21 сентября 2000
2676

Интервью с президентом международной Группы компаний `ИТЕРА` Игорем Макаровым



Вопрос: Группе компаний "ИТЕРА" исполнилось 8 лет. Ожидали ли Вы, создавая компанию, столь бурное ее развитие? Что бы Вы отнесли к безусловным удачам компании, а что к ее разочарованиям?

Ответ: Честно говоря, не ожидал. Я не предполагал, что нам удастся вырасти в такую компанию.

Если говорить об удачах, то, прежде всего, к таковым следует отнести то, что мы с 1994 года занялись газовым бизнесом. В то время никто не занимался транспортировкой и реализацией туркменского природного газа - мы были первые. Позднее с этой целью "ИТЕРА" создала с Туркменистаном и с "Газпромом" (GAZP) туркмено-российское акционерное общество "Туркменросгаз", которое в принципе и дало очень мощный старт новому направлению бизнеса нашей компании.

Что же касается разочарований, то, к сожалению, далеко не всегда намечаемые планы воплощаются в жизнь. Мне бы, в частности, хотелось, чтобы экономика государств, где мы работаем, была бы стабильнее. Наша деятельность осуществляется в странах СНГ совсем не так гладко, как может показаться, в первую очередь, по причине огромного количества бартера в расчетах с нами. Это плохо для компании, которая много инвестирует в различные проекты: приходится выдумывать различные сложные схемы для того, чтобы в конечном итоге получить свои деньги.

Вопрос: Можете ли Вы приоткрыть завесу тайны над названием компании? По этому поводу очень много различных домыслов. Почему именно "ИТЕРА"?

Ответ: "ИТЕРА" в начале своей деятельности называлась "Компания Silk". У нас были американские партнеры, которые по ряду причин не выполнили своих обязательств и вышли из компании. После этого мы решили ее переименовать. Даже объявили конкурс на простое, легкое в произношении "международное" название. Нашли в английском языке слово iteration, то есть повторение чего-то до окончательной победы, успеха, и назвали компанию "Итерация", а потом название сократилось до "ИТЕРА".

Вопрос: Игорь Викторович, когда компания намерена выйти на фондовый рынок?

Ответ: Я думаю, в лучшем случае через 2-3 года. Я, как руководитель компании, поставил такую задачу нашим юристам и финансистам, и в ближайшее время мы намерены заключить контракт с одной из известных компаний, которая "поведет" нас на биржу.

Вопрос: На какой стадии находится реализация планов "ИТЕРЫ" по добыче газа в странах ближнего зарубежья? Намерены ли Вы и готова ли компания выйти на рынки дальнего зарубежья?

Ответ: Это будет зависеть от того, насколько компания будет успешно добывать газ, и насколько у нас будет хватать газа для обеспечения тех рынков, на которых мы уже работаем. Когда сегодня говорят о том, что "Газпром" нам что-то уступил, отдал на газовом рынке себе в ущерб, то это неверно. "Газпрому" выгодно с нами сотрудничать. У нас есть газ, который мы добываем сами или покупаем, например, туркменский или узбекский. Компания поставляет газ на рынки, где не работает "Газпром". Это помогает концерну выполнять свои обязательства по поставкам природного газа в дальнее зарубежье. Вообще, "Газпрому" было бы выгодно, если на рынке будет не одна "ИТЕРА", а несколько таких компаний. Тем более, что на фоне падения уровня добычи газа в стране мы наращиваем его добычу. В этом году мы добудем уже 20 млрд куб. метров газа, даже чуть-чуть больше плана. Думаю, со следующего года мы начнем добывать газ в Узбекистане и в Казахстане, по крайней мере, мы планируем это. Поэтому, если, например, в 2001 или в 2002 году компания будет обладать ресурсами газа большими, чем сейчас, то, естественно, мы будем ставить вопрос о новых рынках.

Вопрос: Не станет ли при этом ваша компания конкурентом "Газпрома" на газовых рынках? И второе. Вы говорите, что "Газпрому" выгодно наличие нескольких "ИТЕР", а выгодно ли это самой "ИТЕРЕ"?

Ответ: Конечно, не выгодно. Нам не выгодно, потому что это конкуренция. Хотя, в принципе, здоровая конкуренция заставляет лучше шевелиться.

С "Газпромом" мы не собираемся конкурировать по поставкам газа. Я приложу максимум усилий для того, чтобы договариваться с "Газпромом", проводить с ним общую ценовую и "газовую" политику.

Вопрос: Учитывая "неаккуратность" в платежах ваших основных потребителей газа в странах ближнего зарубежья, каковы реальные потери "ИТЕРЫ" от неплатежей и насколько их компенсируют другие формы зачета помимо денежных?

Ответ: Самое тяжелое время неплатежей, как мне кажется, лишь бы не сглазить, мы прошли. Самая тяжелая ситуация в этом плане была в 1996 и 1997 годах. Мы действительно тогда понесли большие потери. До сих пор существует задолженность перед нашей компанией за 1997 год, которая гасится не "живыми" деньгами, а, например, металлом, трубами, тракторами. Многие задают вопрос - с чего это вдруг "ИТЕРА" начала газ добывать. К этому нас во многом подтолкнул бартер в расчетах с покупателями нашего газа, мы стали направлять получаемые за газ материалы на обустройство месторождений. Сейчас же денежная составляющая в расчетах со странами СНГ, за исключением Грузии, дошла почти до 50 проц. А в России, в Свердловской области, мы фактически вышли на 100-процентные платежи.

Вопрос: Недавно "ИТЕРА" создала в Западной Украине сельскохозяйственное предприятие. Будет ли продолжена подобная практика, нужна ли она вам, и если да, то в каких странах?

Ответ: По генеральному плану развития нашей компании 80 процентов бизнеса будет приходиться на энергетическую область - газ, нефть, электроэнергию. Для минимизации рисков можно развивать какие-то другие, вспомогательные виды бизнеса, в частности, в сельском хозяйстве. Схема простая: наш газ идет на химические заводы Украины, которые вырабатывают удобрения для нашего сельскохозяйственного предприятия по производству пшеницы. В дальнейшем постараемся распространить этот опыт и на Россию. Так, "ИТЕРА" недавно приступила к реализации совместного проекта с компанией "Амтел", которая производит соки, чай, другую продукцию.

Вопрос: Игорь Викторович, будет ли "ИТЕРА" продолжать поставлять газ на электростанции РАО "ЕЭС России" (EESR)?

Ответ: Весь третий квартал РАО "ЕЭС" потребляет наш газ, хотя нам это очень, очень не выгодно. Наверное, в четвертом квартале мы это делать не будем, потому что сегодня, к сожалению, существующая цена на газ внутри России настолько низка, а тарифы на транспортировку наоборот высоки, что мы не можем газ собственной добычи транспортировать дальше Перми или Свердловской области. Поэтому мы хотим поставить в известность и РАО "ЕЭС", и правительство о том, что из-за неблагоприятных экономических условий нам не выгодно продавать газ российским энергетикам.

Вопрос: Может ли правительство пойти на снижение соответствующих тарифов на транспортировку газа?

Ответ: Я бы очень просил правительство, чтобы оно пошло на этот шаг, потому что сегодня от реализации газа в России мы терпим убытки. У компании нет даже той необходимой прибыли, чтобы продолжать инвестиции в разработку месторождений и добычу газа и, соответственно, расширять бизнес. В итоге правительство ничего не потеряет, ведь мы будем платить больше налогов.

Вопрос: Уже пять лет "ИТЕРА" осуществляет программу диверсификации своего бизнеса. Будут ли в эту программу внесены какие-либо коррективы, и какие направления в этом бизнесе станут приоритетными в ближайшее пятилетие?

Ответ: Как Вы знаете, "ИТЕРЕ" принадлежат предприятие "ИТЕРА Пет", в которое входят заводы по производству заготовок для пластиковой посуды в Подмосковье и Белоруссии. Сейчас мы разрабатываем проект строительства завода по производству кислоты, необходимой для изготовления пластмассовых гранул для выпуска посуды. Сырьем для этого производства будет природный газ и газовый конденсат. Также планируем построить газовую электростанцию для выработки электроэнергии, которая будет поставляться Молдавскому металлургическому заводу, входящему в Группу компаний "ИТЕРА".

Вопрос: Имеет ли Ваша компания планы расширения присутствия в горной отрасли Монголии помимо известного проекта по добыче золота "Золотой Восток-Монголия"?

Ответ: Пока нет.

Вопрос: Могли бы Вы прокомментировать неудачный исход переговоров украинской делегации в Ашхабаде. Вносит ли это какие-либо коррективы в планы "ИТЕРЫ" по поставке газа?

Ответ: Мы подписали новый контракт с Туркменистаном, и тот объем туркменского газа, который сегодня идет через Узбекистан и Казахстан, полностью занимает транспортный коридор. Поэтому я не понимаю, зачем украинская делегация ездила в Ашхабад. С технической точки зрения этот визит был в какой-то степени обречен. Весь объем газа, который можно было купить сегодня у Туркмении, мы купили, или тогда Туркменистан должен отказаться от поставок законтрактованного нами газа и заключить контракт с Украиной.

Вопрос: Не так давно "ИТЕРА" опровергла заявление украинского вице-премьера Юлии Тимошенко о наличии договоренности с компанией о поставках газа на четвертый квартал этого года на Украину. Чем вызваны эти ничем не обоснованные заявления со стороны высокопоставленного лица украинского правительства?

Ответ: Думаю, заявление вызвано горячим желанием, чтобы этот вопрос был решен. Мы тоже за то, чтобы он был решен, но есть один маленький нюанс. Мы будем поставлять газ, если нам будут платить. Найдет Украина деньги на газ - никаких проблем с его поставками не будет.

Вопрос: Игорь Викторович, пока неясен исход конфликта вокруг компании "Роспан Интернешнл", добывающей природный газ и газовый конденсат. Мы желаем Вам позитивного для "ИТЕРЫ" исхода данного конфликта. Тем не менее, если предположить обратное, и "ИТЕРА" потеряет это предприятие, то какие выводы Вы могли бы сделать из данного конфликта. Будет ли "ИТЕРА" искать какую-то замену этой компании?

Ответ: Конфликт вокруг "Роспана" стал возможным из-за несовершенства российского законодательства, так как суд принял к исполнению откровенно сфальсифицированные противоположной стороной документы, на основе которых она стала одним из кредиторов "Роспан Интернешнл". Думаю, что конфликт наносит ущерб и самому предприятию, и России в целом. В итоге, если в прошлом году и в первом квартале нынешнего мы вложили в "Роспан" значительные суммы, то сейчас все инвестиции заморожены. Под шумок судебных разбирательств идет фактическое разграбление предприятия, сотрудникам перестали платить зарплату. Я буду пытаться сделать все возможное, чтобы мы все-таки выиграли процесс, потому что, объективно говоря, правда на нашей стороне. Если "ИТЕРА" потеряет "Роспан", то это не нанесет нам большого ущерба, как многие считают - в нашем бизнесе предприятие занимает только 2 процента. Просто процесс настолько политизирован и раздут, что всем кажется, что "Роспан" - очень крупное предприятие. На самом деле оно может им стать, только если туда вложить еще 200-300 млн долларов.

Вопрос: За теми силами, которые противостоят "ИТЕРЕ" в этом конфликте, судя по всему, стоят достаточно влиятельные люди. Действительно ли "Роспан Интернешнл" представляет для них такой интерес с точки зрения бизнеса, или это - определенная политическая акция против "ИТЕРЫ"?

Ответ: Газ, добываемый "Роспаном" с большой глубины - дорогой, и он выгоден, когда его смешиваешь с газом из других источников - так делает "ИТЕРА". Так что цель тех, кто затеял этот конфликт, а это, прежде всего, предприятие "Ямалстрой", проста: обанкротить "Роспан", продать его с молотка, и после этого, как говорится, разбежаться. Мне кажется, что в итоге, наши оппоненты все же откажутся от своих необоснованных претензий.




http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован