11 мая 2004
5233

Ирина Бойко: Президенту как воздух нужна новая элита

Президент в очередной раз проявил свой динамизм в тех условиях, когда окружение практически полностью "раскатано под асфальт". Это удивительно, в условиях объективного торможения, скольжения к застою, пассивному выжиданию Президент остается практически единственным возмутителем ситуации, неизбежно ведущей если не к катастрофе, то к длительной стагнации. Президенту как никогда необходима новая элита. Административная реформа становится едва ли не самым важным условием поддержки Президента и продвижения страны по пути дальнейшего устойчивого развития.

Каковы препятствия на этом пути?


Начало административной реформы - в четкой постановке задач. Причем в специфических условиях России постановка задач должна иметь вполне определенные разграничения между федеральным центром и регионами. Нерешенность данной проблемы делает невозможным эффективное проведение административной реформы и управление государством. Отсутствие задач лишает руководителей министерств и ведомств ответственности, не способствует концентрации интеллектуального потенциала на их решении, не создает условий для поиска наиболее рациональных решений.


Постановка задач в виде "снижения налогов" или "вступления в ВТО" явно не тянут на стратегический подход. Очень важно, что стратегическая цель поставлена Президентом и вполне конкретна - создание инновационной экономики. Поэтому в структуре нового кабинета министров должно быть ключевое министерство, что-то вроде Министерства инновационной (и региональной) политики. Под задачи, сформированные данным министерством, должна формироваться остальная структура правительства.


На данное ключевое министерство должно быть прежде всего завязано Министерство информации и телекоммуникаций, учитывая огромную, даже решающею роль, которую играют информационные технологии в развитии инновационной экономики. То есть данная пара (как, в свое время, к примеру, в Японии Министерство внешней торговли и промышленности - Министерство финансов) является принципиальной для дальнейшего продвижения административной реформы. Кстати сказать, уже в такой связке можно обнаружить эффективное решение проблемы сокращения дублирующих функций и повышения эффективности контроля (в условиях повышенной транспарентности).


На федеральном уровне должны остаться только те министерства, которые имеют принципиальное значение для развития всей страны в целом. Это, к примеру, министерство транспорта, министерство обороны, министерство топлива и энергетики и другие. На региональный уровень должны быть переданы все министерства, которые не решают проблем поддержания единого экономического пространства, обороноспособности и безопасности. Таким образом, функции взаимодействия с бизнесом (тем более малым и средним инновационным) должны быть переданы на региональный уровень. Это позволит сократить степень коррумпированности федерального правительства, вынести его с короткой дистанции "Белый Дом - Охотный Ряд" в реальную экономику, поставить четкие стратегические задачи перед бизнесом (имея ввиду не административные решения, а формирование стратегических рыночных ориентиров), сформировать взаимосвязь между региональными бюджетами и развитием бизнеса, формирующими своими налоговыми поступлениями местные бюджеты и пр.


Необходим новый тип управленца. Это командный тип. Это команда, способная не столько выполнять поставленные задачи, сколько их самостоятельно формировать, осуществлять их решение и нести ответственность за результаты. Четкий диагноз ситуации, выявление наиболее "узких мест" (bottlenecks), определение механизмов их решения, ресурсов (прежде всего технологических), обратный мониторинг ситуации и гибкое управление - все это важные элементы современного управления в условиях инновационной экономики. И это требует формирования нового, креативного, типа управленческой команды.


Такой команды не существует, ее необходимо начать формировать в самое ближайшее время, чтобы успеть к 2008г., если внешние условия все так же будут нам благоприятствовать. И именно эта задача должна стать приоритетной для Президента на ближайшие 4 года. А нынешнее правительство, каким бы "по лицам" оно не было, будет техническим по содержанию, вялым и пассивным по характеру, правительством стабилизации, а не движения вперед.

27 февраля 2004
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован