Юрий Константинович, расскажите, пожалуйста, о Вашей кафедре - что представляет кафедра сегодня, как она начиналась, чем она занимается?
Кафедра наша относительно молодая. Она возникла несколько лет назад и получила название "Правовое обеспечение управленческой деятельности". Идея создания кафедры заключалась в том, чтобы надлежащим образом наладить методическую и учебную работу в правовых дисциплинах на нашем факультете.
К сожалению, большинство наших преподавателей сейчас - это внештатные сотрудники. К сожалению - потому что это создает очень много дополнительных организационных сложностей: их нужно найти, их нужно уговорить, их нужно вписать в наше жесткое расписание. Однако преимущество такого подхода заключается в том, что мы имеем возможность пригласить наиболее известных и толковых специалистов, которые являются известными юристами в разных областях. У нас трудятся и сотрудники Государственной Думы, и Администрации Президента, и Счетной Палаты, и многих других государственных структур.
Штатных преподавателей у нас немного. До недавнего времени нас было всего трое. Сейчас мы взяли еще двух преподавателей и намерены и далее привлекать людей в штат, с тем, чтобы можно было более обстоятельно работать, прежде всего, с такими специальностями как гражданское право, конституционное право, предпринимательское право.
За время существования кафедры мы сумели обеспечить все курсы программами и методическими рекомендациями, выпустили несколько учебных пособий и сумели наладить на кафедре исследовательскую работу. У нас достаточно большая аспирантура, которая включает и очных, и заочных аспирантов, и соискателей. Преподаватели кафедры активно участвуют в издании журнала "Право и управление - XXI век", который с июля 2007 года включен в перечень ВАК для публикации наиболее важных результатов научных исследований.
Скажите, пожалуйста, какие научные направления сейчас являются приоритетными для кафедры? Есть какие-то крупные готовые или готовящиеся проекты?
У нас несколько направлений, которые я считаю важными. Все они связаны со специальностями диссертационного совета и с наиболее важными направлениями, которые закреплены в плане научных исследований всего Университета. Это, во-первых, реформа государственного управления. В рамках этого направления проводится анализ новейшего материала по теме, готовятся комментарии к нормативным актам. Это исследование мы проводим совместно с кафедрой государственного управления.
Вторым важным направлением работы я считаю реформу местного самоуправления. Изучение мирового опыта, изучение проблем и достижений, и вообще всех аспектов этой реформы - это крайне важно, и мы видим в этом одну из основополагающих наших задач.
Третье важное направление - изучение проблем налоговой реформы: мониторинг материалов и подготовка комментариев. В последний год у нас появилось еще одно крупное научное направление, связанное с проблемой экономико-правовых аспектов энергетической безопасности.
Сейчас очень много говорится об интеграции науки, бизнеса и образования. Хотелось бы узнать Вашу позицию по этому вопросу. Ваша кафедра сотрудничает с представителями бизнеса?
Думаю, это крайне важное направление. Образование тогда чего-то стоит, когда оно востребовано. Безусловно, без контактов с бизнесом мы не способны будем готовить конкурентоспособных специалистов.
Я должен сказать, что мы сейчас работаем над этим: мы намерены развивать контакты с крупными юридическими компаниями и с государственными структурами, для того, чтобы дать возможность ребятам в качестве специалистов познакомиться с практической работой. Идея такова: мы намерены создать исследовательскую юридическую лабораторию, в которой будет работать лучшая часть нашего студенчества. Работа в лаборатории будет организована по нескольким направлениям, в том числе будут проводиться мастер-классы руководителей компаний самого разного профиля - и торговых, и юридических, и промышленных, - как российских, так и иностранных. Это будет, помимо образовательной практики, способствовать и трудоустройству наших студентов. Сейчас предполагается, что за год будет проводиться около пяти-шести подобных мастер-классов.
Среди студентов есть интерес к этим проектам?
Очень большой!
В связи с реализацией Инновационной образовательной программы предполагается внести значительные изменения и в учебный процесс, и в инфраструктуру университета. Что планируется изменить на кафедре?
Мы хотим максимально расширить дистанционные формы обучения. В рамках юридической лаборатории с помощью студентов мы намерены подготовить библиотеку презентаций по основным дисциплинам кафедры и выставить их на сайте дистанционного обучения. Нами уже заявлен целый ряд курсов. Дистанционные формы обучения очень оживляют учебный процесс и, с одной стороны, облегчают работу преподавателей, а с другой стороны - помогают развивать самостоятельность мышления у студентов. Что касается внедрения этой системы на втором высшем образовании и в аспирантуре, то здесь преимущество очевидно: дистанционные формы дают возможность освободить время студентов. Мне кажется, это очень перспективное направление. Второе направление, которое предполагается активно развивать в рамках Программы, - это творческая деятельность студентов. Планируется создать аналитическую группу из студентов, которые будет заниматься анализом наиболее актуальных проблем современного права, готовить справки, презентации, публикации для наших изданий. В рамках этого же направления мы собираемся создать журнал "Lex terra incognita".
Принимала ли Ваша кафедра участие в конкурсах, организуемых в рамках Инновационной образовательной программы?
Мы участвовали в конкурсе с идеей интернет-журнала на базе печатного издания "Право и управление - XXI век", и сейчас готовится к выходу первый номер. Я лично являюсь руководителем этого проекта. Подчеркну, что электронная версия не будет полностью совпадать с печатной версией издания, но, конечно, будет основываться на его материалах.
Ваши проекты по-настоящему инновационные. В этой связи вопрос: по Вашему мнению, студент третьего тысячелетия - какой он?
Студент третьего тысячелетия - это человек, который понимает, что то образование, которое он получает, - это только начало его образовательного пути. Потому что специалист третьего тысячелетия учится всю жизнь, ведь для этого появляется все больше и больше возможностей. В частности, это переход на европейскую систему образования согласно Болонскому процессу, что делает наши дипломы конвертируемыми, и что позволяет студентам, получив образование в МГИМО (У), продолжить его в одном из мировых университетов.
Это студент, который ориентирован на широкое использование инновационных информационных технологий. Это студент - "интернационалист", он толерантен к чужой культуре, к чужой религии, он толерантен к чужой точке зрения, однако умеет цивилизованно отстоять свою.
Это человек, который знает иностранные языки, иностранную культуру. В наше время без этого невозможно стать хорошим специалистом.
В качестве одного из основных приоритетов Вы обозначили применимость образования в бизнесе. Как Вы считаете, мы уходим от так называемой "моды на интеллект", которую так культивировали в предыдущем столетии?
Нет. Ведь ориентация на бизнес требует очень большого багажа знаний. Бизнес сегодня - это бизнес, основанный на высочайших достижениях науки, которые без интеллекта представить себе невозможно. Ситуация не изменилась. Просто нам не нужны высоколобые ученые, которых не интересует, как применить на практике высокую теорию. Речь ни в коем случае не идет об узкоконъюнктурном подходе, но мы должны работать на перспективу!
14.11.2007
www.mgimo.ru