01 января 2007
1828

Интервью Сергея Миронова журналу `Оппонент`

Ориентироваться России нужно на себя, на сущность российской культурно-исторической целостности - на стремление обретения духовного единства нации и социальной справедливости как высшей правды жизни.

- О системном кризисе западной цивилизации гово&-рят немало: кризис экономический, культурный, мировоззренческий, а главное, духовный, в основе которого лежит идеология потребительства, ведет к коллапсу Западной цивилизации. Не кажется ли Вам, что, ориентируясь на Запад, Россия пытается запрыгнуть в "горящий" поезд?

- Прежде всего, давайте не будем преувеличивать слухи о смерти Западной цивилизации. Особенно с учетом того, что мы сами пока не являемся примером устойчивого духовного, культурного и экономическо&-го процветания.

Издержки массовой культуры и потребительского подхода к жизни, конечно, неоспоримы, но они мер&-кнут перед доказанной самим ходом человеческой истории эффективностью демократии как обществен&-ного устройства, величием гуманистической тради&-ции, мощью экономики Запада. Причем сила ее не столько в количестве производимой продукции, сколько в качестве и в способности создавать иннова&-ционные новшества, осваивать новые пространства деятельности.

Что же касается ориентации России, то тут я отчасти разделяю критичность формулировки вопроса. Толь&-ко "поезд", на мой взгляд, не "горящий", а чужой. Ориентироваться России нужно на себя, на сущность российской культурно-исторической целостности - на стремление обретения духовного единства нации и социальной справедливости как высшей правды жизни. Однако эта ориентация должна быть устре&-млена в будущее, а не в прошлое. Многие десятиле&-тия Россия жила для других, теперь нам нужно на практике освоить понимание того, что жить для дру&-гих, конечно, можно, но лучше жить для себя, решать свои проблемы.

- Для России сегодня характерен западноевропей&-ский рационально-прагматический подход к рож&-дению детей, когда появление новой жизни напря&-мую соотносится с уровнем материального благо&-состояния родителей. Вместе с тем во многих стра&-нах исламского мира уровень жизни значительно ниже европейского и даже российского, что, тем не менее, не мешает рождению более пяти детей в одной семье. С чем, на Ваш взгляд, связана такая полярность взглядов на один и тот же вопрос?

- С точки зрения статистики, чем беднее страна, тем выше там рождаемость, чем выше уровень жизни -тем меньше детей рождается в средней семье. Если посмотреть на разные социальные группы в рамках одного общества, то, по оценке социологов, чем выше уровень благосостояния и образования, тем меньше число детей, приходящихся на одну семью. Но жизнь богаче идеологических схем. Уровень бла&-госостояния - существенный, но не единственный и далеко не главный фактор, влияющий на уровень рождаемости в той или иной стране, а тем более - в конкретной семье. Дети рождаются и в семьях праг&-матиков, где родители озабочены, прежде всего, мате&-риальным благополучием и карьерой, и в тех семьях, где супруги главным образом живут духовными инте&-ресами. И сколько их будет в той или иной семье, зависит от самых разных причин. Думаю, что специалисты в сфере демографии, психологи, социологи будут и в дальнейшем изучать сложный комплекс проблем, связанный с оценкой влияния на количество детей в семье уровня доходов и образования родителей, их мировоззрения, цен&-ностных ориентации, национальных традиций, религиозных убеждений и других социокультурных установок.

Что касается меня, то, как гражданин и законодатель, я убежден, что самой важной проблемой для России являет&-ся демографическая. Ее решение нель&-зя откладывать в "долгий ящик". Недопустимо односторонне подходить к ее решению, уповая только на мате&-риальные стимулы повышения рож&-даемости или делая упор исключи&-тельно на духовно-нравственные мотивы.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год Президент Российской Федерации В.В. Путин указал, что если мы дей&-ствительно хотим сделать для граждан что-то полезное и нужное, то нам сле&-дует сосредоточиться на решении важ&-нейших для страны проблем, и одна из них - демографическая. Как точно выразился Солженицын, в широком смысле это - "сбережение народа". В обществе есть консенсус в понимании того, что мы должны в первую очередь решить именно эту, ключевую для всей страны проблему, подчеркнул Президент.

Представление о "сбережении народа" как ключевой проблеме страны нашло выражение в разработке и реализации приоритетных национальных проектов и в мерах, нацеленных на решение демо&-графических проблем. При этом надо заботиться и о повышении рождаемо&-сти, и о снижении смертности, и об эффективной миграционной политике. Предприняты важные меры в области демографической политики, предпола&-гающие увеличение размеров ежеме&-сячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, введение частичной компенсации родительской платы за дошкольное образовательное учрежде&-ние, а также материальную поддержку семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попече&-ния родителей. Принципиально новая форма стимулирования рождаемости -это предоставление женщинам, родив&-шим второго и последующих детей, "материнского капитала".

Идея кардинального повышения выплат за рождение второго и последующего ребенка и реальной материальной поддержки семьи наз&-рела в стране уже давно. Это одна из программных установок Российской партии Справедливая Россия, которую мы последовательно и упорно отстаиваем на всех уровнях власти. Сейчас для этого в стране имеются все необходимые социаль&-но-экономические предпосылки - профицитный бюджет и растущий Стабилизационный фонд. И, закладывая правовую основу этого механизма, следует с самого начала сделать его максимально простым, а главное - понятным людям.

Важно правильно сочетать различные формы и методы социальной поддержки семей, воспитывающих детей, с формированием в обществе атмосферы уважительного, бережного отношения к семье, семейным ценностям, материнству и отцовству.

Говоря о повышении престижа прочной семьи, воспи&-тании нравственно и физически здоровых детей, важно помнить о большом духовном потенциале христиан&-ства, ислама, буддизма, других традиционных религий народов России. Все они осуждают аборты, пропаган&-ду безнравственности и аморализма, поддерживают идеал семьи, призванной быть школой подлинной нравственности, формировать правильное отношение к ближним, к своему народу, к обществу в целом. Реализация задачи "сбережения народа" требует серьезной и взвешенной законотворческой работы. Убежден, что повышение авторитета семейных цен&-ностей - одна из тех сфер, где жизненно необходимо тесное сотрудничество государственной власти, общества и традиционных религий. В Совете Федерации в марте 2006 г. создана Объеди&-ненная комиссия по национальной политике и вза&-имоотношениям государства и религиозных объеди&-нений. В числе ее задач и функций - изучение и обоб&-щение опыта органов государственной власти, орга&-нов местного самоуправления по реализации нацио&-нальной политики, исследование взаимоотношений государства и религиозных объединений, разработка предложений по совершенствованию законодатель&-ства в этих сферах.

Совет Федерации, Объединенная комиссия по нацио&-нальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений открыты для диалога и сотрудничества со всеми традиционными религиями России, в том числе и с отечественными мусульманами, в многообразной и ответственной деятельности по под&-держке семьи, решению демографических проблем. Хочу также отметить важнейшую роль СМИ в реше&-нии демографических проблем страны. В условиях современного информационного общества важно, чтобы газеты, журналы и телевидение способствова&-ли формированию позитивного отношения власти, бизнеса и российского общества к материнству, отцов&-ству и возвращению к традициям многодетности.

- Не считаете ли Вы, что многие страны, прикрыва&-ясь знаменем антитеррористической борьбы, порой необоснованно принимающей антиислам&-скую окраску, пытаются достичь своих политиче&-ских целей?

- К сожалению, это действительно так. Антитеррори&-стическая деятельность в ряде стран принимает анти&-исламскую направленность. Позиция руководства Российской Федерации здесь достаточно четкая и принципиальная: терроризм не имеет ни конфессио&-нальной, ни национальной принадлежности. Это - глобальная проблема, одинаково угрожающая миру и стабильности всех стран и народов, в том числе и тех, где ислам исповедуется большинством населения. Противодействие терроризму должно выходить за рамки чьих бы то ни было национальных политиче&-ских интересов. Это наша принципиальная позиция, которую мы постоянно доводим до зарубежных кол&-лег, в том числе и в международных парламентских организациях.

