Рустам Арифджанов
ведущий
Мартин Шаккум
председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям
О ликвидации аварийного жилья, ремонте домов, переселении россиян в новые квартиры, а также о том, кто будет контролировать расходование средств на реформирование ЖКХ, рассказывает руководитель комитета Госдумы по строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум.
Рустам Арифджанов: В гостях у нас Мартин Шаккум, председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Здравствуйте, Мартин Люцианович.
Мартин Шаккум: Добрый вечер.
Р.А.: Честно говоря, ни про наукоемкие технологии, ни про промышленность и строительство я с вами говорить сегодня не хотел. Я хотел говорить с вами про капитальный ремонт жилья, и вообще про ветхое жилье. И приглашаю слушателей тоже поучаствовать в этом разговоре. 956-17-41 - это телефон прямого эфира. Напомню еще раз, в гостях у нас Мартин Люцианович Шаккум, председатель комитета Госдумы, который имеет отношение к строительству, и, видимо, к капитальному ремонту жилья.
М.Ш.: Ко всем проблемам жилищно-коммунального хозяйства. К законодательству в этой области, по крайней мере.
Р.А.: Да. Начну вот с чего. Только что Владимир Владимирович выступал перед большим собранием представителей муниципалитетов наших городов. Вопросов, конечно, ему задавалось много, и он отвечал, что-то обещал, что-то не обещал, как всегда. И запнулся в названии одной организации - мне, наверное, тоже простительно, раз уж президент запнулся - Фонд...
М.Ш.: Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Р.А.: Вот вы объясните, пожалуйста - что это за фонд, зачем он нужен? Вроде бы есть министерство регионального развития, которое у нас занимается жилищно-коммунальным хозяйством - зачем же еще фонд понадобился?
М.Ш.: Даже если более правильно - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Этот фонд у нас создан в соответствии с законом, который был принят Государственной думой в конце прошлой сессии, в июле месяце, и подписан президентом. В соответствии с этим законом фонду выделяется 240 миллиардов рублей - хотя сразу оговорюсь, это не предел. По-видимому, эта цифра будет увеличиваться, учитывая потребности. Три основных цели этого фонда: первое - это ликвидация аварийного жилья. У нас аварийного жилья, по статистике, по статистическим данным, порядка одиннадцати миллионов квадратных метров. И вот все, что попало в статистику на 1 января 2007 года - все это жилье будет ликвидировано, и жители будут переселены из средств этого фонда. Вторая цель - это ремонт и капитальный ремонт жилья. Понятие ветхого жилья не фигурирует в данном законе, но субъекты федерации самостоятельно будут определять, какая часть жилого фонда будет подлежать непосредственному ремонту в соответствии с теми средствами, которые они получат. Количество средств тоже примерно по каждому региону понятно, оно считается. Средства будут выделяться пропорционально объему жилищного фонда каждого субъекта федерации.
Р.А.: Мартин Люцианович, спасибо, достаточно подробно. Но тем не менее - а нельзя напрямую выделить соответствующему министерству, и пусть распоряжается? Почему через фонд? Неужели министерству не доверяют?
М.Ш.: Знаете, почему через фонд - данный механизм лучше. Дело не в том, что мы как бы не доверяем, дело в другом. Потому что я не рассказал о третьей цели данного закона. Третья цель данного закона - это содействие реформированию жилищно-коммунального комплекса России. Так вот - средства не просто будут выделяться, а будут выделяться при выполнении некоторых обязательных условий. Если сказать это очень коротко, то средства региону или субъекту федерации будут выделяться в зависимости от того, насколько эффективно он сам будет проводить реформирование жилищно-коммунального комплекса, выделять на это соответствующие средства, и главное - проводить реформы в этой области. Если средства бюджетные - они выделялись бы и доводились бы в течение данного бюджетного года. Здесь средства будут выделяться в зависимости от активности самого региона. То есть если ты проводишь реформы, то тебе деньги дают. Если ты реформы не проводишь - то, естественно, и средства твои придержат, пока ты не начнешь такие реформы проводить.
Р.А.: То есть мы все зависим от того, как хорошо работает назначенный нам губернатор или избранный нами мэр - так получается? Они хорошо работают, проводят реформы - значит, дадут нам на ремонт жилья денег, а если они плохо работают - то нам, жителям, не дадут.
М.Ш.: Ну, вы знаете, насчет того, что назначенный губернатор - губернатор тоже избирается, избирается законодательным собранием.
Р.А.: Ну хорошо - избранный нашей Мосгордумой, или Законодательным собранием Петербурга, или Ставропольской Государственной думой, как у них там называется, губернатор. Допустим, так. Вот от них зависит - они хорошо работают - значит, мы получим деньги на ремонт, плохо работают - мы не получим.
М.Ш.: Здесь речь идет даже не о конкретном губернаторе, а естественно, обо всем правительстве. Да, оно должно работать эффективно, оно должно проводить реформы. В законе четко написано, что они должны делать, и здесь не какие-то качественные оценки, а совершенно четкие и ясные количественные показатели, записанные в законе. Я думаю - не то что думаю, а знаю, что у всех регионов, в принципе, есть возможности проводить подобного рода реформы. Другое дело, что некоторые губернаторы, скажем так, может быть, сознательно не желают и сопротивляются данным реформам - ну, для этого и будет такой порядок.
Р.А.: В студии Рустам Арифджанов, в гостях у нас Мартин Шаккум, председатель комитета Госдумы. К нам позвонила Марина Владиславовна, я обещал ей, что мы сразу же после рекламы ее послушаем. Добрый вечер, Марина Владиславовна, слушаем вас!
Слушатель: Добрый вечер. Уважаемые господа, господин Шаккум, уважаемые слушатели! На протяжении, наверное - сколько с 80-го года прошло - более 20 лет, когда мы готовили Москву к образцовому городу, я изучаю вопросы, связанные с МБИ-балансом - материало-биоэнерго-интеллектуальным балансом. И считаю, что все строения в нашей стране, в нашей трудоемкой среднеполосой климатической зоне должны быть обязательно обращены к солнцу, и должны использовать солнечный и дневной свет максимально, с тем, чтобы мы как можно меньше использовали другие ресурсы. Этому находилось подтверждение в письмах москвичей, когда я работала аналитиком в системе внутрипартийной информации. И у нас не было модно тогда жаловаться на трудности и рассказывать, как мы делали технологию. Мы должны были доложить второму в городе, чтобы первый не дремал. Понимаете - как много мы говорим о реформах, и как мало мы делаем по-настоящему из того, что можно посчитать. Ни одна реформа не поддается учету.
Р.А.: Спасибо, Марина Владиславовна. Ну, критика в адрес того, что много говорим про реформы и мало делаем. Но так, по-моему, всегда - для того, чтобы что-то сделать, надо семь раз отмерить, а потом один раз отрезать, да?
М.Ш.: Ну, я могу отреагировать следующим образом - насчет того, что мало делаем. Хочу сказать, что ежегодно до вступления в силу этого закона выделялось на переселение из аварийного и ветхого жилья три миллиарда рублей ежегодно.
Р.А.: Закон вступил в силу в июле месяце.
М.Ш.: Да. На ремонт жилья из федерального бюджета не выделялось средств вообще. Теперь ежегодно будет выделяться как минимум 60 миллиардов - то есть мы от слов все-таки переходим к делу, увеличиваем финансирование примерно в двадцать раз.
Р.А.: А еще Марина Владиславовна сказала, что дома нужно строить лицом к солнцу.
М.Ш.: Ну, это есть строительные нормы и правила, так называемые нормативы по инсоляции - они, естественно, соблюдаются, в том числе в городе Москве. Без соблюдения этих нормативов Мосархитектура не утвердит ни один проект.
Р.А.: 956-17-41, Мартин Шаккум, председатель комитета Госдумы - того комитета, который в том числе отвечает и за состояние жилищно-коммунального хозяйства.
М.Ш.: Все-таки, извините - за законодательство в области жилищно-коммунального хозяйства.
Р.А.: Да, правильно, за законодательство. Если у вас все-таки протекает крыша - я надеюсь, ни у кого крыша не протекает - не надо звонить к нам, лучше позвонить в свой ДЭЗ, или в свой ЖЭК, там легче решат вашу проблему, а Мартин Люцианович вряд ли ее решит. Во всяком случае, он занимается другими делами - поэтому просто не беспокойте. А вот если речь идет о законодательстве, если вас не устраивает что-то в юридических основах жизнедеятельности вашего строения, дома, в котором вы живете - то это к нам.
М.Ш.: Ну, понимаете, законодательство - это достаточно широкое понятие. Закон о бюджете тоже относится к законодательству, и объемы средств, которые выделяются в федеральном бюджете на те или иные нужды - это тоже вопрос в нашей компетенции.
Р.А.: Посмотрим, как нас услышали радиослушатели. Дмитрий Олегович к нам позвонил. Напомню другим слушателям - 956-17-41. Дмитрий Олегович, добрый вечер, слушаем вас!
Слушатель: Здравствуйте. Мартин Люцианович, здравствуйте. Я хотел бы задать один вопрос. Я не понаслышке знаком с тем, как выделяются средства по федеральной целевой программе по ветхому и аварийному жилью. Заложены ли в принципы работы фонда по содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства какие-либо блоки для чиновничьего воровства? Мне не понаслышке известно, что 10-15% средств, которые выделяются, уходят на откат.
М.Ш.: Да, вопрос, действительно, очень интересный. И скажу вам, что принимая этот закон и работая над текстом закона, мы постарались сделать его максимально, скажем так, прозрачным, и исключить элементы коррупции. Дело в том, что все, что касается ремонта помещений, ремонта домов - средства на этот ремонт будут перечисляться исключительно на товарищества собственников жилья, и никуда больше. И сами граждане, или уполномоченные ими лица - имеется в виду руководство товарищества собственников жилья - буду заключать непосредственно договоры с подрядной организацией, и контролировать расходование средств, контролировать выполнение работы, и так далее. Так что в данном случае, если средства будут израсходованы неэффективно, то пенять придется на себя.
Р.А.: Мартин Люцианович, тем не менее, вернемся к закону и к выделению федеральных денег на капитальный ремонт. Правда же, там есть такое положение, что деньги выделяются только тогда, когда речь идет о софинансировании этого капитального ремонта? То есть 5% платят владельцы жилья и квартиросъемщики. Если они согласны оплатить 5% этого ремонта, то 95% выделяется из федерального бюджета. Но ремонт дома стоит ведь 50 миллионов, 100 миллионов рублей - если серьезный ремонт. 5% - это в общем-то пять миллионов рублей. Не уверен - ну, может быть, в Москве, в ряде других городов - не уверен, что жильцы, владельцы, квартиросъемщики найдут эти пять процентов. Тогда и федеральных денег не получат?
М.Ш.: Во-первых, я не согласен с вашей оценкой цифр и сумм ремонта, а деньги выделяются исключительно на ремонт и капитальный ремонт, который не затрагивает никаких конструктивных основ - это уже реконструкция, мы к реконструкции не касаемся. Поэтому объемы средств не так велики, как вы сказали, он поменьше. Что касается софинансирования - почему мы заложили эти 5%? Для того, чтобы граждане, помимо государственных средств, которые им придется контролировать, еще и вложили какую-то часть своих, чтобы контроль был лучше, чтобы они чувствовали, скажем так, определенную ответственность. В то же время мы разрешаем и допускаем, в случае, если в доме имеются какие-то малоимущие семьи - муниципалитеты могут оказывать помощь и поддержку своими решениями, как отдельным категориям граждан, так и жильцам отдельных домов в целом. Это все на усмотрение конкретно муниципалитета и субъекта федерации. То есть мы не исключаем, что за счет местного или регионального бюджета будет оказана соответствующая помощь жильцам. И 5% - это не догма, может быть меньше, а отдельные категории вообще могут быть полностью профинансированы за счет бюджета.
Р.А.: В студии Рустам Арифджанов, рядом со мной председатель комитета Госдумы Мартин Шаккум, и 956-17-41 - номер телефона, по которому вы можете звонить к нам и задавать свои вопросы. Сегодня мы обсуждаем проблему ремонта жилья, в котором мы живем, и, может быть, в конце программы, если останется время, поговорим и на другие темы, которыми занимается комитет Госдумы, возглавляемый Мартином Шаккумом. Я обещал Людмиле Борисовне, что сразу после рекламы послушаем ее - выполняю обещание. Добрый вечер, Людмила Борисовна, слушаем вас!
Слушатель: Добрый вечер. Я хотела бы задать свой вопрос представителю законодательной власти - о преемственности власти. Когда-то в нашей стране руководство под управлением Никиты Сергеевича Хрущева построило замечательные дома - так называемые "хрущевки", в которых мы живем и по сей день. Скажите, пожалуйста, будем ли мы когда-нибудь жить в новых красивых домах? Спасибо.
Р.А.: А вы в Москве живете, Людмила Борисовна?
С.: Я живу в городе Королеве Московской области.
Р.А.: Спасибо большое. Мартин Люцианович?
М.Ш.: Уважаемая Людмила Борисовна, вопрос переселения граждан из так называемых "хрущевок", или панельных пятиэтажек, имеет несколько аспектов. Во-первых, ряд домов находятся, скажем так, уже в аварийном состоянии. Если этот дом аварийный, то он, естественно, должен отселяться в соответствии с законодательством. И средства на переселение выделяются из этого Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Но подавляющее большинство пятиэтажек не являются аварийными, и переселение производится, скажем так, на коммерческой основе, путем привлечения инвесторов, которые на этом месте строят дорогие высококомфортабельные дома, и при этом переселяют жильцов. В городе Москве такой процесс идет очень активно, и на сегодняшний день уже, наверное, больше половины таких домов снесено и расселено. Что касается близлежащего Подмосковья, то сегодня стоимость жилья уже начинает позволять переселять пятиэтажки в отдельных районах, и процесс этот начинается. С повышением стоимости жилья в Подмосковье - оно сейчас в близлежащем Подмосковье достигает 2, даже 2,5-3 тысяч условных единиц, или 50-75 тысяч рублей за квадратный метр, и сейчас уже инвесторы примеряются к подмосковным пятиэтажкам.
Р.А.: Мартин Люцианович, давайте, может быть, сделаем так - к нам позвонил Сергей, мы послушаем его вопрос, а ответим уже после короткого выпуска новостей, потому что не хватит времени. Здравствуйте, Сергей, слушаем вас!
С.: Алло, добрый день. Господин Шаккум, объясните, пожалуйста - вот представьте себе дом - половина квартир в доме приватизирована, а половина не приватизирована. Какой будет принцип ремонта этого дома? Спасибо.
М.Ш.: Вы знаете, принцип будет простой. Если будет принято решение - это же не ремонт квартиры, это, собственно говоря, ремонт дома. По-видимому, там, где собственность осталась муниципальной - если речь идет о пяти процентах - то будет платить муниципалитет, а свои отношения с жильцами он выстроит уже, скажем так, по решению своего представительного органа. То есть я не вижу здесь барьеров с точки зрения закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Для жильцов данного дома барьеров здесь нет.
Если этот дом попадает под действие закона - значит, на него будут выделены соответствующие средства, вне зависимости от того, приватизирован он или не приватизирован. Здесь другой критерий. Здесь другой вопрос - каким образом разделить эти пять процентов? Вообще говоря, если квартиры муниципальные - значит, это ответственность муниципалитета. Те люди, которые там живут, эти деньги вносить не будут, будет вносить муниципалитет. А уж как он с ними будет рассчитываться, или, вернее, они с муниципалитетом - это второй вопрос, это муниципалитет должен сам определить в зависимости от того, какие категории там живут, почему не приватизированы, и так далее.
Р.А.: Ветхое жилье - это такое неюридическое определение - да, Мартин Люцианович?
М.Ш.: Да, такого термина, по крайней мере, в данном законе, не существует, и в принципе, не определено. Есть понятие "аварийное жилье", и есть понятие "жилье, подлежащее капитальному ремонту".
Р.А.: Валентин к нам позвонил - 956-17-41 для других радиослушателей. Слушаем вас, Валентин!
С.: Добрый день! У меня вопрос к господину Шаккуму. Скажите, пожалуйста - вот жильцы нашего дома не имеют ни малейшего желания создавать товарищество. Мы создали совет жильцов дома и выбрали управляющую компанию. Мы просто изучили, что такое товарищество, понимаете - мы туда ни за что, никогда не вступим.
Р.А.: Ваше право.
С.: Скажите, пожалуйста - почему средства на ремонт выделяю только товариществам? Это что, для того, чтобы людей загнать в товарищество? Мы, выходит, не получим никаких денег на капитальный ремонт дома, которому уже тридцать лет?
М.Ш.: Валентин, это не так. Мы в законе предусмотрели, что те жильцы, которые провели собрание и определились с выбором управляющей компании, деньги получат - получат на счет управляющей компании. Так что никакого ущербного положения по отношению к товариществам собственников жилья у вас не будет. Выбрали управляющую компанию - значит, деньги получите.
С.: Простите, еще пару слов. Вам, конечно, спасибо за утешение. А вот господин Лужков совершенно однозначно, в присущей ему деловой манере объяснил всем много раз, что деньги на ремонт будут получать только товарищества собственников жилья - вот и все. И второй комментарий - знаете, еще один момент. Вы тут говорили насчет инсоляции, что ни одного проекта не утвердят, если инсоляция произвольная - знаете, господин Шаккум, вы бы проехались по местам точечной застройки в городе Москве и посмотрели, как оно есть на самом деле, ладно? Это было бы очень здорово. Вот у нас под домом собираются строить в пяти метрах, в центре Москвы 22-этажный небоскреб, понимаете? Вот вам и инсоляция. Ладно, извините. Спасибо вам большое.
Р.А.: Спасибо, Валентин. Ну, я думаю, что Мартин Люцианович не очень виноват в этом.
М.Ш.: Давайте все-таки ответим. Сначала по поводу инсоляции. Здесь давайте так - вы обращайтесь к власти, которую вы выбирали. Она должна соблюдать законодательство. Обращайтесь в соответствующие органы надзора.
Р.А.: Можно в суд обратиться.
М.Ш.: В надзорные органы, в суд, в прокуратуру, и так далее. Законы в нашей стране действуют, и пожалуйста, решайте эти вопросы в суде. Что касается того, что конкретно на ваш дом не выделят средства, или то, что сказал Юрий Михайлович - что только дома, где созданы ТСЖ. Я скажу так - что мы как законодатель на федеральном уровне допускаем и разрешаем различные формы, в том числе ту, которую вы выбрали. Другое дело, что региональную программу, в которой будут поименованы конкретные дома, подлежащие ремонту, верстает субъект федерации. В данном случае это находится в его компетенции, и тут как бы вопрос разделения властей. У нас страна демократическая, органы власти выбираются, вы выбираете депутатов Московской городской думы, они, соответственно, выбирают мэра столицы - как говорится, делайте выводы, выбирайте правильно. Взаимодействуйте со своим мэром - он проводит встречи, проводит приемы, апеллируйте к законодательству - этот вопрос тоже, скажем так, в какой-то степени в ваших руках.
Р.А.: Последний, наверное, вопрос о ремонте жилья - Наталья позвонила. Здравствуйте, Наталья!
С.: Здравствуйте. Когда у нас делали ремонт, то красили масляной краской, у которой неприятный запах, и это может быть вредно для людей. На территории США токсичные летучие соединения запрещены, потому что пагубно действуют на озоновый слой Земли. А в Европе уже 60 лет применяют акриловые вододисперсионные краски, недорогие и высыхают за сорок минут.
Р.А.: Понятно, Наталья. Суть вашего вопроса понятна.
С.: Да, экологические законы.
Р.А.: Да, понятно. Все-таки Наталья упомянула, что нужно принимать экологические законы.
М.Ш.: Наталья, помимо тех законов, которые мы принимаем, сейчас начинается принятие так называемых технических регламентов, в том числе в области строительства, в области различных требований к безопасности строительных материалов. Сегодня существуют строительные нормы и правила - если они нарушаются, то ваше право обращаться, опять же, в судебном порядке, и требовать, чтобы ремонт проводился в соответствии с действующими нормами и правилами, защищающими безопасность и здоровье людей.
Р.А.: Понимаете, для того, чтобы нам построить правильное правовое общество, надо не бояться чаще обращаться в суд. Знаете, если мы будем так, махнув рукой, к этому относиться, и писать письма президенту, или разговаривать о том, масляной краской или акриловой покрасили, с председателем комитета Государственной думы - думаю, так далеко не уедем. Вот есть конкретные власти, выполняющие конкретную работу - по их поводу надо обращаться. Если они нарушают - обращайтесь в суд.
М.Ш.: Я даже более того скажу - тот ремонт, который вам сейчас проводили, не имеет ничего общего с Фондом содействия реформам ЖКХ. Это ваша управляющая компания, в данном случае ДЭЗ, в котором вы обслуживаетесь, конкретно провела некий текущий ремонт. Сегодня вы вправе, собрав товарищество собственников жилья, или выбрав управляющую компанию, определять, какая это компания будет. Выбирайте ее на рынке, выбирайте ту, которая будет делать ремонт качественно, и расторгайте договор с той, которая красит вам вредными материалами. Это сегодня - ваше право.
Р.А.: Мартин Люцианович, не могу не удержаться, чтобы не задать вопрос о сегодняшних решениях. Это тоже свежие решения - то, что мы обсуждали? Июльское - ну, у нас уже октябрь заканчивается, и последняя сессия созыва нынешней Государственной думы - я знаю, что вы работаете очень плотно, и сегодня приняли закон, касающийся давней нашей беды, боли и предмета анекдотов - о дорогах и дорожном строительстве.
М.Ш.: Да, действительно.
Р.А.: Чем нам грозит, или чем нас порадует этот закон?
М.Ш.: Я с вами согласен. Хотя не перестаем цитировать насчет двух бед российской суровой действительности, тем не менее, мы, начиная с советских времен, еще живем без закона о дорогах и дорожной деятельности. То есть его не было, и длительное время правительство, Государственная дума и администрация президента никак не могли найти консенсус по основным формулировкам этого закона. Сейчас вопрос решен, закон на прошлой неделе принят третьем, окончательном чтении.
Р.А.: Это уже практически принят закон.
М.Ш.: Да, сейчас он подлежит утверждению Советом федерации, и я убежден, что он будет подписан президентом. Комитеты Совета федерации уже одобрили этот закон. О чем, собственно говоря, закон? Ну, во-первых, он упорядочивает все понятия, которые существуют в дорожном хозяйстве, он разделяет компетенцию и ответственность властей за те или иные виды дорог, за искусственные сооружения на дорогах, за путепроводы, мосты, туннели. Он вводит понятие, скажем так, нормативного содержания дорог, и начиная с 2011 года все дороги будут финансироваться по потребности. То есть если по нормативу положено такое-то количество средств на приведение в нормативное состояние, то они будут профинансированы из соответствующего бюджета. Уйдет в прошлое понятие различных ямочных ремонтов, и я надеюсь, что дороги все-таки будут приведены в нормальное нормативное состояние. Кроме того, облегчено и упрощено принятие решений по объектам придорожного сервиса, определены органы, которые будут ответственно заниматься размещением объектов придорожного сервиса - это и заправки, и стоянки, и разгонные полосы, и киоски. Будут упорядочены вопросы торговли на автомобильных трассах, и я уверен, что трассы станут лучше. Одна из глав закона - это глава о платных дорогах. Мы четко прописываем, в каких случаях могут быть платные дороги - например, вне границ населенных пунктов. Это дороги, которые либо вновь построены, либо реконструированы и существенно улучшены, либо в границах населенных пунктов это только исключительно вновь построенные автомобильные дороги.
Р.А.: Мартин Люцианович, а появятся у дорог хозяева? А то очень часто так бывает, что невозможно найти хозяина, по разным поводам - почему здесь сужение, которое образует пробки? Начинают кивать друг на друга, и невозможно найти концов. Появится ли у дорог хозяин?
М.Ш.: Из самых важных положений закона - мы четко разграничиваем обязанности соответствующих уровней власти за теми или иными дорогами. То есть бесхозных дорог не будет, и каждая власть будет ответственна за тот или иной участок дороги. И более того, она обязана будет, это ее обязанность - поддерживать дорогу в нормативном состоянии. Вот какое по строительным нормам и правилам положено иметь качество - такое оно и будет. Определен переходный период в течение четырех лет - четыре года дано соответствующим уровням власти для приведения дорог в нормативное состояние.
Р.А.: Внутри муниципальных поселений - в данном случае, внутри Москвы, внутри Томска - если во Владивостоке еще не легли спать и слушают нас - внутри Владивостока - кто хозяин? Мэрия города - то есть администрация города? Кто хозяин дорог?
М.Ш.: Внутри, в составе муниципалитета, муниципального образования - это муниципалитет.
Р.А.: То есть если говорить про Москву, то это мэрия Москвы.
М.Ш.: Да, это мэрия города Москвы, безусловно. Те трассы, которые отнесены к федеральным трассам - там, естественно, они подлежат финансированию и обслуживанию со стороны федерального бюджета. Это сегодня четко определено.
Р.А.: Очень важно не только нынешнее состояние дорог, хотя и это чрезвычайно важно, но и проектирование. Внутри Москвы - только что мы, кстати, рассказывали о том, что будет ремонтироваться, строиться Выхинский путепровод, ремонтируется и изменяется путепровод на Ленинградском шоссе - это кто решает? Это московские власти решают? Хотя трасса-то выходит, в общем, на Ленинградку.
М.Ш.: В пределах города Москвы все решения принимаются властями города Москвы. Другое дело, что существуют субсидии из федерального бюджета. Ежегодно Москва получает где-то порядка 10 миллиардов рублей, и даже чуть более, из федерального бюджета. И использование этих средств согласовывается, естественно, с Министерством транспорта и Российским дорожным агентством.
Р.А.: А есть еще федеральные дороги - они, как правило, вне муниципальных поселений, да?
М.Ш.: Да, естественно, это все трассы - Рижское, Ярославское шоссе, трасса Дон, Минское шоссе, и так далее. Шоссе - это все трассы федерального значения.
Р.А.: И значит, на федеральные трассы деньги тратятся из федерального бюджета, а внутри города - только из бюджета муниципального?
М.Ш.: Естественно.
Р.А.: А если город не очень богатый - значит, и дороги там плохие?
М.Ш.: Город получает субсидии из федерального бюджета на реконструкцию и строительство.
Р.А.: А это как-то конкретной строкой указано - что именно на реконструкцию и сохранение дорог?
М.Ш.: Да.
Р.А.: Ну что ж, вот мы немножечко поговорили о дорожном законе - он сегодня был принят?
М.Ш.: Нет, он был принят на прошлой неделе в окончательном третьем чтении.
Р.А.: Поговорили с Мартином Люциановичем Шаккумом, и есть о чем, конечно, поговорить и более того, но, к сожалению, у нас осталось буквально несколько десятков секунд до окончания программы, потому что новую тему начинать уже нет смысла. Просто можете перечислить, какие законы по вашему ведомству, по вашему комитету готовятся к третьему чтению в эту сессию?
М.Ш.: Готовится два закона, до окончания созыва мы их примем. Это закон о создании государственной корпорации Ростехнологии, которая включит в себя Рособоронэкспорт, и очень значимое предприятие для нашей страны, которое волнует и многих москвичей - это завод "АвтоВАЗ". Теперь его контрольный пакет поступит в данную корпорацию, и она будет управлять этим заводом, и еще несколько крупных пакетов государственных предприятий будут переданы в эту корпорацию.
Р.А.: А второй закон?
М.Ш.: Второй закон - это закон об ограничении участия иностранных инвесторов в капиталах стратегических предприятий.
Р.А.: Ну что ж, тогда, как только обсудите оба этих закона и примете в третьем чтении - так добро пожаловать к нам в гости, поговорим вместе со слушателями.
М.Ш.: Спасибо за приглашение.
Р.А.: В гостях у нас был Мартин Шаккум, председатель комитета Государственной думы. В студии Рустам Арифджанов. Я прощаюсь с вами, а завтра встречаемся утром, в девять часов утра. Всего доброго, до свидания.
http://www.rusnovosti.ru/program_reports/23596/
25.10.2007