Когда состоится саммит между президентами Кореи и России. Какие договоренности Россия надеется достичь в результате встречи?
- Российско-Корейский саммит запланирован на 21 сентября. К встрече в верхах готовятся к подписанию ряд документов, имеющих отношение к двустороннему сотрудничеству в области ТЭК. Взаимоотношения России и Кореи достаточно интересны для нашей страны. Для России корейский рынок представляет большой интерес, и наша страна считает его перспективным и развивающимся. Также мы рассчитываем на инвестиционные ресурсы, которые могут поступать в российскую экономику.
Как Корея сможет получать газ из России?
- Мы ведем работу в этом направлении. Это довольно непростой вопрос, так как каждая трасса имеет свои сложности Я думаю, что до конца текущего года должны появится какие-то предварительные наработки, так как для нас это направление перспективно и интересно.
Реализация конкретных проектов сотрудничества в газовой сфере, включая Ковыктинское газоконденсатное месторождение, находится в прямой зависимости от разрабатываемой Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки АТР, включая Корею. Планируется, что программа будет рассмотрена правительством до конца этого года.
В XXI веке Азиатско-Тихоокеанский регион станет крупнейшим потребителем углеводородов. Здесь идет развитие новых центров экономического роста (Китай, Корея, страны Юго-Восточной Азии), растет их потребность в энергоресурсах. При этом собственные запасы нефти и газа в странах АТР относительно невелики.
Энергетика является важной и взаимовыгодной сферой сотрудничества между Россией и странами АТР. Россия уже давно зарекомендовала себя надежным поставщиком энергоресурсов в страны Западной Европы и стремится занять аналогичные положение на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Одной из задач нашей внешней энергетической политики является укрепление позиции России на мировых энергетических рынках, максимально эффективная реализация экспортных возможностей отечественного ТЭК, рост конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке.
На Ваш взгляд, каковы перспективы линий объединенного перевоза нефти и газа?
- Надо сразу внести ясность - есть терминологии газетная, а есть технологическая. Так вот, такого технического термина нет. Тем не менее, могу подтвердить, что разработки в этом направлении ведутся. Не секрет что работа по прокладке газопроводов трубопроводов весьма затратна, а также связана с экологическими проблемами. Поэтому при принятии того или иного решения, мы ставим во главу угла технико-экономическую обоснованность проекта.
Каждый вопрос имеет свою цену. Если, например, мы объединяем две линии и по одному коридору идут два трубопровода - один нефтяной, другой газовый, то, по экспертным оценкам, это может удешевить проект на 10-30 процентов. Понятно, что это огромные деньги.
Соответственно, если такие расчеты будут сделаны и такое техническое задание будет утверждено, то может появиться и термин - `линии объединенного перевоза нефти и газа`.
Что необходимо предпринимать для снижения напряженности топливно-энергетического баланса Дальневосточного региона?
- Мощности собственных предприятий нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности Дальнего Востока не в полной мере обеспечивают потребности в топливе и энергии и коммунально-бытового сектора. Поэтому в настоящее время Дальневосточный регион испытывает дефицит в топливно-энергетических ресурсах, который покрывается за счет поставок энергетических углей, нефти и нефтепродуктов из Восточной Сибири.
Для снижения напряженности топливно-энергетического баланса Дальневосточного региона и повышения самообеспеченности топливно-энергетическими ресурсами необходимо развитие топливной промышленности за счет освоения месторождений нефти и газа на морском шельфе острова Сахалин и в Якутии.
Необходимо строительство нефти- и газотрубопроводного транспорта, в частности, расширение и строительство газопроводов в рамках проектов `Сахалин-1` и `Сахалин-2`, `Оха-Комсомольск - на Амуре - Хабаровск -Владивосток`, строительство газопровода на Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении в Якутии, Алдан - Тында - Благовещенск - Хабаровск - Владивосток.
Требуется сооружение мощностей по переработке углеводородного сырья и строительство завода по производству СПГ на Сахалине в рамках проекта `Сахалин-2`. Дальнейшее освоение гидроэнергетического потенциала региона за счет доведения Бурейской ГЭС до проектной мощности и строительства других ГЭС. Сооружение магистральных линий электропередачи, обеспечивающих подключение Объединенной энергосистемы Дальнего Востока к Единой электроэнергетической системе страны, а также развитие распределительных электрических сетей внутри региона.
Планируется целый ряд крупных проектов, которые направлены на развитие Дальневосточного региона, которому сейчас уделяется очень пристальное внимание.
Что, по вашему мнению, можно отнести к числу важнейших предпосылок экономической эффективности энергетической политики?
Основными направлениями долгосрочной государственной энергетической политики являются энергетическая и экологическая безопасность функционирования энергетического сектора, а также его энергетическая, экономическая и бюджетная эффективность. Достижение указанных ориентиров, повышение управляемости процесса развития энергетики требуют формирования основных составляющих государственной энергетической политики.
К числу таких составляющих относятся, прежде всего, повышение эффективности недропользования и управления государственным фондом недр, развитие внутренних топливно-энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, сбалансированная региональная и внешняя энергетическая политика, социальная, инновационная и научно-техническая политика в энергетическом секторе.
Проведение долгосрочной государственной энергетической политики для защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, обеспечения обороны и безопасности государства, эффективного управления государственной собственностью, достижения качественно нового состояния энергетического сектора осуществляется на следующих принципах: последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики; заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний; обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.
К числу важнейших предпосылок экономической эффективности энергетической политики относится создание непротиворечивой и гибкой системы экономического регулирования.
Главным инструментом осуществления указанной политики является комплекс мер экономического регулирования: ценового (тарифного) налогового, таможенного и антимонопольного.
Основой реализации энергетической политики государства является постоянно развивающаяся нормативно-правовая база.
Ее совершенствование должно идти по пути дальнейшего формирования законодательства, обеспечивающего стабильность, полноту и непротиворечивость нормативно-правового поля этой важнейшей сферы жизнедеятельности общества.
В результате реализации перечисленных мер, будет сформирован эффективно развивающийся топливно-энергетический комплекс и энергетический рынок, удовлетворяющие потребности растущей экономики в энергоресурсах и интегрирующиеся с мировыми энергетическими рынками.
15.09.04
2004 РИА `Новости`.
http://nvolgatrade.ru/