Рустам Арифджанов
ведущий
Борис Грызлов
председатель Государственной думы РФ, лидер партии "Единая Россия"
Рустам Арифджанов: В гостях у нас председатель Государственной Думы РФ, лидер партии "Единая Россия" Борис Вячеславович Грызлов, здравствуйте!
Борис Грызлов: Здравствуйте!
Р.А.: Вы - председатель Госдумы, лидер партии, вопросов к вам много накопилось у нас, радиослушателей, читателей газеты "Известия", которые вместе с нами участвуют в этом разговоре. Мне заочно поручили от их лица задать ряд вопросов. Может быть, сначала - о Думе, потом - о правительстве, а потом уже - о партии.
Б.Г.: Конечно.
Р.А.: Завершила свою работу Государственная Дума IV созыва. Есть ли среди принятых вами законов те, которые вы назвали бы знаковыми, которые отличают работу именно этой Государственной Думы?
Б.Г.: Во-первых, о количестве - 1062 закона приняты, плюс 25 конституционных законов, это количественные показатели нашей работы, но есть и качественные показатели. Реально, Дума IV созыва сумела поправить наше законодательство и заложить основу законодательства новой России. Если Дума I, II, III созыва только подступались к этому, то мы сумели эти нормативные рамки создать.
Сегодня мы можем говорить, что Россия имеет свое российское законодательство. Это не только поправки ко всем законам, которые были, в том числе законам советского времени, это и новые законы. Мы можем прослеживать нашу работу по определенным нишам, начиная от рождения детей, потому что многое сделано, чтобы стимулировать рождаемость, проявить достаточную заботу о мамах, которые приносят наше будущее. Мы можем говорить, что мы приняли закон о материнском капитале - это стимулирует рождение 2-го ребенка в семье. Мы говорим обо всем последующем процессе, то есть - мы существенно увеличили выплаты мамам до достижения ребенком трех лет, мы ввели существенные компенсации на то, чтобы деньги, которые необходимо платить в детских садах, были не столь обременительны для семей. Это работа нами проведена, это тоже законы. Мы говорим и о пособиях, связанных с нетрудоспособностью - они тоже увеличены. Эта работа, которая позволяет решать очень важную проблему, которая сейчас есть - демографическую. Результаты уже можно реально увидеть сегодня, 2007 год стал переломным, рождаемость выросла, мы оцениваем рост рождаемости 9 % - это очень серьезный уровень.
И забота о здоровье наших граждан привела к тому, что существенно снизилась смертность, именно в 2007 году эта цифра сейчас - 6 %. Надеюсь, что если эти темпы сохранятся, то через 1,5 - 2 года мы выйдем на ситуацию, когда не будет убыли населения в России, а будет естественный прирост - это то, к чему мы стремимся.
Безусловно, хотел бы выделить законы, которые позволяют решать самую важную задачу - задачи экономического роста в нашей стране. Без фундамента, экономической базы трудно решать другие вопросы. Очень важно то, что, может, существенно отличает период 4-летний новой России от тех периодов, которые были в советские времена. Я помню, как нам всегда предлагали затянуть потуже ремень. Это предлагали сделать нашим родителям, нам, дескать - хорошая жизнь будет потом. Мы же считаем главным - решение экономических задач не должно наносить ущерб решению социальных задач. Это все идет параллельно, это главное отличие курса, который сейчас проводится в нашей стране.
Создание условий для развития экономики обеспечено на законодательном уровне. Мы приняли законы о создании свободных экономических зон. Четыре типа свободных экономических зон - технико-внедренческие, промышленно-производственные, экономические зоны, которые представляют собой туристско-рекреационные территории и свободные экономические зоны в портах. Думаю, что это дает толчок развитию экономики в этих важных направлениях.
Мы не забываем малый и средний бизнес. Многое сделано, чтобы работа предприятий, которые насчитывают менее 100 человек, была более комфортной. Мы уменьшаем количество необходимой отчетности, налогов, которые должны платить малые и средние предприятия.
Если вообще о налогах, то думаю, здесь произошла революция. В конце 90-х наши юридические лица выплачивали более 10 видов налогов. Сейчас их осталось только 14 - конкретных, прозрачных налогов, которые необходимо платить, сами налоги по своему размеру тоже уменьшаются. Мы за период нашей работы уменьшили единый социальный налог, мы уменьшили налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, мы уменьшили (это был 2001-1 год) подоходный налог до 13 %, мы вышли на плоскую шкалу - подоходный налог не зависит от размеров получаемой зарплаты, и держим свое обещание. В 2001 году я был председателем фракции "Единство" - и тогда нами заявлялось, что закон о плоской шкале подоходного налога в размере 13 %, продержится не менее 10 лет. Очень много попыток есть изменить подход к подоходному налогу, но мы эту ситуацию держим, 10 лет заканчиваются в 2011-ом, посмотрим, что там надо будет делать. Но до 2011-го года подоходный налог не изменится.
Думаю, что очень важным является направление, связанное с природными ресурсами. Россия - богатая страна, которая экспортирует сырье. И как страна, экспортирующая сырье, является одной из ведущих стран мира, к сожалению, мы можем говорить - даже до начала работы Думы IV созыва, налоги, которые необходимо было взимать с добывающих предприятий, не соответствовали справедливому распределению этих богатств. Дума IV созыва одним из первых законов, которые были приняты, это были законы по повышению налога на добычу полезных ископаемых и повышению экспертных пошлин на углеводородное сырье. Этот закон ставился и в Думе III созыва, но и левые, и правые не дали возможности принять этот закон. Это говорит, что депутаты Думы III созыва скорее были индивидуалами, я имею в виду левых и правых, которые были падки на обещание и какие-то договоренности, они отвечали своей идеологией, иначе левые уж точно должны были поддерживать этот закон. Когда "Единая Россия" сумела сформировать парламентское большинство на базе своей партии, мы этот закон приняли, это был один из первых законов Думы IV созыва.
То, что касается ситуации исторической, хотел бы сделать небольшой экскурс в эту сторону - Государственная Дума была в России создана в 1906 году. В прошлом году мы отмечали 100-летие Госдумы, естественно, мы знакомились с историей, глубоко ее изучали, проводили конференции, круглые столы, но то, что сегодня для нас очень важно - что первый период российских Дум закончился - это был 1917 год.
Р.А.: Некий символический рубеж.
Б.Г.: Да, такой есть рубеж, исторический тупик, из которого надо выйти. Теперь Дума IV созыва завершила свою работу, мы находимся в преддверии выборов Думы М созыва, надеюсь, что наши избиратели сумеют пройти этот период до 2 декабря, выйдут на голосование в Госдуму V созыва, оно состоится - это нужно всем. Во-первых, необходимо обеспечить преемственность курса нашего президента, считаю, что этот курс прошел проверку временем, это 8 лет работы президента в этой должности, за эти 8 лет сделано очень многое. Может, это отдельный разговор, можно это все перечислять, но я считаю, что одним из самых важных моментов, которые решены - это сохранение государства. Да, та власть, которая была и достаточно долго в нашей стране, фактически привела наш народ к нищете - это так, можно сейчас анализировать, что было в конце 80-х и в первые годы 90-х - пустые полки в магазинах, карточная система, полное недоверие к государству и фактически предпосылки к развалу Советского Союза. Сегодня мы говорим, что Россия крепка как никогда, что единство народа достигло необходимого уровня и нет никакой возможности к развалу нашей страны. Мы сумели создать серьезную прочную политическую систему в нашей стране, кстати, законы, которые мы принимали за прошедшие 4 года, позволили создать партийную систему, при которой появились понятные партии. Мы сознательно увеличили численность партий, чтобы она была зарегистрирована. Сегодня она - 50 00 членов партии, а не 100-200 любителей пива, которые создавали партии 10 лет назад. Эта партия даже пыталась выйти в качестве кандидата на выборах в Госдуму. Это 50 00 членов, количество региональных отделений не менее чем в 50 % субъектов Федерации. Что важно, это партия, которая должна сдать на момент регистрации свою предвыборную программу, платформу, устав, это требования как к нормальной общественной организации.
Мы сумели изменить закон о выборах. Выборы 2 декабря впервые пройдут по партийным спискам, поэтому партии должны себя идентифицировать совершенно четко и определенно, чтобы избиратель их понял. Количество партий, которые пойдут на выборы 2 декабря - их 11, это уже количество, которое можно понять. Я вспоминаю 2003-й год - это 23 партии, 1999-й - 29 партий, до этого было 43 партии, это было непонятно. А сейчас 11 партий - их реально можно осознать, они видны на телеэкранах, идут дебаты, ролики, идет, надеюсь, конкурс политических программ, так что ситуация стабилизировалась.
Р.А.: Решать нам - гражданам России 2 декабря, прийти и решать, какой будет Госдума V созыва. Если по мне, думаю, большинство радиослушателей меня поддержат, хотел, чтобы стиль и курс сохранились, несмотря на то, что будут и должны быть новые депутаты в Госдуме. Но при этом, когда мы говорим о сохранении курса и стиля Государственной Думы, такого работоспособного стиля, если хотите - прагматичного, вы не случайно, я заметил, начали с законов для людей, а потом перешли к экономическому блоку, который тоже для людей. Но, в первую очередь отметили, что принимались законы для людей, это важно, мы этого и хотим от Госдумы V созыва. За это, наверное, и пойдем голосовать...
Б.Г.: Хотел бы обратить внимание, что очень важно обеспечить контроль над всеми законами, которые приняты. Если вспомнить ситуацию 10-летний давности, то Госдума принимали законы, которые впоследствии не выполнялись. Одна машина принимает законы, другая работает по своему плану, на своем топливе и делает абсолютно другое. Это можно вспомнить законы, которые предоставляли всевозможные социальные льготы. Если брать объем льгот, которые гарантировались законами на год, то они превышали два годовых бюджета страны. Поэтому те законы, которые принимались, финансово не были обеспечены - это самая боль Дум I и II созыва - они были скорее левыми, т.е. левые взгляды имели большинство в тех Государственных Думах.
Сейчас законы, которые мы принимаем выверены, имеют совершено четкое финансовое обоснование, ресурсы, заложенные в федеральных бюджетах и, что очень важно - эти законы принимаются, в том числе, при активной работе правительства. У нас есть такое понятие, как коэффициент взаимодействия законодательной и исполнительной власти, он предполагает количество законопроектов, внесенных правительством в Госдуму. Если в предыдущих Думах этот процент был от единиц - 3-5 до 10-12, то в Думе IV созыва этот коэффициент превысил 30 %. Но при этом у нас есть регламент, который позволяет нулевое чтение законопроекта, то есть до внесения в Госдуму, правительство проводит с нами консультации, мы зачастую создаем рабочие группы, тот закон, который вносит правительство, уже отвечает пониманию, по крайней мере, профильного комитета, который будет этот закон рассматривать и выносить на пленарное заседание. Мы приняли почти треть законов, которые были внесены правительством - это гарантирует, что эти законы точно будут исполняться. Но те законы, которые вносятся депутатским корпусом - они также выверены, имеют, если это необходимо, официальное заключение правительства, или если этого достаточно - имеют просто отзыв правительства. И далее при рассмотрении этого закона в 1 и 2 чтении, когда принимаются поправки, мы выходим на тот текст, который реально будет исполняться. Но, тем не менее, контроль депутатский, парламентский за выполнением законов - обязателен. Это задача, которую необходимо решать Госдуме V созыва. Конечно, есть те законопроекты, которые сегодня находятся уже в пакете, которые рассмотрены, допустим, в 1 чтении Думы IV созыва и далее должны рассматриваться Госдумой V созыва. Но жизнь не стоит на месте, появится необходимость внесения других законопроектов, в частности, жизнь подсказала, что Дума IV созыва на своей осенней сессии должна была принять Олимпийские законы. Это приятная подсказка жизни.
Мы все счастливы, что Сочи получил право провести XXII Зимнюю Олимпиаду в 2014 году, это признание России как великой державы, это нам очень приятно. Если мы коснулись темы спорта, нам, конечно приятно, что сборная России попала в финал чемпионата Европы - это событие на днях произошло. Мне кажется, что ощущение победы и того, что Россия - эта та страна, которая должна побеждать - это ощущение нам присуще и, наконец, начинает реализовываться.
Р.А.: Всемирный банк недавно рекомендовал России повысить пенсионный возраст людей, чтобы на пенсию попозже выходили. Насколько нужен этот совет, насколько реально принятие этого закона?
Б.Г.: Я скажу жестко, что "Единая Россия" не допустит увеличения пенсионного возраста. Мы этого не допускали и в Думе IV созыва, такие заходы были. Не секрет, что сегодня демографическая ситуация в стране такова, что работающие, которые получают зарплату, и за них работодатели делают отчисления в пенсионный фонд, не обеспечивают по своему объему необходимой суммы Пенсионного фонда, которая достаточна для выплаты пенсий нашим пенсионерам. Ежегодно Госдума принимает закон в рамках федерального бюджета о дотации Пенсионного фонда из средств федерального бюджета. Это происходит ежегодно. К сожалению, это так. Тем не менее, каждый раз, когда появляется хоть малейшая возможность, мы выходим с инициативой увеличения пенсий. Таких возможностей в 2007 было 4. Мы четырежды повышали пенсию. Мы приняли бюджет на 3 года вперед. Там мы заложили в поддержку из федерального бюджета пенсий. Мы принимали и бюджет пенсионного фонда, и понимаем, что пенсия увеличиться - та цифра. Которая там заложена - это 65 % увеличения пенсий. Я считаю, мы сможем найти дополнительные ресурсы, чтобы увеличения пенсий было на большую величину и раньше - это очень важно. Я считаю. Что следующее четырехлетие должно пройти под знаком создания достойных условий для жизни наших пенсионеров, т.е. для увеличения пенсий и возможностей для роста пенсий. Это не только средства Пенсионного фонда и федерального бюджета, это и создание накопительной системы пенсий. Мы приняли закон, в рамках которого сегодняшние работники, которые сегодня работают и не являются пенсионерами - могут участвовать в накопительной системе. Они могут ежемесячно переводит на свой пенсионный счет некую сумму, например, тысячу рублей в месяц. Если это происходит, то государство на пенсионный счет конкретного этого работника переводит еще тысячу рублей. Таким образом, вложенная тысяча удваивается, к моменту выхода этого работника на пенсию он имеет возможность получать пенсию существенно больших размеров, чем-то размер, который обеспечен страховой системой. Это тоже закон, который требует изучения, рассмотрения, возможных поправок, но он уже дает импульс к созданию накопительной системы. Пенсионер в нашей стране, получивший заработанную пенсию, не может ее никак потерять - она ему не может быть уменьшена.
К сожалению, это у нас было, но мы приняли закон, который позволяет северянам, которые получают пенсию в увеличенных размерах, а затем по достижению пенсионного возраста многие из северян предпочитают уехать в теплые края нашей страны, они тогда теряют пенсию - эту северную надбавку. Мы приняли закон, который сохраняет северянам их северную пенсию, не зависимо от места проживания. Это касается и наших соотечественников, которые здесь заработали пенсию, но по каким-то причинам проживают сегодня не в России, также будут получать пенсию в том размере, который был им начислены и со всеми прибавками, которые будут приниматься нашими законами.
Р.А.: Независимо от того, где они проживают?
Б.Г.: Безусловно.
Р.А.: Не считаете ли вы, что пришло время, когда победившая на выборах партия, формирует свое правительство и тогда взаимоотношение между большинством в Госдуме и правительством станет еще более рабочим и продуктивным?
Б.Г.: Первое и очень важное это то, что большинство Госдумы это фракция "Единая Россия" стоит на страже действующей Конституции. Уже сейчас наша Конституция Росси, которая была принята в 1993 году, имеет самый длительный срок неизменности за всю историю, в том числе и советскую. Это достижение. Я считаю, что правила игры могут меняться только в самых исключительных случаях, сейчас этих исключительных случаев нет. Страна динамично развивается, законодательная и исполнительная власть нашли форму взаимодействия, это форма устойчивая. Мы реально не только принимаем нужные законы, но они и реально реализовываются, это очень важно, поэтому менять Конституцию, а по-другому не решить ту идею, которую вы озвучили, мы не намерены.
С другой стороны, безусловно, большинство Госдумы может оказывать существенное влияние на работы правительства. У нас есть достаточно методов контроля, начиная с дачи согласия на кандидатуру председателя правительства, внесенную президентом, продолжая тот формат, который введен был в Думе IV созыва - это "правительственный час", который идет уже не час, а два с половиной часа и заканчивается постановлением Госдумы с оценкой работы данного министра. И как показала жизнь, не все действующие министры проходят успешно наше думское чистилище. Так, мы выносили постановления с признанием неудовлетворительной работы ряда министерств - в частности, это министерство, где министром был Зурабов и министерство, где министром был Яковлев. В результате их нет в новом составе правительства. Так что думская позиция была учтена, думаю, что это наша серьезная победа, а скорее - подтверждение нашего тесного взаимодействия исполнительной и законодательной власти. То правительство, которое сейчас работает в нашей стране, имеет представителей партии "Единая Россия", это представительство растет, это приятно.
Думаю, что и после выборов президента, когда в соответствии с Конституцией будет внесен на рассмотрение Госдумы кандидат на должность председателя правительства - мы с ним будем обсуждать вопросы формирования правительства, в том числе, усиление роли партийного представительства.
Р.А.: Поговорили о Думе, правительстве. Не можем не поговорить о президенте, потому что у многих наших сограждан есть нескрываемая тревога. В достаточно сложном периоде находимся - большинство россиян, это видно и по звонкам - поддерживают и президента Путина лично, и политику президента Путина, конечно, хотелось бы сохранения преемственности этой политики. Как этого можно добиться, потому что в марте президентские выборы и второго срока президента Путина, к сожалению, по Конституции - и вы сказали, что меняться она не будет, уже прошли. Как добиться преемственности курса Путина и что мы - рядовые беспартийные граждане можем для этого сделать? Что может сделать партия мы догадываемся, что мы можем сделать? Очень хотелось, чтобы этот курс на стабильность и развитие продолжался.
Б.Г.: Очень важно, чтобы Госдума V созыва имела парламентское большинство, которое будет поддерживать курс Владимира Владимировича Путина. Жизнь показала, что таким парламентским большинством может быть "Единая Россия" и наши избиратели знают, что список "Единой России" на выборах 2 декабря возглавляет Владимир Владимирович Путин, наша партия все будет делать, чтобы обеспечить преемственность курса действующего президента. Такие парламентские возможности есть, их много - это дача согласия на назначение председателя правительства. Это парламентский контроль за деятельностью правительства через правительственные часы. Это решение от избрания председателя Счетной палаты и формирование Счетной палаты. Если говорить о влиянии партии "Единая Россия" в целом на работу Федерального Собрания, то понятно, что в Совете Федерации в верхней палате нашего парламента представители "Единой России" тоже большинство, поэтому мы можем решать и вопросы, которые связаны с назначением на должность и генерального прокурора, судей и т.д.
Это очень серьезное влияние на политику внутри страны, но главное это принятие законов и далее - контроль за их реализацией. Все это, безусловно, даст возможность нашему лидеру Владимиру Владимировичу Путину, который неоднократно говорил, что он был у истоков создания партии "Единая Россия" и сейчас он говорит, что многие стратегические вопросы партии мы обсуждаем вместе. У нас недавно была очередная встреча в Завидово, мы там реально обсуждали ход предвыборной кампании и мы уже обсуждаем задачи для работы в следующем четырехлетии. Если избиратели поддержат "Единую Россию", то курс будет продолжаться. Наше стране сейчас не нужны потрясения, мы поступательно идем вперед, сейчас то замечательное время, когда Россия идет только вперед. Это очень важно - у нас были периоды, в том числе, и новой России - подъемов и спадов, сейчас мы планомерно идем вперед. Это видно по росту экономики, по решению социальных вопросов, растет зарплата, пенсии, Россия сейчас идет, не оступаясь - это очень важно. То, что наш национальный лидер страны Владимир Путин является фактически и лидеров восьмерки, это уже ни у кого не вызывает сомнений. Это так. Мы это видим - он - самый уважаемый глава государства восьмерки. Поэтому доверие к нашему лидеру сегодня, которое измеряется представителями фондов, которые изучают общественное мнение - очень высокое. Мы можем уверенно говорить, что Владимир Путин - наш национальный лидер, нужно национального лидера поддержать.
Р.А.: О поддержке Путина на днях заявило, на мой взгляд, за несколько недель стихийно возникшее движение "В поддержку Путина" - как вы относитесь к появлению этого движения и что это такое на ваш взгляд? Это такое предвыборное объединение или у этого общественного, не политического движения, есть какое-то будущее после выборов в Госдуму и после президентских выборов? Какое место она может занять в общественно-политической структуре страны?
Б.Г.: Мне кажется, что для нас это знаковое событие для России, что люди реально хотят поддержать национального лидера. Мне кажется, такой ситуации у нас еще не было, конечно, это движение стихийное. Это порыв эмоциональный наших граждан - поддержать Путина. Да, Конституция говорит, что два срока подряд может быть президентом один человек, и далее в соответствии с Конституцией, мы должны выбирать другого. Конституцию менять не будем, это, кстати, важный аргумент в пользу того, что мы - демократическое государство. Нет необходимости менять Конституцию, гораздо важнее ее отстаивать и это наши принципы.
И это мощное движение уже получило свое место на политической арене. Мы сейчас не должны говорить о том, а что же это будет потом, это уже состоявшееся движение, оно уже есть, и поэтому мы можем говорить о том, что это движение сегодня помогает решать важнейшую задачу - поддержать национального лидера и поддержать партию "Единая Россия" на выборах для того, чтобы обеспечить преемственность курса Владимира Путина на следующее четырехлетие. Это важнейшая задача и представители нашей партии приветствуют это движение. Партия "Единая Россия" сегодня это действительно состоявшаяся организация общественная, состоявшаяся политическая партия. У нас в рядах сегодня 1 млн. 600 тыс. членов и хочу вас уверить, что команд сверху на принудительное вступление в партию "Единая Россия" никогда не поступало. Это мнение, это решение, это позиция тех людей, которые пишут заявления и хотят вступить в нашу партию, но когда Владимир Путин объявил о своем согласии возглавить список "Единой России", что тут началось, наши местные организации сигнализируют, что стали пачками заявления приносить о вступлении в партию. И мы на нашем высшем органе, на Бюро Высшего совета приняли решение сейчас пока не рассматривать эти заявления.
Считаем, что это тот порыв, который скажем так, пока не выстрадан, что это такой порыв сиюминутный, это возможно порыв тех людей, которые хотят успеть встроиться в систему для получения личных благ, поэтому каждое заявление мы будем рассматривать скрупулезно, внимательно, в том числе анализировать результаты того, кто подал заявление в выборной кампании и я считаю, что после выборов мы должны еще более внимательно относиться к кадровой политике в нашей партии.
Р.А.: Вам удалось, вам я говорю про тех людей, которые сейчас возглавляют партию и про вас лично, потому что я помню, когда организовывалась партия "Единство" вы возглавляли петербуржское отделение партии, а тогда в партии "Единство" это была ведущая партийная ячейка, потому что в другой столице тогда отдавали предпочтение другим партиям. Поэтому Борис Вячеславович Грызлов был руководителем Санкт-Петербургского отделения партии "Единство", поэтому и ваши товарищи по партии, и вы сами лично проделали за несколько лет достаточно большую работу. Вы создали реальную, сильную, мощную и саму популярную, это показывает опрос социологов, партию в стране. Во-первых, как удалось это сделать, а во-вторых, как дальше будет партийное строительство развиваться.
Б.Г.: Мы можем сегодня говорить о том, что "Единая Россия", которая выросла из движения "Единство" и движения "Отечество", стала сегодня реальной мощной партией. Закон предполагает, что партия должна строиться по территориальному принципу, а не по производственному, поэтому ячейки на заводах, в институтах создавать нельзя, закон это запрещает и мы приняли решение создавать партию по территориальному принципу в соответствие с законом на базе, фактически, избирательных участков. У нас вот на выборы сейчас 2 декабря, организованы 95 тыс. избирательных участков. Вот во всех этих избирательных участках должна быть первичная организация партии "Единая Россия", обычно избирательный участок это чуть больше 1000 избирателей. Вот в этой тысяче должны быть обязательно члены партии и мы эту задачу реально реализовываем и доводим ее до максимума.
Главное принципиальное отличие нашей партии - это реальные дела. Выборы для нас это подтверждение избирателями нашей правоты. И эти реальные дела характеризуют те законы, что мы принимаем, но эти есть и реальные дела, которые можно пощупать-потрогать. Это и физкультурно-оздоровительные комплексы, которые мы строим по всей стране, и именно по инициативе партии, и сейчас ситуация изменилась даже не в разы, а в десятки раз.
Мы знаем, вот буквально сегодня-завтра в Тыве, площадь которой превышает площадь всех прибалтийский республик, открывается первый каток. Имеется в виду каток под крышей, то есть первый физкультурно-оздоровительный комплекс, где можно будет играть в хоккей, заниматься фигурным катанием.
Во многих субъектах Федерации за последние два года построены десятки физкультурно-оздоровительный комплексов и это реальные дела. Мы сумели так организовать работу, что мосты, которые строились десятилетиями в нашей стране, а точнее не строились и деньги выделялись не на то, чтобы достраивать мосты, а для того, чтобы законсервировать то, что сделано. Чтобы мост в недостроенном виде не развалился. Сейчас они все достраиваются, это наша партийная программа.
Мы приняли на съездах нашей партии, которые были в Красноярске и Екатеринбурге 20 партийных проектов - это реальные проекты, которые поддерживают конкурентно способные отрасли экономики - авиастроение, судостроение, космос, новейшие технологии. Мы явились той партией, которая инициировала и впоследствии контролировала реализацию нацпроектов. Мы сумели реально обеспечить поддержку сельскому хозяйству, годами этого не было, это "черная дыра", куда не хотели давать деньги представители экономического блока правительства. Мы это "черной дырой" не посчитали и был период, когда было жесткое противостояние между "Единой Россией" и правительством по позиции, по политике по поддержке российского сельского хозяйства. Мы приняли закон и обеспечили принятие государственной программы по поддержке сельского хозяйства. И сейчас, на трехлетие, эта программа уже работает. А, учитывая, что программа работает на 5 лет я могу называть сумму - 551 млрд. рублей поддержки сельского хозяйства в течение 5 лет. Это беспрецедентные суммы, это реальные дела нашей партии.
Р.А.: Вы недавно подвели первый этап, на мой взгляд, еще раз подчеркну, интересного проекта "Профессиональная команда страны". Поэтому последний вопрос про это.
Б.Г.: "Профессиональная команда страны" или кадровый потенциал страны - это очень важный партийный проект. Мы ищем, ищем элиту управленческую, элиту профессиональную. Под словом элита я понимаю высоких профессионалов в своем деле. Мы предложили типовую анкету, разослали ее через наши региональные отделения партии во все субъекты федерации и предложили откликнуться на наше предложение, попытать счастья, стать победителем конкурса "Профессиональная команда страны". Мы думали, что реально откликнется на нашу идею около 10 тыс. человек, но действительность превзошла ожидания. Мы получили 18 тыс. анкет, которые были обработаны нашими экспертными группами. Экспертные группы возглавлялись уважаемыми в каждом направлении экспертами, признанными в нашей стране людьми. Из этих 18 тыс. были отобраны 6 тыс., которые составили базу данных тех будущих управленцем, будущих руководителей поликлиник, больниц, директора школ, директора предприятий и т.д., представители средства массовой информации в том числе. И думаю, что, то совещание, что мы проводили на этой неделе вот с этой элитой, оно показывает, что эти люди готовы и жаждут повысить статус, повысить уровень своей работы. Они видят в себе силы. Мы же ведь создаем условия для того, чтобы каждый гражданин в нашей стране мог работать, и если он работает, то, что он зарабатывает это уже достойные деньги. Кстати, одна из линий, по которой мы работаем. Ведь именно такое общество мы создаем, не общество взаимного потребления. Мы создаем общество, где каждый гражданин отвечает за себя, за свою семью, отвечает за свою дело. И если мы поддерживаем Владимира Путина, то мы должны к этой поддержке относиться очень ответственно, не с потребительской точки зрения. Мы должны оценить, что каждый из нас делает, для того, чтобы наша страна стала более мощной, более сильной, чтобы она действительно была Великой Россией. Мы к этому идем сейчас.
Р.А.: Спасибо больше. В гостях у нас был председатель Госдумы РФ Борис Вячеславович Грызлов, лидер партии "Единая Россия". Спасибо, что пришли.
Б.Г.: Спасибо, всего доброго.
Р.А.: Спасибо и до свидания.
http://www.rusnovosti.ru/program_reports/35198/
23.11.2007