Генпрокуратура решила выдать президенту Рахмонову таджикского оппозиционера
Пока новый генеральный прокурор Юрий Чайка принимает дела, его подчиненные под шумок решили выдать Таджикистану оппозиционера Хабибулло Насруллоева. Бывший соратник президента Эмомали Рахмонова, в свое время поддержавший его на пути к власти, Насруллоев свой 61-й день рождения встретил в московском СИЗО. Вообще же в столичных тюрьмах бывший министр торговли Таджикистана провел почти три года, поскольку на родине его обвиняют в участии в незаконных вооруженных формированиях, убийстве, измене родине и еще нескольких серьезных преступлениях. Причиной этого стала роковая ошибка Насруллоева, когда много лет назад на президентских выборах он решил поддержать соперника Рахмонова.
Однако экстрадиция оппозиционного таджика может обернуться скандалом для России, особенно накануне саммита "Большой восьмерки".
Наша Генеральная прокуратура сталкивается с огромными проблемами, получая запросы на выдачу подозреваемых в такие страны, как Таджикистан и Туркмения. Дело в том, что мы присоединились к европейским конвенциям, согласно которым мы не должны выдавать людей тем государствам, где к заключенным применяются пытки.
С другой стороны, в свете нашей дружбы с Туркменбаши и президентом Таджикистана выдача нескольких оппозиционеров выглядит обычной дружеской услугой, не оказать которую просто неприлично. Правда, за такую услугу можно и по шапке получить от Европейского суда, как уже однажды и произошло. Так несколько лет назад Россия выдала Туркмении Мурада Гарабаева, рядового сотрудника Центрального банка этой страны, на которого хотели повесить кражу 40 млн долларов. В ответ адвокат банковского клерка Анна Ставицкая обратилась в Страсбургский суд, и тот признал выдачу незаконной и потребовал срочно вернуть Гарабаева в Россию, где он впоследствии и был оправдан судом.
После такого казуса Генпрокуратура стала внимательней к закону, и в деле о выдаче другого таджикского оппозиционера, Мухамадрузи Искандарова, который является личным врагом Рахмонова, повела себя иначе. В ноябре 2004 года Искандарова, обвиняемого на родине в терроризме, бандитизме и незаконном содержании личной гвардии, задержали по запросу Таджикистана в Москве. Но Генпрокуратура отказалась его выдать, и 4 апреля 2005 года Искандарова выпустили из тюрьмы. Правда, радость была преждевременой: через две недели в городе Королеве Искандарова похитили люди в форме сотрудников российской милиции и самолетом переправили в Душанбе. Там оппозиционера приговорили к 23 годам тюрьмы. ("Новая" No 14; материал о похищениях людей в России спецслужбами других государств.)
Последний скандал, однако, не смутил Генеральную прокуратуру - теперь решили выдать и Хабибулло Насруллоева. Его адвокат Анна Ставицкая уже обратилась в Европейский суд с просьбой применить экстренные меры: "Я шокирована нарушениями закона, которые имеются в этом деле. За те два года и 11 месяцев, которые Насруллоев провел в тюрьме, ему ни разу не продлевали срок содержания под стражей, что обязательно. 13 февраля 2005 года истек предельный срок содержания Насруллоева под стражей, предусмотренный УПК РФ, и все это время он находится под стражей незаконно и подлежал немедленному освобождению. Несмотря на неоднократные жалобы в Генеральную прокуратуру РФ, Насруллоева не освобождали. Из-за неопределенности законодательства пришлось даже обратиться в Конституционный суд РФ с жалобой на нарушение прав Насруллоева. И 4 апреля Конституционный суд вынес определение, в котором согласился с нашими доводами. 26 июня была подана очередная жалоба о немедленном освобождении Насруллоева, но Бабушкинский суд вместо этого продлил срок содержания под стражей Насруллоева на 14 дней. Сделали это для того, чтобы 3 июля Генпрокуратура приняла решение о его выдаче в Таджикистан", - считает Ставицкая.
http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/51/12.html
10.07.2006