06 апреля 2001
3571

Интриги и игры от Эдварда Радзинского


Этой новостью Эдвард РАДЗИНСКИЙ огорошил сразу. Самый уникальный человек на телевидении, чьи рассказы о далеких и недавних исторических событиях превращаются в яркие спектакли, собирается покинуть телеэфир. Правда, произойдет это не сразу - Радзинский хочет до конца года сделать еще два-три телевизионных проекта и затем "завершить роман с телевидением". Об этом он говорит спокойно, словно его не волнует, какая огромная брешь образуется в телевизионных программах. Радзинский уже увлечен еще более оригинальными задумками. Представьте себе, что в гигантской всемирной сети Интернет появится совершенно необычный открытый для всех мир - "Домашняя страничка Эдварда Радзинского". Мы говорим об этом, и кажется, что стены его московского кабинета раздвигаются, впуская в дом писателя многочисленных гостей.


Королевские тайны на одном дыхании
- Хорошо то, что хорошо кончается. Сейчас, на пике интереса к моей работе на телевидении, и надо остановиться. Слишком много душевных сил все это отнимает, потому что импровизация на телевидении - вещь очень сложная. А я собираюсь писать большой исторический роман, просто гигантскую сагу. В принципе, давно бы надо было уйти из эфира. Но, когда постоянно слышишь от людей какие-то замечательные слова, получаешь огромное количество писем, да и рейтинги голосуют за программу, с этим очень трудно расстаться.


Дар Радзинского говорить со зрителями о сложном и далеком, как о реальных событиях живой истории, его эрудиция пока не нашли подражателей. Мы уже привыкли к тому, что, глядя на нас с телеэкрана, выступающие гладко и складно считывают текст с "телесуфлера". А он играет со зрителями в непростую игру, которая называется импровизация. В студии происходит некое таинство. Не вставая с места, он может снять подряд по две серии своих рассказов. За ним следит всего одна телекамера. Несмотря на сумасшедшую популярность и две высшие телевизионные награды "ТЭФИ", программа Радзинского делается на "медные деньги". Продюсеры не вкладывают в "антураж" его телефильмов большие средства. "Это самая дешевая в мире передача, - смеется Эдвард Станиславович. - Я бы мог расхаживать по студии, размышляя, но мне и так удобно, да и оператору легче и продюсеру дешевле: не надо двух камер".
Перерыв в съемках случается только тогда, когда необходимо по ходу действия сменить "картинку", на фоне которой выступает Радзинский. Он уверен, что мог бы записывать и по три программы подряд, но жалеет свою группу, для которой такая нагрузка не по силам. Самому Радзинскому, кажется, неведома усталость. Он всегда в форме, чему явно помогают обязательные утренние пробежки. За рубежом телевизионщики недоумевают, как можно 45 минут держать аудиторию без всяких телевизионных ухищрений. Такого нет в мире - чистой воды театр, где в одном лице сосредоточены и актер, и режиссер.
- Однажды меня впервые пригласили на телевидение, - вспоминает Радзинский. - Долго уговаривали, что я не должен бояться телекамеры, придумывали, как бы это покомфортнее сделать для меня. Загорелся огонек, и вдруг я ощутил тот самый контакт с аудиторией, которого, оказывается, мне так не хватало. У меня с камерой совершенно особые отношения, почти как с женщиной.
Может быть, поэтому его эмоциональные "взрывы" во время передачи, неожиданный смех завораживают и озадачивают.
- Если вы готовите речь к эфиру, это одно. Но чтобы импровизировать в кадре, нужно быть готовым внутренне. То есть приблизительно за два дня выключиться из жизни и стараться не думать о передаче. И при этом жить в каком-то особом мире. Для меня успех даже странен. Ведь темы передач - Нерон и Сенека, Моцарт или история о Чаадаеве - в принципе не из "рейтинговых". Но интерес к истории в стране очень велик. Зрители могут многого не знать, зато они чувствуют напряжение, в котором я нахожусь, импровизируя и размышляя на их глазах, и незаметно для себя включаются в этот процесс. Смешки, которые прорываются у меня в самых, казалось бы, неожиданных местах передачи, конечно, озадачивают. На самом деле в этот момент я уже размышляю о том, что буду говорить впереди. Моя улыбка и смех - это реакция на парадокс, который вскоре будет высказан, а зрители этого еще не понимают. Это забавный прием - так озадачивать аудиторию. Но самое главное - свобода сочинять на глазах зрителей. После этого мне очень легко писать рукой. Как правило то, о чем я рассказываю, формирует будущую книгу. Про Ивана Грозного я говорил с экрана раньше, чем написал о нем и Борисе Годунове в эссе "Кровь и призраки русской смуты". Все открытия для себя - как писать о Казанове, Моцарте, были сделаны во время программ. Так сказать, вначале было слово. Но несмотря на огромное обольщение, которым является успех на телевидении, сфера моих интересов перемещается в Интернет.
И снова мы в разговоре возвращаемся к новому проекту, которым сейчас во многом заняты мысли этого удивительного человека. Радзинский уже создал свой сайт, но вынужден был дать ему название не в привычной транскрипции, которой обозначена его фамилия в энциклопедиях и в зарубежных изданиях книг.
"Гостевая книга" в виртуальном мире
- Оказалось, что сайты с рядом фамилий, в том числе моей, уже кем-то куплены. Пришлось написать "www. radzinski.ru", поставив в конце "i" вместо привычного "y". Перекупать "свой" сайт я не собираюсь, это почти то же, что потворствовать терроризму. Предпочел взять такое звучание.
Сайт уже готов, туда заходит очень много людей. Во-первых, там есть мой круг чтения. Буду разговаривать о том, что читаю, давать некоторые цитаты из прочитанных книг. Второе - я собираюсь ежемесячно обсуждать события, которые покажутся мне значительными. Они могут не иметь ничего общего с актуальными политическими страстями. Например, событием месяца иной раз окажется концерт в Большом зале Консерватории, а вовсе не "борения политические". Ведь это - "Домашняя страничка Радзинского", мой взгляд на мир. Кроме того, там появятся неопубликованные вещи, которых у меня немало, или только что опубликованные. Например, повесть "Игры писателей". Ее первая часть напечатана в журнале "Октябрь", но ее можно будет читать в Интернете на моем сайте. Это - про Бомарше, Шатобриана, Маркиза де Сада... Есть у меня широкий круг друзей, у которых нет своих сайтов: литераторы, музыканты, философы и просто интересные личности, чьи взгляды и поступки мне кажутся чрезвычайно важными. У них будет день, когда они смогут прийти и поговорить с гостями сайта. В "Гостевой книге" есть отзывы на разных языках, поскольку пишут мне из разных стран. Словом, голос читателей и зрителей будет слышен. Я хочу разговаривать с людьми в реальном времени.
- Получается, что, покинув телевидение, вы целиком погружаетесь в виртуальный мир?
- Ну почему же? Я собираюсь создать совершенно реальный "Культурный центр". Это будет, кстати, телевизионный проект. Попробуем изменить язык, которым разговаривают сегодня на радио и телевидении. С помощью Интернета подберу команду молодых людей - интеллектуалов. Они пройдут через ряд тестов. Главным образом меня интересуют журналисты, прозаики, драматурги, режиссеры. Эта молодежь должна проявить себя с творческой стороны. Возможно, некоторые из них потом войдут в число кандидатов на премию "Дебют", поскольку я являюсь председателем попечительского совета этой премии. Но не только телевидение станет нашим "полигоном". Театру тоже требуются талантливые интеллектуалы.


Елизавета ТРЕНЁВА


"Российская газета" No 68 (2680)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован