ЖИЛЬЕ В ПОДМОСКОВЬЕ - ПО СЕРТИФИКАТУ
Насколько это реально, рассказывает заместитель председателя
Правительства Московской области Сергей Кошман
- Сергей Николаевич, вам как одному из руководителей региона и одновременно председателю Рабочей группы по реализации Программы "Государственные жилищные сертификаты" (ГЖС) при Правительстве Московской области хорошо известна жилищная проблема для огромного отряда уволенных и увольняемых в запас военнослужащих. Насколько остро стоит она в Подмосковье?
- Жилищный вопрос невозможно отделить от всего комплекса проблем, связанных с людьми, еще недавно носившими на плечах погоны. Реформирование военной организации Российской Федерации и дальнейшие шаги по сокращению численности Вооруженных Сил и других силовых министерств не могли не обострить всех социальных проблем военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Если же говорить об остроте квартирного вопроса, то в настоящее время в области в льготной очереди на улучшение жилищных условий состоит 6339 семей граждан, уволенных с военной службы. В каждой семье минимум три-четыре человека. Нетрудно подсчитать, какое получается общее количество очередников. Таким образом, надо уже в ближайшее время выстроить в Подмосковье целый город и дать этим обездоленным людям (по-другому их и не назовешь) возможность для нормальной жизни.
- Как известно, Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" утверждена Правительством Российской Федерации, ей придан статус Президентской. А как участвуют в ней регионы. В частности, Московская область?
- Между субъектами Российской Федерации сертификаты распределяются пропорционально числу граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий в органах местного самоуправления на территории соответствующего субъекта России и имеющих право на получение безвозмездных субсидий в рамках Программы.
Напомню также, что финансирование жилищного строительства для уволенных в запас с военной службы из федерального бюджета в 1998 году было приостановлено. Собственно, это обстоятельство и побудило соответствующие структуры инициировать Программу ГЖС. С тех пор число граждан, изъявляющих желание участвовать в ней, постоянно возрастает. В Московской области таких желающих на сегодняшний день около 3000 человек.
- Это - желающих. А сколько - уже получивших в области "прописку" по сертификатам?
- В 1998 году, когда Программа стартовала, в соответствии с графиком российское Правительство выделило Московской области 70 сертификатов на сумму 6785 тыс. руб. Из них 63 (90%) реализовано.
На следующий год области было выдано 178 сертификатов на сумму 40 927 тыс. руб., 168 (94%) их обладателей переехали в свои квартиры.
В 2000 году Правительству Московской области было выделено уже 416 сертификатов на сумму 103 544 тыс. руб., что на 65% больше, чем за два предшествующих года вместе взятых. 357 их обладателей, или 86% от всего числа получивших эти ценные бумаги приобрели жилье.
В 2001 году Правительство области выдало 226 сертификатов на сумму 94 906 тыс. руб.
Все сертификаты выдавались гражданам, уволенным с военной службы и вставшим в очередь для получения жилья до 1 июля 1994 года и строго в соответствии с единой очередностью, созданной в 2000 году.
Таким образом, за время действия Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" приобрели жилье 657 семей военных, уволенных со службы и ставших в очередь на получение жилья в Подмосковье.
Кроме того, за эти четыре года в области зарегистрировано 2578 сертификатов, выданных федеральными органами исполнительной власти военнослужащим, увольняемым в запас и избравшим новым местом жительства столичную область. Из них 1622 обладателя сертификатов уже отметили новоселье.
Как видно из приведенных цифр, идет неуклонный рост выдачи сертификатов. По сравнению с 1999 годом - почти в четыре раза. В этом году мы ожидаем 300 сертификатов на сумму примерно в 110 млн руб. Все говорит о том, что эта программа живет, действует, работает.
- Каковы дальнейшие перспективы у этой Программы?
- Я уже назвал сумму в 110 млн руб. под сертификаты для области на текущий год. В российском же бюджете, как известно, в 2002 году на проведение Программы отводится 5,4 млрд руб.
Как известно, Правительством Российской Федерации утверждены новые Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. На очереди - другие нормативные правовые акты, разработанные Госстроем России, Минфином, Минэкономразвития совместно с Минобороны России для совершенствования Программы и повышения ее привлекательности.
Опыт предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою более высокую эффективность по сравнению с бюджетным финансированием нового строительства.
Данная форма позволяет ускорить решение жилищной проблемы путем предоставления гражданам возможности приобретения готового жилья на рынке, а также дает им право свободного выбора качественных характеристик и местоположения жилья, повысить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, избежать их "замораживания" в незавершенном строительстве.
- А испытывает ли Программа какие-то трудности, в чем ее "ахиллесова пята"? По крайней мере, в Московской области...
- Нам кажется, Программа нуждается в совершенствовании. Прежде всего - речь о системе распределения сертификатов как между федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации, так и между регионами России. Представляется целесообразным их распределение производить с учетом не только количества очередников - участников Программы в том или ином субъекте Российской Федерации, но и даты постановки их в очередь для получения жилья. На самом деле, в Московской области жильем еще не обеспечены те участники Программы, которые стоят в очереди с 1990 года, а, например, в других регионах страны в прошлом году сертификаты вручали уже тем, кто встал в очередь на жилье значительно позже. Неравномерность продвижения людей к заветному ордеру на квартиру вполне очевидна, и кто-то это должен скорректировать. Что же касается трудностей на местном уровне, то главная из них - цены. Анализ стоимости жилья показывает, что на сегодняшний день первичный рынок в большинстве районов Московской области становится недоступным для участников Программы. В настоящее время владельцы сертификатов приобретают жилье в основном на вторичном рынке. И все же это хоть что-то, чем вообще ничего.
- И за счет чего, на ваш взгляд, можно повысить эффективность реализации Программы и в ее рамках защиту прав граждан - владельцев государственных жилищных сертификатов?
- За счет активного поиска инвесторов, способных с помощью новых отечественных технологий, позволяющих снизить себестоимость жилья как в строительной части, так и в части инженерных коммуникаций, построить жилые помещения для последующей продажи их владельцам сертификатов. А чем не привлекательно использование сложившейся инфраструктуры для снижения себестоимости строительства (отдавать, например, предпочтение участкам с имеющимися инженерными коммуникациями)? Или использовать объекты незавершенного строительства для последующей их достройки за счет привлечения средств владельцев сертификатов. Можно применять концепцию комбинированной застройки - совмещать коммерческое и социально направленное строительство. Заманчивы перспективы с использованием механизмов ипотеки, возможностей созданной в Московской области ипотечной корпорации для граждан, не имеющих средств для единовременной оплаты стоимости жилья.
- Это только видение новых подходов или подмосковное Правительство уже реально что-то предпринимает для их претворения в жизнь?
- Бесквартирных офицеров и их семьи воздушными замками не согреешь. Нужна осязаемая крыша над головой. У нас есть несколько конкретных проектов, которые реально позволят улучшить ситуацию. Самый привлекательный из них - застройка жилого микрорайона для увольняемых в запас военнослужащих в поселке Андреевка Солнечногорского района.
- Наверняка участники Программы ГЖС заинтересуются этим проектом. Расскажите о нем детальнее.
- Жилой микрорайон на 1200 квартир предполагается расположить в живописном месте Солнечногорского района. Застройка будет вестись одно- и многосекционными домами высотой 9-14 этажей, широтной и меридиональной ориентации. Дома монолитные, с полным набором квартир - 1-, 2-, 3-комнатных и более. Ориентировочная средняя площадь квартиры - около 80 квадратных метров. Для обеспечения населения услугами проектируются блоки обслуживания и детский сад. Территория микрорайона благоустраивается, активно озеленяется с созданием полной инфраструктуры современного жилого комплекса. Застройщиком, генпроектировщиком и инвестором микрорайона выступает ЗАО "БАМО-Стройматериалы". Финансированием застройки занимается государственное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Госстроя РФ на основе жилищных сертификатов военнослужащих при страховой защите Военно-страховой компании. Соответствующая договоренность на этот счет уже существует.
Ориентировочная стоимость работ по застройке микрорайона - 30 млн долларов США. Кроме того, создание жилого района для увольняемых в запас военнослужащих, помимо непосредственного решения вопроса обеспечения их жильем, призвано решить и важнейшие социально-общественные задачи. В их числе создание рабочих мест для строителей микрорайона, развитие инженерной инфраструктуры района, приток капвложений в строительную отрасль Московской области, увеличение налоговых отчислений в бюджет, загрузка предприятий стройиндустрии и стройматериалов. Дополнительная и существенная привлекательность проекта - в социальном плане. Гарантирована возможность трудоустройства (с получением квалификации) уволенных в запас на предприятиях ЗАО "БАМО-Стройматериалы", в том числе на достраиваемом в районе Солнечногорска стекольном заводе.
- Вы рассказали просто о каком-то "городе Солнца". О таком бесквартирный офицер может только мечтать. Как скоро микрорайон будет возведен? Или это из тех долгостроев, какими не имеющие жилья военные сыты по горло?
- Завершить строительство планируется в ноябре - декабре этого года.
Еще один нюанс. В этом микрорайоне свою долю для коммерческой продажи квартир получит муниципальное образование в обмен на предоставление им земельного участка. Это и есть новый подход. Надеемся, он будет перспективным. Если мы убедимся, что такой вариант приемлем, - станем его развивать. Нам кажется, с руководством ГУ "Объединенная дирекция федеральных инвестиционных программ" Госстроя РФ и с Военно-страховой компанией в этом вопросе у нас есть взаимопонимание.
Беседу вел Никита ВЕТРОВ
http://voin-brat.ru/content/view/158/20/