Пагубность реализации политических интересов в антитеррористической борьбе подтверждена не толь&-ко прецедентами двойных стандартов в отношении лиц и организаций, причастных к террористической деятельности, но и эскалацией напряженности в целом ряде стран.

Наиболее показательна ситуация в Ираке, где терро&-ристические акты давно уже стали явлением повсе&-дневной реальности. И это, безусловно, является следствием ошибочности как военно-силового втор&-жения на территорию данного государства, так и нынешней политики оккупационных властей. Нас не может не беспокоить и обстановка в Афгани&-стане, ставшем мировым лидером по производству наркотиков.

Также мы не можем согласиться с политикой двойных стандартов, политикой навешивания ярлыков, напри&-мер: "государства-изгои", "государства оси зла", "государства - спонсоры терроризма" и т.д. Все это, на мой взгляд, является следствием реализа&-ции политических интересов ряда стран и не только не решает проблему терроризма, а напротив - все более ее обостряет.

- Если страну, ее политический курс, религиозную направленность соотнести с человеком, его темпе&-раментом, чертами характера, нравственным развитием, как бы Вы охарактеризовали Запад, Восток и США?

- Прежде всего, надо определить - что есть Восток, а что есть Запад. Культурно-цивилизационная пара "Запад - Восток" отражает духовное, мировоззренче&-ское различие в базовых подходах к организации человеческого сообщества и определению роли и места отдельной личности в нем. Над этим вопросом ученые, философы и писатели бьются веками, но до сих пор окончательного ответа нет. Да его и не может быть. Запад и Восток - это сообщающиеся сосуды человеческой цивилизации, они не могут существовать друг без друга. Поэтому любые определения Запада и Востока субъективны и несовершенны, как и наши представления о Вселенной.

Запад выбрал генеральной идеей своего развития достижение личной свободы и в результате отстроил тип государства, где свобода личности ограничивается законами и разнообразными формами гражданского контроля. Выработанной Западом совокупности форм жизнеустройства, сочетанию выявленных им способов духовного и материально-практического освоения реальности присуща направленность на приспособле&-ние мира под человека.

Восток же сосредоточился на идее следования предна&-чертаниям, где жесткий примат социальной функции довлеет над личностью. Там и отдельный человек, и государство, в лице каждого своего представителя, не могут выйти за рамки отведенных им социальных ролей. Восток нацелен на приведение человека и обра&-зуемых им социальных конструкций в соответствие со своим собственным пониманием объективных законов. Образ Запада - это энергичный и дерзкий человек, чья энергичность и дерзость ограничены лишь энергично&-стью и дерзостью других людей. Образ Востока - это человек, следующий "силе обстоя&-тельств", пребывающий в состоянии созерцания, много&-кратно взвешивающего решения, планирующего жизнь на многие десятилетия вперед.

В этом смысле США - это Запад Запада, то есть пре&-дельное выражение права личности определять и стро&-ить свою судьбу самостоятельно. США не просто в духе Запада приспосабливают мир под себя - они его покоряют.

- Не уходя от темы сопоставления государства с чело&-веком, что, на Ваш взгляд, представляет собой жен&-ственность и мужественность и чего больше не хва&-тает современным Западу и Востоку?

- Не буду оригинальничать и просто повторю фун&-даментальную трактовку этих понятий, наиболее полно, как я считаю, выраженную китайской тра&-дицией. Женское - это внутреннее, материальное, накапливающее и воплощающее начало, олице&-творяющее покой и статику. Мужское - это вне&-шнее, духовное, творческое начало, олицетво&-ряющее динамику и подвижность. Современным же Востоку и Западу не хватает сильной и процветающей России, уверенно реа&-лизующей свое предназначение в системе миро&-вых связей.

Беседовала Елена Коновалова

01.01.2007
www.mironov.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован