05 мая 2008
3548

Интервью с Валерием Шанцевым. Нижегородская область будет много работать, чтобы вновь стать `карманом России`

Рустам Арифджанов: Сейчас мы соединяемся с Валерием Павлиновичем Шанцевым - губернатором Нижегородской области. Особенно приятно с Нижним Новгородом говорить радийщиками, по сути, в Нижнем Новгороде, считается, что это родина радио, потому что Александр Попов, когда изобрел радио, работал на нижегородской электростанции, снабжавшей Нижегородскую ярмарку. В 1918 году здесь была создана нижегородская радиолаборатория, в которой в 1919 году вместо морзянки впервые в российском радиоэфире зазвучал человеческий голос. Это был голос лаборанта нижегородской радиолаборатория Острякова. Фразу он сказал: "Алло, говорит нижегородская радиолаборатория". Она занималась проблемой увеличения расстояния передачи голоса. Там был создан первый в мире кристаллический полупроводниковый радиоприемник. Особенно приятно это говорить в преддверии Дня радио, который отмечается 7 мая. В этом году исполняется 90 лет, как прозвучал первый голос в радиоэфире.

Валерий Шанцев: Могу добавить, что в Нижегородской радиолаборатории еще была изобретена мощная генерирующая лампа "Бабушка", она была 1 метр 20 см высотой. Мы эту лампу поставляли в Германию и Францию.

Р.А.: Вы в эти дни будете по-особу День радио отмечать?

В.Ш.: После эфира еду в музей нижегородской радиолаборатории начинать готовиться к празднику.

Р.А.: Замечательно, что не забываете наш праздник. Первый вопрос о столице. Мы считаем вас москвичом - как в последние годы складываются отношения между Нижегородской областью и Москвой?

В.Ш.: Отношения дружественные и очень взаимовыгодные. Мы сегодня подписали соглашение с Юрием Михайловичем Лужковым по сотрудничеству в экономической, культурной сферах, в сфере образования. Если говорить о цифровых показателях, то взаимный товарооборот за 2005-2008 вырос с 31 млрд до 38 и увеличился на 23%. Если говорить по товарам, то, в основном, мы поставляем автомобили грузовые, изделия из дерева, черный металл, трубы, овощи. Москва, в основном, поставляет нам переработку молочной продукции, колбасные изделия. Мы подписали соглашение и протокол к соглашению, где совместно будем приводить за 3 года наш международный аэропорт. Сейчас мы проводим дополнительную миссию и передаем около 90% акций московскому правительству. В этом году уже будет вкладываться 2,8 млрд. рублей. А всего за три года - 13 млрд. рублей. Это будет современный международный аэропорт. И пассажиропоток увеличится с 300 тыс. до 3 млн. На родине Кузьмы Минина ополчение, по призыву которого освободило Москву, заложен Дом Москвы. Там будет место, где туристы будут проводить время, и местные жители. Будет гостиница построена. Москва вкладывает около 300 млн. рублей. Все больше московский бизнес приходит сюда. Строители стали здесь строить жилые дома. Фирма "Су-155", которая известна в Москве, сегодня строит 4 17-этажных дома. Это направление взаимной поддержки очень важно. Наша делегация побывала в департаменте продовольственных ресурсов. 10 мая будет сельскохозяйственная выставка нижегородских сельхозпроизводителей в Юго-Восточном округе Москвы. Мы там будем показывать наши возможности. Мы много участвуем в выставках в Москве. За последний год - в 17 выставках участвовали: в инновационных, инвестиционных, туристических. Москва это центр, где можно показать себя, заключить выгодный контракт. У нас будет и дальше развиваться это сотрудничество.

Р.А.: Спорить о том, где первая, где вторая столица России не приходится, потому что понятно, что после Москвы мы вспоминаем о Санкт-Петербурге. А если говорить о третьем городе страны, то тут ученые спорят. Нижний Новгород тоже оспаривает эту пальму первенства. Вы считаете, что Нижний может стать третьим центром России?

В.Ш.: Чтобы таковым быть, надо много работать. Кстати, исторически это подтверждалось, что, если территория развивается, она имеет статус. В 19 веке не зря говорили, что Санкт-Петербург - это голова России, Москва - душа России, а Нижний Новгород - карман России. Мы сегодня считаем, что с точки зрения логистики, географического расположения мы выгодно расположены. Надо эту возможность историческую поддерживать. Надо создать современную инфраструктуру. Я убежден, что Нижний Новгород должен стать центром торговли в России, как это было в конце 19 века, когда на нижегородской ярмарке формировались цены на зерно, на продукты. Здесь много проводилось выставок, это фактически была последняя ярмарка России, где подводились итоги всего года торговли. Мы думаем создать современные логистические складские мощности, около 2 млн квадратных метров, дороги построить, гостиницы, офисы, банки. Все это должно привести нас к историческому статусу.

Р.А.: При вас в Нижегородской области начала активно действовать система привлечения инвестиций. Создан эффективный механизм - инвестиционный совет при губернаторе. Как он работает?

В.Ш.: Совет работает еженедельно в рабочем режиме. Его эффективность все более увеличивается. Если за 2007 мы рассмотрели около 110 заявок, то уже за 4 месяца этого года - 700. Реализация утвержденных нами проектов сегодня коло 700 млрд рублей. Если говорить о крупных инвесторах, которые пришли, это компания "Либхер" - строительные машины, компания "Сольвей" - которая является лидером в производстве поливинилхлорида и его переработки, "Валио" - которая занимается производством автокомпонентов. Таких компаний, которые являются лидерами в своих отраслях, у нас достаточное количество. Прямые иностранные в инвестиции в основной капитал за 2007 год увеличились в 2,8 раза, по сравнению с 2006 годом.

Р.А.: Мы привыкли считать, что Нижний Новгород - один из центров автомобильной промышленности России. Автопроизводители с мировыми именами - Пежо-ситроен, Нисан, Тойота рассматривали Нижегородскую область в качестве территории для размещения производства в России, но ни одна из этих компаний ваш регион не выбрала. Насколько реально появление крупного инвестора автопроизводителя с мировым именем, готового построить завод в Нижегородской области или это неактуально?

В.Ш.: Нижегородская область - это признанный автомобильный кластер. Он начал формироваться еще с 30-х годов прошлого века. Нас очень трудно удивить масштабами инвестиций, если проект не очень серьезный, мы не обращаем на него внимания. К нам приходили практически все, но мы принимаем тех, у кого серьезные намерения. Объемы сборки автомобилей 40-50 000 в год - они нас мало интересуют. Потому что это, как правило, разборка и сборка, обход таможенных постов. И это якобы собранные у нас автомобили. Нас интересуют объемы не меньше 150 000 автомобилей в год. Самое узнаваемая какая марка в России? Шевроле. Мы разместили производство Шевроле - 160 000 автомобилей в год. С Пежо-ситроен мы тоже начинали с 210 000, но когда мы опустили эту сумму до 40, нам стало это неинтересно. У нас собственной сборки в 2011 году будет под миллион автомобилей. Просто так бросаться на любой проект - мы имеем достаточную компетенцию, чтобы этого не делать. Мы делаем, когда появляется штамповочное, сварочное производство. Тогда будут создаваться рабочие места, будет добавочная стоимость, прибыль. Основные налоги в область это прибыль и подоходный налог на доходы физических лиц. Поэтому мы твердо убеждены, что наш автомобильный кластер заработает на полную мощность. Вы говорите о крупных инвесторах. У нас самый крупный инвестор это ГАЗ. Он до 2011 года будет вкладывать около 1, 5 млрд долларов в постановку новых моделей. Это Сайбер, Максус и ряд других моделей. Нам на фоне ГАЗа негоже заниматься отверточной сборкой.

Р.А.: А ГАЗ запускает новую линейку легковых автомобилей?

В.Ш.: Уже запустил, эта линейка заработала. Это модель, которую ГАЗ делает совместно с Крайслером, эта модель называется Сайбер.

Р.А.: Как будут выглядеть эти автомобили?

В.Ш.: Будут конкурировать со всеми автомобилями современных известных автосборщиков. Это будет соответствующий всем международным стандартам автомобиль.

Р.А.: Выдержит конкуренцию с дешевыми китайскими автомобилями? Волжский автомобильный завод после того, как стал в системе концерна госкорпорации Ростехнологии - тоже собирается наращивать технологии - конкуренция большая!

В.Ш.: Чтобы выдержать, надо готовиться. Поэтому ГАЗ по многим позициям опередил не только ВАЗ, но и многих иностранных автосборщиков. Максус это самая лучшая модель коммерческого грузовика Европы 2005-2006 годов.

Р.А.: Делегация правительства Нижегородской области во главе с вами в марте участвовала в выставке в Каннах и успешно презентовала ваш регион. Каковы результаты визита?

В.Ш.: Хорошие. Мы в процессе выставки заключили несколько соглашений на сумму около 500 млн евро. И кроме этого, мы показали несколько наших очень серьезных крупных проектов в области строительства, жилья и объектов спорта, культурно-развлекательных; показали проект "Остров" - будет строиться серьезный комплекс по индустрии развлечения и туризма. Мы показали проект "Резиденция" - это проект комфортного жилья, мы показали технопарк, где будет около 200 тыс. лабораторных площадей и жилье, и инфраструктура для того, чтобы наши молодые ученые могли продвигать инновационное поле в другом уровне. Самый главный наш проект - проект нового города. Мы назвали его "Глобтаун". Этот проект делала итальянская фирма "Бенини". Он произвел больше впечатление. Сейчас мы начинаем его реализацию, готовим необходимые решения. Проект большой, там 20 млн квадратных метров площадей, из них 9,5 млн жилья. Полная инфраструктура - офисы, банки, культурный центр, парк большой. Этот проект, мы считаем, даст новое развитие городу Нижнему Новгороду. Сочетание высокоскоростной железной дороги, международный аэропорт, строительство трех логистических центров даст то предназначение, которое мы видим для Нижнего Новгорода - центр дистрибьюции товаров ежедневного спроса.

Р.А.: Я так понял, что "Глобтаун" и вам нравится, и иностранцам в Каннах понравился. А местные жители? Я знаю, что есть споры, что город, который будет построен недалеко от Нижнего Новгорода, у некоторых местных жителей не вызывает радости. В чем там проблема?

В.Ш.: Когда в Париже строили Эйфелеву башню, почти все парижане возражали. А сейчас никто Париж не мыслит без нее. Тут трудно сказать. Человек, не познакомившись с подробностями....Мы сейчас много времени уделяем общественным слушаниям. Мы провели градостроительный совет, проводим большой брифинг. Людям надо дать возможность познакомиться. Что касается обсуждений, есть и такие идеи, но мы знаем одно - с одной стороны, мы должны современный уровень жизни дать нижегородцам в этом новом городе. С другой стороны, мы должны ценить историческую ценность архитектуры города. Мы не можем строить высоты в исторической части, мы приняли решение не строить выше пяти этажей. Как обеспечить присутствие у нас крупных транснациональных корпораций? Сегодня инвесторы идут не только в Москву и Санкт-Петербург, они идут и в регионы. Когда нам говорят - стою на берегу Волги, вижу горизонт, это хорошо. Тогда в глуши надо жить, в шалашах, кругом горизонт. К сожалению, по архитектурным конструкциям мы не можем такую точку зрения принять. Там будет этнический город, реконструкции, город советской застройки и новый город - современный город.

Р.А.: Я слышал, что в Нижегородской области стараются внедрять европейские технологии утилизации мусора. По этому поводу много споров вокруг Игумновского полигона для отходов. Можно сейчас говорить о сроках реализации данного проекта, об объеме инвестиций, кто из иностранных инвесторов примет участие в этом прогрессивном проекте?

В.Ш.: Мы этот проект готовили два года. Не просто так мы решили, что у нас было совсем никак, а завтра будет, как в Европе. Так не получается. Поэтому мы реализовали инвестиционный проект с фирмой "Фаун", которая производит современные мусоровозы в Арзамасе на заводе "Коммаш". И сегодня поставляем эти мусоровозы не только себе, но и в Москву, Минск. Казань. Второй инвестиционный проект мы реализовали с известной фирмой "Отто", которая производит контейнеры для сбора бытового мусора. Эти контейнеры стоят во всем мире, сегодня они производятся у нас. Мы себя обеспечиваем и остальным помогаем. После того, как мы это сделали, мы пригласили фирмы-операторы, которые занимаются во многих странах мира этим выгодным бизнесом. Потому что у нас считается, что мусор это обуза. А на самом деле это не так. Мы мусор захораниваем или сжигаем. А его сортируют, перерабатывают. И практически не захоранивают. Потому что на конечной стадии получается специальный компост, который потом используются по разным назначениям - в строительстве, сельском хозяйстве. Если говорит о нашей концепции, то мы сегодня имеем 256 организованных свалок мусора. Это нельзя даже назвать полигонами, в том числе Игумновский полигон. Это свалка, которая горит с момента организации - с 1983. Это один из самых молодых полигонов. Он не очень большой - 30 гектаров. Есть полигоны в Подмосковье под 100 га. К сожалению, он эксплуатировался неграмотно. Поэтому мы объявили конкурс на то, чтобы фирмы провели бы его обследование и построили бы современные сортировочные комплексы, биомеханические, которые стоят во всем мире. Сейчас конкурс объявлен, в начале июня он состоится. Сейчас 4 фирмы, в том числе и известная фирма "Ремондис", подали заявки. Одновременно с этим сейчас реализуется проект. Думаю, в нашей лотовой документации стоит срок - 2 года рекультивации полной этого полигона и строительства новых, которые бы эксплуатировались по современным европейским технологиям. 17 апреля фирма "Ремондис" заключила соглашение с мэрией Нижнего Новгорода. И она за 2,5 месяца разлинует здесь современную систему сбора, транспортировки, переработки и доставки мусора. Фирма закупает 10 000 контейнеров, 50 мусоровозов, строит за свои средства 3 мусороперегрузочных станции. На мусоровозах далеко возить нет смысла. Всего мы хотим иметь в области 7 полигонов современных вместо 250 свалок. 23 мусороперегрузочных станции. Уже порядка 10 городов, как Нижний Новгород, переходят на эту систему и поставляют сюда контейнеры, мусоровозы. Думаю, через 3 года мы будем иметь европейскую систему сбора, транспортировки и утилизации бытового мусора. Одновременно с бытовым мусором мы включаем в концепцию строительный мусор, промышленный, медицинские отходы - все то, что сегодня мешает нам хорошо жить, и портит нам настроение, когда мы летаем над областью и едем по нашим дорогам. Мы дружим с землей Саксония, Саксония в 1992 году имела 300 таких свалок. Сегодня она имеет 3 полигона, а думает уже об одном.

Р.А.: Вы говорили, что нужно превращать Нижний Новгород в один из крупных логистических центров. Я даже знаю, что в ближайшее время начнется строительство такого центра. Насколько этот центр покроет потребности регионов в складских помещениях? Может, он поможет разгрузить Москву от большого количества складов?

В.Ш.: Мы в наших планах имеем намерения строить три логистических центра. Один самый мощный будет в районе нашего международного аэропорта, инвестиционный совет уже одобрил эту заявку. Объем инвестиций - 54 млрд рублей. Инвестор - одна из мощнейший фирм "Гибиди Лимитед", которая имеет опыт и группу операторов, разработчиков. Этот логистический центр рассматривается, как международный. Место выбрано очень удачно - развиваться будет международный аэропорт с возможностью грузовых перевозок. Рядом река - для строительства низконапорной плотины. Мы улучшим судоходство. Рядом железная дорога Москва- Нижний Новгород. И другой гранью этого участка является автомобильная трасса М7 Нижний Новгород - Москва. Около 2 млн квадратных метров будет построено современных складских хорошо оборудованных помещений. Грузооборот предполагается около 10 млн тонн в год, как внутрироссийские, так и международные перевозки. Мы здесь будем строить центр дистрибьюции товаров машиностроения, металлообработки, товаров повседневного спроса. Выше - в районе Большое Козино - там, где будет строиться низконапорная плотина, у нас будет центр строительных материалов, сыпучих, инертных материалов, которые нужны для строительства. В районе Кстова мы будем строить логистический центр, где будут товары продовольственные и товары повседневного спроса. Таким образом, мы из Нижнего Новгорода мы все наши склады небольшого объема выведем. Я хотел бы, чтобы моя любимая Москва была немного от этих функции разгружена, потому что ее функции более важные.

Р.А.: А что делается по улучшению транспортного сообщения через Волгу? Я знаю, что планируется и канатную дорогу на Бор строить, может, и метромост в Нижнем Новгороде собираетесь построить?

В.Ш.: Метромост - это хорошо, мы в этом году намерены последнюю гайку закрутить в строительстве метромоста металлоконструкциях. Он соединит Заречную часть с Нагорной частью. В 2009 мы хотим запустить по нему наружный транспорт наземный. А в 2010 пустить метро. Что касается мостов через Волгу, у нас единственный мост сегодня через Волгу, построенный в 1965, был рассчитан на пропускную способность 1000 автомобилей в сутки. Сегодня у нас в часы пик там проходит 30 000 автомобилей. Мы его на баланс города в 2007 взяли, провели его реконструкцию, расширили на 90 см. Там сейчас машины идут не со скоростью 4-5 км в час, а около 60. Планируем построить еще 3 моста параллельно этому мосту. Сейчас ведутся переговоры. Инвестиционный проект - 4-полосный метромост, который будет строиться с перспективой на транспортную инфраструктуру нового города "Глобтаун" - туда тоже надо будет вести метро. 2-й мост в районе Большого Козино, 3-й - в районе села Подновье. Сейчас этот мост проектируется. В 2009 мы начнем его строительство, в 2011 закончим. Эти мосты позволят нам сделать отводы и иметь общение между частями города. Что касается канатной дороги, мы заключили соглашение с французской фирмой "Кома". Уже идет проектирование этой дороги. В декабре 2009 мы построим канатную дорогу и запустим ее - Нижний Новгород - Бор. Это пассажирская дорога городского типа, не туристический класс. Ее мощность - 8-местный вагон перевозит 1000 пассажиров в час. Мы посчитали, что у нас как раз около 25 000 ездит из Бора в Нижний Новгород и обратно. Автобусное сообщение и мост разгрузим в результате этого. Дорога реальная, мы создали акционерное общество вместе с французской фирмой. Будем строить на частно-государственном партнерстве.

Р.А.: В связи с грандиозными планами строительства, в какой стадии сейчас переговоры относительно подъема уровня Чебоксарского водохранилища? Я знаю, что есть противники и апологеты этой идеи.

В.Ш.: Не связаны наши планы с этим проектом. Потому что мы считаем, что судоходство мы можем обеспечить только строительством низконапорной плотины. Даже ребенок знает, что, если ему надо на каком-то участке пустить кораблик, ему нужно бежать за километр и строить там плотину, чтобы поднимать воду на этом месте. Чебоксары от нас в 300 км. Чебоксарская АЭС будет все равно обрабатывать эту воду, Чебоксарское водохранилище является запасным для того, чтобы решать проблемы. И что - у нас вода все время будет туда утекать? И мы будем иметь то же самое. Судоходство мы обеспечим строительством низконапорного узла в районе Большого Козино. Что касается строительства Глобтаун, то сама плотина на 68 метров уже построена. Паводки, которые у нас бывают, до 74 метров, все строительство будет реализовываться из расчета максимальных. Нам этот объем не страшен. Нужно обеспечивать инженерную защиту, которая стоит очень дорого - порядка 45 млрд. Встает вопрос: ради чего? Ради того, чтобы увеличить производство энергии на Чебоксарской АЭС? По нашим данным, мощность будет увеличена на 250 мегаватт. Много это? Мы собираемся строить у себя мощность парогазовую - 950 мегаватт, атомная электростанция 4 блока под 150 мегаватт.

Р.А.: В конце 89-х некоторые политики на митингах против строительства атомной электростанции тогда в Горьковской области сделали себе неплохую политическую карьеру. С другой стороны, ваш земляк Сергей Кириенко возглавляет Госкорпорацию Росатом. Недавно в Нижегородской области состоялась ярмарка атомного машиностроения. Тема мирного атома актуальна для Нижегородской области. Где будет строиться парогазовая АТС? На месте недостроенной горьковской атомной станции?


В.Ш.: Площадка, на которой строилась атомная электростанция, будет использована. Инфраструктура, которая там построена, для строительства парогазовой АТС. Сейчас мы решаем вопросы с лимитами по газу, с инвестором. Проявили интерес Газпром, Тера - из Малайзии компания. Мы на стадии проведения конкурса. Нам надо выбирать: кто будет реализовывать. Это 2 блока по 950 мегаватт на 450 мегаватт каждая. Строительство первого блока в 2011 закончится, 2-й - в 2014. Если говорить по атомной электростанции, также, как парогазовая, она включена в генеральную схему развития электроэнергетики России. Плановые сроки - 2016-2020 год. Последний разговор с Кириенко состоялся, он обещал посмотреть и побыстрее решит вопрос выбора места, где будет размещаться эта атомная электростанция и ускорить сроки проектирования и строительства. Тем более, что второй кластер, который у нас имеется, это кластер атомного машиностроения и атомной энергетики. Все разработки по атомной электростанции - это разработки нижегородских ученых и конструкторов. Нам для себя важно свой продукт иметь, тем более, что строительство такой крупной электростанции, это будет 4 блока по 1150 мегаватт, это создание новых условий для развития области в целом. Потому что сегодня электроэнергетика сдерживает развитие производительных сил. Особенно на севере. Думаю, либо Уренский район будет местом, либо Выксовский промышленный узел, чтобы нам много магистральных сетей не надо было строить на север, развивая там производительные силы. Мы эти планы имеем, планы подтверждены государственными программами, только сейчас надо создавать условия для их нормальной плановой реализации.

Р.А.: Начали с Дня радио и заметили, что Нижний Новгород - родина российского радио. У нас позади праздник весны и труда и впереди самый важный праздник - 9 мая. В эфире есть возможность поздравить ветеранов.

В.Ш.: В преддверии самого светлого праздника - Дня великой Победы - поздравляю ветеранов, тружеников тыла, которые, не думая в те времена, поднялись на защиту родины нашей и всей мировой цивилизации. И только благодаря стойкости и силе духа нашего советского народа мы могли достичь таких результатов и победили в Великой Отечественной войне. Самое главное - это психология победителей того поколения. Их с каждым годом все меньше, мы хотим, чтобы они с нами были как можно дольше. Потому что те времена плавился металл, камень, горела земля. Но стойкость наших ветеранов, воинов, а многих из них возраст был 14 лет, а какую продукцию выпускали! Все это предопределило нашу победу. Вечная память тем, кто пал на полях сражений, вечная слава тем, кто победил в этой великой войне! Я хочу пожелать всем россиянам крепкого здоровья, счастья, мирного неба над головой, эта война очень тяжелой утратой отозвалась в каждой семье. Когда нам говорят сейчас, что отдаляется то время и теряется значение - ничего подобного! С каждым годом значимость этой победы все больше увеличивается. Для нас это символ борьбы со злом, несправедливостью.

Р.А.: Всех с праздником! С нами беседовал Валерий Павлинович Шанцев - губернатор Нижегородской области.

http://www.rusnovosti.ru/program_reports/95899/
05.05.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован