23 марта 2006
4412

Интервью заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника милиции Аркадия Еделева газете `Щит и меч`

В феврале указом Президента Российской Федерации создан Национальный антитеррористический комитет (НАК), который призван координировать действия федеральных органов исполнительной власти по недопущению распространения террора.



Безусловно, создание НАК является новым этапом в противодействии террористической угрозе. Уже состоялось первое его заседание, на котором были обсуждены организационные и практические вопросы, намечена стратегия дальнейших совместных действий.



Какова ситуация на Северном Кавказе сегодня и какие результаты в борьбе с террористической угрозой достигнуты с сентября 2003 года, за тот период, когда координацию проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе осуществляло МВД России? На эти и другие вопросы "Щита и меча" ответил заместитель Министра внутренних дел РФ генерал-полковник милиции Аркадий Еделев, возглавляющий Региональный оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями (РОШ).



- Аркадий Леонидович, в каких условиях сегодня осуществляется деятельность силовых структур по поддержанию правопорядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию незаконным вооруженным формированиям в Северо-Кавказском регионе?



- Отмечу, сегодня на Северном Кавказе идеологами терроризма из-за рубежа ведется активная антироссийская деятельность. Именно она стимулирует распространение идей экстремизма и увеличение численности сторонников радикального ислама. В этих целях используется наличие на Юге России социально-экономических и межэтнических проблем. В результате чего общественно-политическая ситуация в регионе остается напряженной.



События последнего времени, происшедшие в Ингушетии, Северной Осетии, Дагестане и Кабардино-Балкарии, показывают, что лидеры религиозно-экстремистского бандподполья предпринимают попытки переноса диверсионно-террористической активности на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации.



Они же продолжают прилагать настойчивые усилия по внедрению своих сторонников практически во все уровни исполнительной власти и управления, в том числе и в силовые структуры.



Международные экстремистские организации не оставляют попыток финансирования преступной деятельности на территории России. В ходе мероприятий по выявлению и пресечению зарубежных каналов финансирования бандподполья установлено, что в основном денежные средства направляются из Турции и арабских стран Ближнего Востока.



Внутренним источником поступления денежных средств по-прежнему является криминальная деятельность в кредитно-финансовой сфере, теневой нефтебизнес, мошенничество и разбои. Наблюдается устойчивая тенденция использования, а в ряде случаев и слияния, бандформирований в совершении преступлений корыстной направленности с этническими организованными преступными группировками.



Все более опасный характер приобретает религиозный экстремизм. Немаловажную роль в этом играют в том числе и отдельные международные неправительственные и исламские организации, стремящиеся финансово и идеологически стимулировать сепаратистские процессы и террористические проявления в рамках реализуемой концепции "управляемого кризиса".



Сегодня бандглавари всячески преследуют цель создания иллюзии прекращения вооруженного сопротивления. Одновременно ими не без участия советников из-за рубежа избрана и принята к проработке доктрина достижения своих преступных целей так называемым "мирным путем". Но главной же целью передышки остается восстановление ресурса бандподполья. Боевиками активно проводятся вербовочные мероприятия, доукомплектовываются бандгруппы, преимущественно из числа молодежи. Осуществляется их обучение боевым действиям и "обкатка" при непосредственном участии в проведении диверсионно-террористических актов. Предпринимаются и одновременно разрабатываются новые способы связи, восстанавливается система управления бандгруппами.



- Важнейшей задачей для РОШ является нейтрализация главарей и участников незаконных вооруженных формирований. Насколько, на ваш взгляд, ощутим урон, нанесенный боевикам?



- С того момента, как руководство контртеррористическими операциями на Северном Кавказе было передано МВД, нами совместно с другими правоохранительными органами ведется планомерная работа по ликвидации бандформирований и слому их боевого потенциала. Благодаря слаженности, точечности и как итог высокой результативности наших совместных действий за это время бандподполье лишилось большинства лидеров высшего и среднего звена. Нейтрализованы около 800 бандитов, оказавших вооруженное сопротивление силам правопорядка, в том числе 130 бандглаварей и 24 эмиссара зарубежных террористических центров.



Среди них - как распределители финансовых средств, поступающих из-за рубежа на нужды террористов, так и организаторы самых кровавых и бесчеловечных терактов последнего времени. Были ликвидированы такие одиозные фигуры, как международный террорист, руководитель бандподполья, непосредственный координатор всех проводимых на территории России террористических актов Масхадов. Один из ближайших соратников руководителя египетской экстремистской исламской группировки "Аль-Джихад" и второго лица в международной террористической организации "Аль-Каида" Аз-Завахари Махмуд Хамам Аль-Ханав, который занимался переброской наемников в Россию. Абу Гамиди, подданный Саудовской Аравии, отвечавший за финансы бандгрупп в Чечне, Дагестане и Ингушетии. Выходец из Кувейта Абу-Дзейт, который назначал главарей бандформирований в Ингушетии, имел самостоятельное финансирование из-за рубежа и был одним из основных организаторов терактов в Ингушетии и в Беслане в 2004 году. В ходе операции был уничтожен специалист по минно-взрывному делу, представитель международной террористической организации "Аль-Каида", подданный Иордании Абу Узули, наемник из Саудовской Аравии, духовный лидер ваххабизма Абу-Омар, который, в частности, занимался распределением финансовых средств, поступавших из-за рубежа. Это и руководитель действовавшей на территориях Чечни и Ингушетии сети по подготовке террористов-смертников, один из организаторов террористических актов против мирного населения и военнослужащих федеральных войск Висимбаев, организатор серии террористических актов на Северном Кавказе Гелаев, длительное время руководивший подготовкой и переброской боевиков из Панкисского ущелья. Главарь "ногайского батальона" Елгушиев, организовавший ряд террористических актов на территории Чечни, Ставропольского края и Дагестана.



В рамках проводимых оперативно-профилактических мероприятий задержаны около 2,5 тысячи боевиков и подозреваемых в причастности к незаконным вооруженным формированиям. В их числе 81 бандглаварь.



Удалось добиться и того, что участники незаконных вооруженных формирований стали добровольно сдавать оружие. От участия в бандподполье отказались 182 бывших боевика. Среди них известный бандлидер Турлаев, бывший "министр обороны самопровозглашенной республики Ичкерия" Хамбиев, его заместитель Бибулатов и другие.



Нанесен ощутимый удар и по религиозно-экстремистскому подполью. Здесь пресечена противоправная деятельность наиболее опасных диверсионно-террористических групп, ликвидирован ряд опорных пунктов бандподполья в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае. Пресечена масштабная вооруженная акция по захвату объектов силовых ведомств в Нальчике в октябре прошлого года. Уничтожены лидеры экстремистских движений в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Отдельным результатом совместной работы можно считать ликвидацию организатора и непосредственного участника многих серьезных преступлений в Дагестане Макашарипова.



Подразделениями федеральных сил изъято значительное количество оружия и боеприпасов, взрывных устройств, которые бандиты планировали использовать при проведении диверсий на территории Российской Федерации.



Предотвращено более 650 диверсионно-террористических актов. Из незаконного оборота изъято свыше 6,5 тонны взрывчатых веществ, обезврежено две тысячи взрывных устройств. Помимо этого, обнаружено и уничтожено порядка 740 баз боевиков, около 2,7 тысячи тайников с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и продовольствием.



- Аркадий Леонидович, без эффективного взаимодействия подразделений всех ведомств, задействованных в контртеррористической операции на Северном Кавказе, сегодня невозможно решать задачи раскрытия преступлений. Как организовано взаимодействие между подразделениями МВД и ФСБ России, МО РФ, территориальными ОВД Чеченской Республики по реализации получаемой из различных источников информации? Пригодился ли вам личный опыт работы в органах госбезопасности?



- Организация взаимодействия - одна из важнейших задач. При активном участии Регионального оперативного штаба была создана разведывательная служба Объединенной группировки войск (сил). В ее состав вошли представители всех оперативных, разведывательных и специальных служб взаимодействующих органов. Конструктивный подход привел к позитивным результатам в служебно-боевой деятельности, в том числе и в решении основной задачи - пресечении деятельности бандподполья.



Замечу, что принятые решения позволили повысить эффективность управления и координации действий силовых структур, привели к снижению временных интервалов между получением оперативно значимой информации и принятием решения по ее реализации, исключили промежуточные звенья в руководстве силами и средствами.



А что касается моего личного опыта работы в системе госбезопасности, он, конечно же, мне помогает. Тем более что в силу служебных обязанностей я был напрямую связан с организацией разведывательной и контрразведывательной работы.



- Одной из задач, стоящих перед Региональным оперативным штабом, является стабилизация оперативной обстановки в Чеченской Республике. Какие результаты в данном направлении вы могли бы отметить?



- Сегодня в зоне проведения контртеррористической операции сформирована действенная система управления правоохранительной составляющей, а также специальными силами и средствами Объединенной группировки. В ее основу положены принципы соблюдения законности, а также конституционных прав и свобод граждан.



Планомерные и целенаправленные действия правоохранительных структур и Объединенной группировки войск (сил), комплексное их использование позволили своевременно выявлять и предотвращать теракты как в Чеченской Республике, так и в сопредельных с ней субъектах Российской Федерации.



Была обеспечена безопасность в период подготовки и проведения выборов президента и парламента Чеченской Республики. Осуществлен большой объем работы по повышению авторитета вновь образованных органов власти и управления, а также дальнейшей консолидации "здоровых сил", формированию гражданского общества.



Эти и многие другие позитивные достижения стали возможны благодаря объединению усилий субъектов контртеррористической деятельности на совместную эффективную работу.



- В настоящее время продолжается процесс становления органов внутренних дел Чеченской Республики. По вашей оценке, в какой степени они способны сегодня самостоятельно выполнять задачи по охране правопорядка и борьбе с терроризмом?



- Передача функций обеспечения правопорядка и общественной безопасности органам внутренних дел республики осуществляется поэтапно. Это процесс не одного дня и даже месяца.



Отмечу, одним из важнейших условий необратимости нормализации оперативной обстановки в Чеченской Республике, успешной работы по ликвидации бандподполья, обузданию общеуголовной преступности является дальнейшее совершенствование оперативно-служебной деятельности местных органов внутренних дел.



В системе МВД Чеченской Республики созданы и уже укомплектованы основные службы аппарата министерства, 20 городских и районных отделов внутренних дел, ОМОН, УБОП, два полка патрульно-постовой службы, подразделения вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы ГИБДД. Для решения этой проблемы РОШ последовательно решает задачи качественного укрепления МВД Чечни, в том числе за счет привлечения на контрактной основе высококвалифицированных сотрудников из других регионов России.



Несмотря на объективные трудности, МВД Чеченской Республики с каждым днем все увереннее контролирует ситуацию. В подавляющем большинстве сотрудники республиканского МВД добросовестно относятся к служебным обязанностям, проявляют высокую правовую культуру и уважение к закону. Большую роль играет тот факт, что сотрудники знают местные условия, язык и обычаи. Это, безусловно, повышает отдачу от проводимых оперативно-розыскных и профилактических мероприятий.

Набирают соответствующий опыт оперативные и следственные подразделения. Так, в 2005 году МВД Чеченской Республики раскрыто более трех тысяч преступлений. Это 74 процента от числа зарегистрированных. Но все же, по нашей оценке, профессиональное становление правоохранительной системы в республике еще не завершено.

Значительное количество сотрудников не имеет необходимого практического опыта работы, отмечается недостаточный уровень подготовки управленческого звена, сохраняется значительная текучесть кадров. Пока не в полной мере используется потенциал противодействия общеуголовной преступности и бандитизму.



Имеет место проблема материально-технического и ресурсного обеспечения.



Оставляет желать лучшего оборудование техническими средствами большинства изоляторов временного содержания. Практически отсутствуют стационарные посты ГИБДД.



Не созданы центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, учебно-воспитательные учреждения, специальная школа для трудных подростков. А это, в свою очередь, не может положительно сказываться на результативности работы с безнадзорными и беспризорными детьми. И данная проблема требует скорейшего решения. Так как именно от подрастающего поколения во многом зависит состояние криминогенной ситуации в республике в ближайшие годы.



Вопросов, которые предстоит решить, как видите, еще много. Так что говорить о полной передаче функций по охране правопорядка МВД Чеченской Республики пока преждевременно.



- Аркадий Леонидович, нормализация жизни в Чеченской Республике в том числе связана с возрождением ее экономики, важнейшей составляющей которой является нефтегазовый комплекс. Вместе с тем общеизвестно, что он в Чечне криминализирован. Какова результативность мер, принимаемых по борьбе с теневым нефтяным бизнесом в Чеченской Республике? Можно ли назвать эти меры успешными?



- Характеризуя результативность нашей работы, обращусь к статистике. Только в 2005 году в топливно-энергетическом комплексе выявлено 659 преступлений, что выше совокупного показателя за 2003 - 2004 годы. В результате принимаемых мер по предупреждению и пресечению фактов незаконной добычи, переработки, транспортировки и сбыта нефти и нефтепродуктов в прошлом году было обнаружено и ликвидировано 54 врезки и 175 подпольных цехов переработки нефти. За незаконную перевозку задержано 157 единиц автотранспорта, изъято 2296 тонн продукции.



Говоря о проблеме криминализации экономики республики, ее отраслей и мерах, принимаемых по исправлению ситуации, отмечу, что избавление от криминального влияния бандгрупп в отдельно взятой сфере дает мощный импульс к развитию экономики республики в целом. Важность вопроса заключается еще и в том, что нефтегазодобывающая отрасль является главной составляющей местного бюджета. Поэтому борьба с подобными криминальными проявлениями в сфере постоянного внимания Регионального оперативного штаба.



Одним из факторов, затрудняющих нашу работу, является то обстоятельство, что нередки случаи, когда организаторами многих противоправных действий становятся сами руководители предприятий топливно-энергетического комплекса. Так, например, по результатам проверок возбуждены и расследуются уголовные дела в отношении бывших руководителей ФГУП "Чеченгазпром". Их мошеннические действия нанесли ущерб государству на сумму более 42,5 миллиона рублей и 1 миллиона 933 тысяч долларов США.



Мы неоднократно рассматривали вопросы совершенствования охраны нефтегазового комплекса и мер по пресечению незаконного оборота нефти и нефтепродуктов на территории республики. Нами приглашаются для участия в межведомственных совещаниях представители правительства Чеченской Республики, руководители нефтяных компаний. Это позволяет, в свою очередь, объективно обсуждать имеющиеся проблемы, давать принципиальную оценку допущенным просчетам и недостаткам в этой сфере, способствует выработке конкретных управленческих решений.



Скажу, что в целом принятыми мерами удалось добиться значительного снижения уровня криминализации нефтегазодобывающей отрасли в республике.



- Доверие населения Чеченской Республики властям всех уровней зависит от решения такого жизненно важного вопроса, как выплата компенсаций за утраченное жилье и имущество. Не секрет, что здесь не исключены злоупотребления и мошенничества. Какие меры принимают правоохранительные органы, чтобы не допустить хищения денежных средств, и как соблюдаются интересы граждан при осуществлении этих выплат?



- Вопрос действительно острый. Дело в том, что суммы, выделяемые для реализации соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, весьма внушительны. И поэтому крайне важно провести работу по выплате компенсаций так, чтобы эти средства использовались по назначению. Отмечу, что уже около 43 тысяч жителей Чеченской Республики получили компенсации на сумму порядка 15 миллиардов рублей. Реализуется и общегосударственная национальная программа "Доступное жилье", имеющая также серьезное финансирование.



Меры по повышению эффективности действий федеральных и региональных органов исполнительной власти по выявлению, пресечению и прежде всего предупреждению преступлений в данной сфере неоднократно становились объектом обсуждения на заседаниях Регионального оперативного штаба. Нами выработан и постоянно совершенствуется комплекс мероприятий по стабилизации ситуации в сфере осуществления компенсационных выплат.



Но не стоит забывать, что финансовые злоупотребления становятся не только источником личного обогащения, но и могут стать одной из составляющих финансирования деятельности бандгрупп. В том числе и по этой причине нами уделяется самое пристальное внимание распределению финансовых потоков.



Сформированы технические группы по обследованию домовладений, в состав которых входят представители правительства республики, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, МВД и УФСБ России по Чеченской Республике.



В 2005 году по фактам противоправных деяний возбуждено более 200 уголовных дел. Для сравнения: в 2004 году - 64. Значительная часть материалов касается мошеннических действий со стороны граждан. Общая сумма предотвращенного ущерба за 2004 - 2005 годы составила свыше 177 миллионов рублей.



- Аркадий Леонидович, на фоне обозначившихся позитивных изменений в Чеченской Республике, наверное, одной из самых острых является тема похищения людей. Насколько эта проблема актуальна в настоящее время и что делается для борьбы с этим видом преступлений?



- Надо признать, что такая проблема существует. И существовала она еще до начала наведения конституционного порядка в республике, когда в Чечне творился полный правовой беспредел.



Совместно с прокуратурой, органами власти, общественностью разработан и успешно осуществляется целый комплекс организационных и практических мер. В настоящее время координацию деятельности правоохранительных органов в вопросах расследования фактов исчезновений людей осуществляет прокуратура Чечни. При содействии РОШ ведется строгий контроль за соблюдением органами внутренних дел сроков проверки заявлений о похищениях. Нашим совместным распоряжением утверждена специальная "Комплексная программа по борьбе с похищениями людей и розыску пропавших без вести". В целях координации действий субъектов контртеррористической операции, активизации раскрытия и расследования преступлений данного вида создана постоянно действующая межведомственная группа. Проводится целенаправленная работа по повышению роли органов внутренних дел Чеченской Республики в борьбе с похищениями и исчезновениями граждан. Разработан, утвержден и принят к исполнению ряд нормативных документов, регламентирующих проведение специальных мероприятий. Значительно усилен прокурорский надзор.



В структуре МВД Чеченской Республики создано Управление по борьбе с организованной преступностью, на которое возложена задача борьбы с похищениями и исчезновениями граждан.



К решению проблемы также подключены органы местного самоуправления, действующие в республике общественные институты, прежде всего советы старейшин. Организованы и успешно функционируют постоянные рабочие группы.



Хочу сказать, что осознавая всю значимость проблемы для приведения жизни в республике в нормальное русло, мы детально отслеживаем ситуацию, не оставляем без внимания ни один случай обращения граждан.



Принимаемые меры уже дали результаты. Практически втрое возросло количество расследованных уголовных дел, возбужденных по фактам пропажи людей. Мы считаем, что правоохранительным органам совместно с республиканскими и местными властными структурами удалось остановить вал похищений людей. И население Чеченской Республики в должной мере оценило эффективность усилий в этом направлении.



- А как бы вы прокомментировали неоднократные обвинительные высказывания некоторых международных правозащитных организаций о причастности к исчезновениям людей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов?



- Смею утверждать, что их появление связано с попытками отдельных депутатов Европарламента и ангажированных неправительственных организаций оказать давление на руководство Российской Федерации. Не желая замечать позитивные перемены в соблюдении прав и свобод человека в Чеченской Республике, применяя двойные стандарты, они использовали и продолжают эксплуатировать тему исчезновения людей, зачастую не владея объективной информацией по существу вопроса.



Не будем сбрасывать со счетов и другие факты. В очередной раз подчеркивая излишнюю политизацию этой темы, отмечу, что более 60 человек, которые по заявлениям их родных и близких числились как похищенные в 2004 - 2005 годах, были причастны к деятельности незаконных вооруженных формирований. А в ряде случаев были опознаны среди боевиков, нейтрализованных в ходе боестолкновений с подразделениями федеральных сил.



Наши усилия по искоренению этого вида преступлений все больше находят поддержку у российской и международной общественности. В июле 2005 года в Кисловодске на международной конференции с участием комиссара Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблеса и Уполномоченного по правам человека при Президенте России Владимира Лукина была отмечена значительная позитивная динамика в действиях правоохранительных органов по обеспечению законности, правопорядка, соблюдению прав и свобод личности. Показательно, что Хиль-Роблес, говоря о проблеме исчезновения людей в Чеченской Республике, заявил, что он уверен в том, что у властей есть желание и воля решить эту проблему. Более того, в ходе своего последнего визита в Чечню, состоявшегося в конце февраля этого года, он подтвердил наличие положительных результатов, достигнутых в данной сфере.



Так что всяческие обвинения представителей федеральных сил в их причастности к похищениям людей на Северном Кавказе - не более чем попытка дестабилизировать и без того сложную обстановку в зоне проведения контртеррористической операции, свести на нет положительные сдвиги в становлении гражданского общества в Чеченской Республике, помешать налаживанию мирной жизни.



- На недавнем расширенном заседании коллегии МВД России министр внутренних дел генерал армии Рашид Нургалиев главенствующей задачей определил "повышение уровня социально-правового обслуживания населения, чтобы действия милиции были прозрачны, понятны людям, получали их поддержку и одобрение". И в условиях нормализации жизни в Чечне это весьма актуально. Вместе с тем в заявлениях некоторых международных организаций продолжает обсуждаться тема многочисленных фактов незаконных задержаний во время спецопераций и "зачисток". Насколько актуальна эта проблема сегодня?



- Хочу со всей ответственностью заявить: в настоящее время все специальные мероприятия, в том числе связанные с задержанием граждан, проводятся только после получения разрешения руководства Регионального оперативного штаба, с обязательным предварительным уведомлением органов прокуратуры Чеченской Республики и только в присутствии прокурорских работников. Это позволяет исключать любые факты нарушения закона. Кроме того, обстановка в республике такова, что в проведении широкомасштабных спецопераций и так называемых "зачисток" населенных пунктов нет необходимости. Более того, они не проводятся уже больше года. Осуществляются только адресные мероприятия по конкретной информации, а их участникам запрещено использовать технику без опознавательных знаков, надевать форму неустановленного образца, использовать маски для прикрытия лица.



- Аркадий Леонидович, известно, что в структурах, задействованных в проведении контртеррористических мероприятий на Северном Кавказе, произошли изменения. Чем вызваны эти преобразования? Изменились ли главные задачи, стоящие сегодня перед региональным оперативным штабом?



- Перемены, о которых вы говорите, были вызваны тем, что закончилась фаза проведения крупномасштабных военных операций против боевиков. Сейчас мы проводим адресные специальные мероприятия, в которых не требуется привлечения крупных воинских подразделений. А основная задача Регионального оперативного штаба была и остается прежней - пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований и бандитского подполья на территории Северо-Кавказского региона.



Сами реформы в основном коснулись Объединенной группировки войск (сил). Закончен процесс передачи военных комендатур в горной части республики от Министерства обороны внутренним войскам МВД России. Сокращено одно из подразделений ФСБ России в зоне проведения контртеррористических операций.



Кроме того, в 2004 году при антитеррористических комиссиях субъектов Южного федерального округа были созданы группы оперативного управления (ГрОУ) - органы управления, которые в случае возникновения чрезвычайной ситуации имеют все полномочия по принятию необходимых адекватных решений. В спектр задач, стоящих перед ГрОУ, также входит руководство действиями объединенных сил и средств: подразделений Министерства обороны, МВД, МЧС России по противодействию бандформированиям. Показателем высокой степени боевой готовности ГрОУ и состоятельности этих структур является пресечение масштабного вооруженного нападения 13 октября 2005 года на объекты силовых структур в Нальчике.



- Как бы вы сформулировали важнейшие задачи Регионального оперативного штаба на ближайшую перспективу, решение которых позволит стабилизировать обстановку в зоне проведения контртеррористических операций?



- Одну из основных и первоочередных своих задач мы видим в содействии укреплению органов власти и управления Чеченской Республики, дальнейшему профессиональному становлению органов внутренних дел, повышении их роли в охране общественного порядка и общественной безопасности. Особое внимание будет обращено на создание и обеспечение функционирования системы профилактики правонарушений. Речь идет об использовании возможностей государственных институтов, образовательных, социальных и медицинских учреждений, общественных объединений для предупреждения преступлений. В этих вопросах большие надежды мы возлагаем на участие населения: в профилактике должны быть задействованы народные дружины, молодежные студенческие отряды, отряды содействия милиции.



Значительную работу необходимо проделать по линии миграционной службы. Не секрет, что бандглавари продолжают использовать каналы нелегальной миграции для проникновения на территорию Российской Федарации иностранных наемников и представителей спецслужб иностранных государств, осуществляющих сбор сведений, компрометирующих политику федерального центра, оказывающих помощь боевикам. Отмечу, что в 2005 году правоохранительными органами выявлено 391 нарушение правил пребывания иностранных граждан. Выдворены с территории Чеченской Республики 48 человек, в том числе 38 граждан стран СНГ и 10 - дальнего зарубежья. В их числе кадровый сотрудник спецслужб Турции, который под прикрытием руководителя регионального отделения одной турецкой политической партии занимался организацией финансовой и материальной помощи бандподполью. И уже в текущем году на территории Чеченской Республики за нарушения правил пребывания иностранных граждан в России задержаны в административном порядке восемь граждан Таджикистана, шесть граждан Азербайджана, четыре гражданина Казахстана, трое граждан Грузии.



Необходимо провести оптимизацию построения системы управления силами и средствами субъектов контртеррористической операции, обеспечить дальнейшее повышение уровня организации планирования и проведения спецмероприятий, принять действенные меры по нейтрализации оставшейся части руководящего звена бандформирований и активных членов бандподполья на территории Северо-Кавказского региона. Этому уделил особое внимание и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на расширенном заседании коллегии МВД России в феврале этого года. Мы должны работать на опережение, целенаправленно выявлять и ликвидировать террористическое подполье, лишать его инфраструктуры, связей, источников финансирования.



Также мы продолжим эффективную работу по выявлению замаскированных хищений бюджетных средств, направляемых федеральным центром и региональными властями на реализацию национальных проектов, по другим целевым программам. Это остается одной из основных задач правоохранительных органов в республике.



Важно усилить и информационное противоборство с идеологами сепаратизма и религиозного экстремизма на Северном Кавказе. Речь идет о наращивании системной и эффективной работы по предупреждению этнических и религиозных конфликтов. Нельзя давать шанс для пропаганды идеологии сепаратистов и создания вокруг них ореола кумиров. Нельзя допускать, чтобы в массовом сознании распространялся страх перед их силой, мстительностью и мнимой неуязвимостью. Ведь главная задача терроризма - это вселить смятение, ужас в сознание человека. И здесь должна сыграть свою роль твердость духа людей, живущих в регионе, их сплоченность. Те, кто хочет дестабилизировать жизнь в регионе, видя реакцию отторжения, неприятия таких методов, поймут, что их инструмент неэффективен, не позволяет им добиться желаемой цели.



Концентрация на данных направлениях позволит ускорить создание условий для завершения контртеррористической операции, не допустить переноса действий бандформирований на другие регионы Юга России, организовать упреждающие действия по выявлению причин и ликвидации очагов возникновения потенциально конфликтных ситуаций.



Создание НАК, ставшее решающей ступенью в построении четкой вертикали для борьбы с террором, возложившее персональную ответственность за проведение всех контртеррористических мероприятий на его членов, и принятие нового закона о противодействии терроризму в значительной степени повысят эффективность предпринимаемых мер, позволят действовать более оперативно в принятии необходимых решений, помогут вывести борьбу с терроризмом и проявлениями религиозно-национального экстремизма на качественно новый уровень.

23.03.2006
http://www.mvd.ru/news/7661/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован