Вопрос: В 2004 году ЕС пополнится десятью новыми странами, среди которых страны, являющиеся транзитными для поставок российского газа в Западную Европу - Чехия, Словакия, Польша и Венгрия. Существует ли требование Европейского Союза перенести пункты сдачи-приемки российского газа в соответствии с расширением границ пространства ЕС?
Ответ: Нет, такого требования ЕС не предъявляет.
Вопрос: А некоторые аналитики предполагают, что в связи с расширением ЕС Газэкспорту придется внести изменения в свои действующие контракты и перенести пункты сдачи газа. И, по их мнению, это может привести определенным убыткам для Вашей компании?
Ответ: Полный абсурд. Автоматическое расширение границ той или иной экономической группы совсем не означает, что внешнеторговые контракты, заключенные с компаниями-членами этой группы должны подвергаться ревизии. Контракт- это закон, закон для обеих сторон. Наши контракты соответствуют международному праву, законодательству России и законодательству ЕС. К тому же не во всех случаях пункты сдачи российского газа находятся на внешних границах ЕС. Например, наш контракт с нидерландской компанией Gasunie имеет пункт сдачи на границе ФРГ и Нидерландов. Определение положения пункта сдачи - это чисто коммерческий вопрос, он решается исключительно путем согласования партнеров по контракту. То есть, такой пункт может быть и на внешней границе ЕС и на границе между странами входящими и не входящими в ЕС.
Поэтому, разговоры о каких бы то ни было убытках для Газпрома и Газэкспорта в связи с расширением ЕС лишен оснований.
Вопрос: Но ведь Газэкспорту пришлось внести изменения в контракты с итальянской компанией ENI в связи с новыми требованиями ЕС?
Ответ: Да, в контракты внесены определенные изменения, но это никак не связано с расширением ЕС. Мы внесли изменения в контракты с ENI, где содержался пункт о запрете реэкспорта нашего газа, по поводу которого комиссия ЕС два года назад начала расследование, посчитав его не соответствующим законодательству ЕС. Мы провели переговоры с нашими итальянскими партнерами и нашли экономическую альтернативу пункту о запрете реэкспорта. При одновременном изъятии пункта о запрете реэкспорта в контракт был включен новый пункт, содержащий экономический механизм, защищающий интересы Газэкспорта. Это решение полностью удовлетворило Европейскую комиссию, о чем и заявил г-н Монти, выступая 6 октября на конференции в Риме.
Вопрос: Ведете ли Вы аналогичные переговоры с другими компаниями?
Ответ: Да, в настоящее время ведем переговоры еще с двумя компаниями - с Ruhrgas и OMV, в контрактах с которыми имеется пункт о запрете реэкспорта.
http://www.prime-tass.ru/