татарстане высоко ценят доверие и уважение этих государств, стремятся использовать этот потенциал во имя укрепления их отношений с Российской Федерацией.
Мы экспортируем в арабские страны машиностроительную, нефтехимическую, военную и другую продукцию с высокой степенью переработки. Несмотря на то, что по объему товарооборота с Татарстаном страны арабского мира заметно уступают странам Европы, существуют хорошие перспективы для развития взаимовыгодного сотрудничества. Особое место среди наших торговых партнеров занимают Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия, Кувейт. Позитивной динамикой отмечены связи с Суданом, Катаром, Иорданией, Йеменом, Ираком, Тунисом, Саудовской Аравией, Ливией.
Я рад тому, что нам есть что предложить арабскому Востоку. Весомое место в общественной жизни Татарстана занимают высшее образование, разработка и внедрение высоких технологий, научные исследования. Республика производит самолеты, вертолеты, авиационные двигатели, суда, автомобили, шины, электронное, медицинское и промышленное оборудование, добывает и экспортирует нефть, производит нефтехимическую продукцию. Торговые марки таких татарстанских предприятий, как "Татнефть", "КАМАЗ", "Нижнекамскнефтехим", "Казанский вертолетный завод", "Нижнекамскшина", "Казанский оптико-механический завод" и ряд других хорошо известны партнерам из стран арабского мира.
В то же время мы считаем, что в современных условиях активность арабского бизнеса в Татарстане могла бы быть значительно выше, тем более что многие западные компании в последнее время успешно развивают свой бизнес в республике.
Объединение наших интеллектуальных и производственных ресурсов с финансовыми возможностями арабских партнеров, могло бы дать импульс для создания совершенно новых технологий и продукции.
Нужно отметить, что руководство Татарстана всячески поддерживает стремление наших компаний к развитию деловых связей с арабскими партнерами. Например, делегации Татарстана во главе с Президентом Республики, в состав которых входили руководители крупнейших компаний республики посещали Египет (1997г.) и Объединенные Арабские Эмираты (2000г.). Премьер-министры Татарстана выезжали с визитами в ОАЭ (1995, 1996, 2004), Иорданию (1997г.), Ирак, Ливию, Судан (2001). Представительные делегации республики не раз посещали практически все страны региона. В 2006 г. планируются визиты Президента Республики Татарстан в Кувейт, Сирию и Саудовскую Аравию.
Сложились добрые отношения между Президентом Татарстана и главами государств Египта, Иордании, Сирии, Йемена, ОАЭ, Кувейта, Бахрейна, Саудовской Аравии, мы переписываемся по случаю религиозных и национальных праздников.
В период 1992-2005 годов Татарстан посетило более 40 делегаций, во главе с Чрезвычайными и Полномочными Послами государств Ближнего и Среднего Востока, аккредитованными в Москве. Одним из первых иностранных дипломатов, прибывших в Татарстан с визитом, стал Посол Лиги арабских государств в СНГ Моханна Дорра (март 1992г.).
Среди высоких зарубежных гостей, посетивших Татарстан, Генеральный секретарь Организации Исламская Конференция Экмеледдин Ихсаноглу (2005г.), Генеральный директор АЛЕКСО при Лиге Арабских государств Монжи Буснина (2004 г.), президент Международной торговой палаты Всемирной организации бизнеса Аднан Кассар (1999 г.), министры правительств ОАЭ, Кувейта, Судана, Ливии.
Укрепляются связи Татарстана с Организацией Исламская Конференция, Лигой Арабских государств, рядом других исламских организаций. Толерантный российский ислам представляет широкие возможности для развития сотрудничества России со странами Востока и в этом плане Татарстан, где ислам на протяжении многих веков находился в тесном взаимодействии с православной культурой, является удачной площадкой для конструктивного диалога.
Мы убеждены в необходимости более активного развития сотрудничества Российской Федерации с арабским миром. У России всегда были здесь особые отношения и, я уверен, что их укрепление и развитие на современном этапе отвечает российским национальным интересам.
3. Как Вы оцениваете опыт Республики Татарстан в качестве примера совместного цивилизованного существования различных народов и религий?
За последние годы вопрос межцивилизационных отношений приобрел в мире особое значение. Татарстан имеет большой опыт этноконфессиональных отношений, которые признаны в мире. К примеру, на фоне Боснии и Чечни, где произошли кровавые конфликты, Татарстан отличается стабильными, мирными отношениями. Мы в свое время выработали политику, которая исключала крайности, опиралась на толерантность в этнических и межконфессиональных отношениях, развивала культуру всех народов. Убежден, что нет другого пути для достижения мира и согласия в обществе. И я думаю, что весь мир пойдет именно этим путем.
4. Как Вы оцениваете уровень отношений между Татарстаном и Государством Кувейт и каковы перспективы развития этих отношений в контексте российско-кувейтского сотрудничества?
Мне особо приятно отметить, что отношения между Татарстаном и Государством Кувейт развиваются весьма позитивно. Хотелось бы выразить глубокую признательность Эмиру Государства Кувейт Шейху Джаберу аль-Ахмеду аль-Джаберу ас-Сабаху за то внимание, которое он уделяет развитию татарстанско-кувейтских связей и укреплению дружбы между нашими народами. Мы обмениваемся поздравлениями по случаю мусульманских праздников. Представители Кувейта регулярно принимают участие в международных конференциях, проводимых на территории Республики Татарстан. Делегации Татарстана, включающие представителей правительства и деловых кругов, неоднократно посещали вашу прекрасную страну. Успешно осуществляется сотрудничество с Кувейтом по линии Духовного управления мусульман Татарстана и Российского Исламского Университета, который расположен в г.Казани.
Особо значимым стал визит в нашу республику в июне 2004г. высокой кувейтской делегации во главе с Министром вакфов и по делам Ислама Государства Кувейт г-ном Абдуллой Маатуком Аль-Маатуком. В ходе встречи мы обсудили широкий спектр вопросов сотрудничества, наметили пути их реализации. В июне 2005г. г-н министр присутствовал на церемонии открытия мечети Кул Шариф в Казанском Кремле, о которой я уже говорил. А в августе этого года он был почетным гостем на праздновании 1000-летия г.Казани.
Что касается торговых связей, то хотел бы отметить, что в разные годы Татарстан поставлял в Кувейт грузовые автомобили, каучук, электрическое оборудование, оптические приборы, другие виды продукции. Существует интерес к сотрудничеству с Кувейтом у нашего вертолетного и судостроительного заводов, предприятий нефтедобывающей отрасли, производителей автомобильных шин. С 1990 г. в Кувейт поставлено более 250 автомобилей "КамАЗ", из них только за последние три года - около ста автомобилей.
Я считаю, что одним из путей выхода на новый уровень взаимодействия является сочетание высоких интеллектуальных и производственных ресурсов Татарстана с финансовыми возможностями Кувейта, что позволило бы создать качественно новые технологии и виды продукции, столь необходимые в арабском мире. В этом плане наше инвестиционное сотрудничество обладает поистине безграничным потенциалом.
В конце января 2006г. по приглашению министра Аль-Маатука я планирую посетить Кувейт. В ходе встреч с руководством Кувейта, в министерствах, кувейтском инвестиционном агентстве, с представителями деловых кругов страны мы будем обсуждать вопросы сотрудничества в различных сферах, в том числе и перспективные инвестиционные проекты.
Надеюсь, что этот визит послужит еще более динамичному развитию связей между нашими братскими народами, укреплению дружбы и сотрудничества между Российской Федерацией и Государством Кувейт.
5. Каковы, по Вашему мнению, перспективы развития отношений между Российской Федерацией и Организацией Исламская Конференция в свете получения Россией статуса наблюдателя в этой организации?
Как Вы знаете, Татарстан активно поддержал инициативу по расширению связей между Россией и ОИК, выдвинутую Президентом России В.В.Путиным в 2003 году. Мы убеждены, что для Российской Федерации связи с исламскими государствами имеют особое значение, которое трудно переоценить. Заинтересованность в развитии отношений с исламским миром вытекает из многонациональной и многоконфессиональной природы российского государства. Мы считаем, что мусульманские регионы России, в том числе и татары, являющиеся одним из крупных тюрко-язычных этносов, второй по численности нацией в России и самой "северной частью мусульманского мира", могли бы внести существенный вклад в процессы укрепления сотрудничества нашей страны с Организацией Исламская Конференция.
Мы чувствуем большой интерес к Татарстану со стороны арабского и исламского мира. Ярким примером проявления такого интереса стало проведение в июне этого года в столице Татарстане международной конференции "Ислам в Волго-Уральском регионе", в которой принял участие Генеральный секретарь Организации Исламская Конференция Экмеледдин Ихсаноглу, ряд других высоких зарубежных гостей из мусульманских стран.
Кстати сразу же после этой конференции в Казани г-н Ихсаноглу вылетел в Сану (Йемен), где на 32-ой Конференции министров иностранных дел государств-членов ОИК было объявлено о предоставлении России статуса наблюдателя в этой авторитетной и представительной международной организации.
Сегодня имеются все возможности для динамичного и поступательного развития отношений России с ОИК, которые могут и должны способствовать решению многих актуальных международных и региональных проблем.
Татарстан готов внести свой вклад в этот процесс. У нас сложились хорошие взаимоотношения с Министерством иностранных дел РФ, инициативы Татарстана по сотрудничеству с арабскими государствами получают поддержку федерального центра. Республика реально участвует в формировании восточного вектора российской внешней политики. Убежден, что нашей общей задачей является использование открывающихся возможностей сотрудничества Российской Федерации с Организацией Исламская Конференция для продвижения идей культуры мира и ненасилия, для формирования справедливого и безопасного миропорядка, основанного на диалоге и разнообразии культур и цивилизаций.
6. Как идёт процесс восстановления и подъёма исламской духовности в Республике Татарстан?
Как известно, предки татар приняли ислам в качестве государственной идеологии 16 мая 992 года. С тех пор были периоды взлета и падения. В 1312 году Узбек-хан объявил ислам официальной религией Золотой Орды. В Российской империи был период жесткой христианизации, а затем терпимого отношения к мусульманам. Советский период был непростым для всех верующих, поскольку закрывались и мечети и медресе, также культовые храмы других религий. К концу 80-х годов в столице республики Казани осталась одна действующая мечеть, а в Татарстане в целом их было всего лишь 14. Сегодня их более тысячи, что говорит о возрождении ислама в Татарстане. Открываются мечети и медресе. Но восстановление духовности это не только строительство культовых зданий. Наши ученые и публицисты возвращают народу историю исламской цивилизации, труды выдающихся татарских богословов. Главное - к людям возвращается вера.
18 ноября 2005 г.