27 апреля 2006
3022

Ирина Бороган: Фараонов день

Репортаж с самого спокойного египетского курорта Дахаба, где в понедельник прозвучало три взрыва

Первый взрыв, раздавшийся в Дахабе в понедельник в 19.15 по местному времени, застал большинство туристов в ресторанах за ужином. Поначалу никто ничего не заподозрил: Дахаб считается самым спокойным курортом на Синайском полуострове. В этом маленьком городке нет многоэтажных отелей и больших торговых центров, как в более престижном Шарм-эль-Шейхе. Коралловые рифы Дахаба обожают дайверы со всего света, предпочитающие после погружений курить кальян, развалившись на подушках в кафе на набережной.

Но два громких хлопка, раздавшихся через 30 секунд, не оставили сомнений в том, что курортная жизнь здесь закончилась.

Мы тут же выскочили из ресторана, расположенного в двухстах метрах от центра города, над которым появились три густых столба дыма. "В "Газала-маркет" взорвалось электричество", - кричали местные жители, высыпав на улицы. Обалдевшие и ничего не понимавшие туристы заметались по городу.

В Дахабе всего две улицы, одна из которых - это набережная, а вторая, параллельная ей, заполнена магазинами. Около моста эта улица смыкается с набережной, образуя центральную площадь. Здесь, в 20 метрах от офиса полиции, и находится "Газала-маркет".

Через пять минут мы были там. Среди шума, криков и запаха гари хозяева магазинчиков стали созывать владельцев автомобилей. И тотчас старенькие джипы с открытым верхом (самая популярная здесь модель), отчаянно гудя, понеслись по единственной проезжей улице, увозя раненых и убитых в местный госпиталь. Единственная "скорая" появилась на месте лишь через пятнадцать минут. Но к этому моменту практически все пострадавшие были доставлены в больницу, которая расположена в пяти минутах езды от города. Тем временем местные жители спешно закрывали лавки и рестораны.

Иностранцы в панике засовывали своих детей в джипы, увозившие их из города. В двадцати метрах от "Газала-маркета" полицейский рыдал на плече своего коллеги. Навстречу нам бежала девушка в майке инструктора по дайвингу, крича, что шахиды ходят по городу и нужно спасаться в море. Многие так и сделали: в сумерках туристы с детьми на руках долго стояли по пояс в воде.



Смертники или бомбы?

Первый взрыв произошел у дверей "Газала-маркета", взрывной волной разрушило соседнюю ювелирную лавку и дом напротив. В луже крови сверкали кольца и браслеты, а у дверей "Газала-маркета" осталась детская коляска для двойняшек.

Два других взрыва случились на набережной: с обеих сторон главной достопримечательности городка - каменного мостика с деревянными перилами. На нем обычно стоят таксисты, бедуины - хозяева верблюдов, которые приглашают туристов покататься, а вокруг всегда крутятся зазывалы. В результате взрывов часть парапета обрушилась, взрывной волной разнесло стекла в соседних кафе и повалило мебель.

Через пятнадцать минут после взрыва запел муэдзин - наступило время вечерней молитвы.

Поскольку на месте были только пара десятков полицейских, первые версии выдвинули местные. "Три смертника взорвались", - понеслось по городу.

Молодой таксист Абу Азиз сидел на корточках, схватившись за голову: "Я был в двадцати метрах от взрыва и видел, как погибли два человека, только не понял, мужчины или женщины". Продавец Тарик Камаль потерял двух друзей, они работали официантами в соседних кафе и стояли как раз около моста.

Мужчина рядом сказал нам, что погибли русские туристы.

Местные и туристы потерянно бродили по пятнам крови и осколкам стекла, так же как и растерянные полицейские. Никакого оцепления первые полтора часа не было. Два парня из французского посольства, тоже отдыхавшие в Дахабе, пытались реанимировать молчавший мобильник - им нужно было срочно заниматься поиском своих соотечественников.

В 20.40 какой-то офицер нашел наконец дело для своих подчиненных - полицейские вдруг побежали по улицам, хватая местных молодых парней. Началась облава. При этом туристов стали загонять в отели, а отдыхающие египтяне, наоборот, собрались на центральной площади. Мохаммед - инженер из Каира - приехал с друзьями понырять. "Дахаб у нас считается очень спокойным местом, здесь за двадцать лет не было ни одного происшествия. Поэтому египтяне стараются отдыхать именно здесь", - пояснил он.

Первый высокий чин - министр внутренних дел Египта - прибыл на место около двенадцати ночи в окружении огромной свиты. Только тогда на местах терактов появилось оцепление. Тогда же появилась версия про бомбы, таймеры которых были выставлены с разницей в 30 секунд. Впоследствии она стала официальной. Судя по характеру повреждений - обрушились лишь фасады магазинчиков и кафе, ничего не загорелось, и даже электричество исправно работало, - все взрывные устройства были заложены снаружи.

Первые цифры погибших дал хозяин соседнего отеля, уважаемая в Дахабе персона: 10 погибших и 50-60 раненых. (В последствии число жертв возросло: по разным данным, от 18 до 24 человек погибло, в том числе - один россиянин, до 87 пострадали.)

Главный врач дахабского госпиталя Мохаммед Хусейн около часа ночи сообщил нам, что у него находятся лишь десять тел погибших и фрагменты. Облупившееся здание госпиталя выглядело заброшенным. Все раненые вывезены в больницу Шарм-эль-Шейха - в дахабском госпитале не оказалось достаточно медикаментов и крови для переливания. Он назвал только трех иностранцев среди погибших, тела которых лежали в госпитале: россиянин Леонид Титоренко, швейцарец Марко Фьори и на тот момент неопознанная женщина 50 лет.

По его мнению, взрывные устройства с часовым механизмом были крайне простыми, не начиненными металлическими элементами. Скорее всего, бомбы оставили на земле: у людей в основном пострадали ноги и нижняя часть тела.

В отеле New Sphinx, где мы остановились, отдыхала компания дайверов из Москвы. Молодая пара, за полчаса до взрыва покупавшая платок в "Газала-маркете", до поздней ночи в окружении друзей пила виски, снимая стресс. Рядом орали перепившиеся от шока британцы: Fucking terrorists, we don"t give up! ("Долбаные террористы, мы не сдадимся!"). Приехавший на один день из Шарм-эль-Шейха к друзьям Вася Изюмов, московский бизнесмен, просматривал фотокарточки. Он увлекается съемкой, и на месте теракта так увлекся, что его уволокли в полицейский участок, откуда Васю вызволил хозяин отеля. Утром у москвичей, спешивших на самолет, возникли проблемы на выезде из Дахаба. Оказалось, что теперь необходимо отмечаться в туристической полиции. На самолет ребята успели, но только благодаря собственной расторопности. Никаких представителей консульства РФ в нашем отеле не было, так же как и информации о том, как люди могут вернуться домой.



Бедуинский след

Туристы в один голос говорили об исламистах. Сначала появилась версия о том, что за взрывами стоит "Хезболлах" - в Дахабе отдыхает много израильтян. Потом стала гулять версия об "Аль-Каиде" и ее египетском крыле - группировке "Египетский исламский джихад", лидер которой Айман аль-Завахири является правой рукой бен Ладена. Египетские спецслужбы плотно сотрудничают с антитеррористической коалицией, и известно, что именно им, как мастерам жестких методов, американцы поручали допросы пленных боевиков "Аль-Каиды". Здесь расположены по крайней мере две из секретных тюрем ЦРУ - тюрьма "Мухлак аль-Мазра" и штаб-квартира местной службы безопасности в Лазугли.

Однако сами египтяне не склонны доверять версиям, выдвигаемым властями и западными СМИ. Ашраф, интеллигентный издатель из Каира, приехавший на курорт с женой и трехлетней дочкой, не верит в исламистский след: "Ну сам подумай, среди погибших большинство - египтяне, и это не случайно. Если бы целью были западные туристы, надо было взрывать две недели назад". Ашраф объяснил, что тогда курорт был переполнен иностранцами. Действительно, сейчас в Дахабе наплыв египтян. С пятницы в стране началась череда праздников - сначала Пасха, затем так называемый Фараонов день (праздник весны). А во вторник, на следующий день после взрыва, египтяне отмечали государственный праздник - День освобождения Синая.

Как предполагают местные, за терактами, скорее всего, не стоит никакой известной террористической организации. Возможно, теракт осуществили бедуины. Дело в том, что у них есть серьезный мотив. После взрывов на другом синайском курорте в Табе (октябрь 2004 года) местные спецслужбы, не найдя террористов, устроили серию жестких зачисток в бедуинских деревнях. Бедуинов обвинили в том, что они помогли террористам пробраться в Табу - закрытый город, как все курорты на Синае, - через пустыню, минуя блокпосты. Многие бедуинские семьи тогда серьезно пострадали от властей. Последующий теракт в Шарм-эль-Шейхе (июль 2005-го) многие сочли первым ответным ударом.

Конечно, такая версия не может быть выгодна Каиру. Египту, получающему щедрую помощь и политическую поддержку в обмен на борьбу с международным терроризмом, в любом теракте нужен след глобального терроризма, для борьбы с которым годятся любые методы.



P.S. На следующий день город наводнили журналисты из разных стран, которым местные жители терпеливо и подробно рассказывали о трагедии. К полудню начали открываться первые магазины, а разрушенные кафе стали приводить в порядок. Торговцы, официанты, владельцы отелей - все хотели, чтобы город как можно скорее вернулся к курортной жизни. Но спокойствие не возвращалось, и около двух часов дня местные жители решили выразить свое отношение к теракту, пройдя демонстрацией по единственной улице. В колонне шли в основном дети и женщины с плакатами "Дети Дахаба против террора - не надо больше крови".

http://novgaz.2u.ru:3000/data/2006/31-32/14.html
27.04.2006

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован