Ириной Бусыгиной.
- Наверное, самым резонансным итогом германских выборов стал беспрецедентный провал социал-демократов. Были ли тому какие-то фундаментальные причины, предсказываемые ранее, или же этот провал стал неожиданностью для специалистов?
- Немецкие политологи предполагали такое развитие событий. Конкретные цифры предсказать нельзя никогда, даже в странах с устойчивой избирательной структурой всегда наблюдается значительные разбросы в прогнозах. Например, когда год назад в Баварии ХСС потерял 17% - это был настоящий шок, потому что фактически покачнулась однопартийная схема управления страной.
Социал-демократы начали терять популярность достаточно давно. Мое мнение: если бы не усилия Герхарда Шредера, эта неудача случилась бы значительно раньше. К Шредеру можно относиться по-разному, но он незаурядный человек, превосходный оратор, и буквально "тащил" на себе всю партию. Если бы не его виртуозная работа со СМИ, провал случился бы еще раньше.
А на этот раз выяснилось, что у социал-демократов нет фигуры, равной Шредеру. Франк-Вальтер Штайнмайер - человек совершенно других качеств, и как публичный политик он значительно слабее. Особенно заметно это стало, когда незадолго до выборов состоялась "дуэль" между ним и Ангелой Меркель. Событие получилось, мягко выражаясь, не очень интересным. Немцы впоследствии назвали эту дуэль "дуэтом", потому что социал-демократы не смогли представить четкую и значимую собственную позицию.
Меркель, естественно, находилась в более выгодном положении - потому что находящийся у власти всегда имеет такое преимущество. При этом следует заметить, что министр иностранных дел Штайнмайер занимался в правительстве Меркель вопросами, которые для широкого круга общественного мнения не очень интересны. Немцы больше привыкли обращать внимание на свою внутреннюю политику, прежде всего - на социальную сферу.
- Сейчас в связи с результатами выборов обсуждается приход на место вице-канцлера и министра иностранных дел лидера "свободных демократов" Гидо Вестервелле. В сравнении со Штайнмайером он будет более удобен для Москвы в качестве переговорщика или нет?
- Если мыслить в подобных категориях, то Вестервелле, безусловно, будет менее удобен. Это человек из совершенно другой части партийного спектра. Он молод, ему 48 лет, - и это очень жесткий политик, причем таковым он считается даже внутри своей партии.
Вообще, внешняя политика Германии отличается некоторой двусмысленностью. С одной стороны, существуют особые партнерские отношения с Россией. С другой стороны, не подлежит сомнению лояльность Берлина по отношению к общим интересам ЕС. Поэтому внешняя политика Германии - это постоянный и необходимый маневр. Шредер в свое время маневрировал, склоняясь в сторону России. Штайнмайер также пытался по мере сил выдерживать эту линию. Подозреваю, что при Вестервелле ситуация изменится. Конечно, его будет сдерживать и Меркель, и даже собственная партия. Повторюсь: он очень жесткий политик и нам нужно готовиться к тому, что политический язык Берлина в общении с нами поменяется.
- В меру дружественная линия самой Меркель в отношении России в связи с этим может претерпеть изменения - под давлением позиции Вестервелле?
- Ангела Меркель - политик чисто центристский (в отличие от Вестервелле), поэтому полагаю, что она будет всячески избегать такого развития событий. С другой стороны, все шаги Меркель, которые мы могли бы трактовать как пророссийские, выполнены в соответствии с внутренними германскими интересами. Не будь там внутриполитических и экономических причин, она бы никогда на них не пошла. Меркель нужны голоса избирателей, она просто не может себе позволить их терять, поскольку ситуация безумно сложная.
Поэтому я считаю, что Меркель будет по возможности сдерживать Вестервелле, но не следует обманываться в том, что ее позиция будет хоть в какой-то степени пророссийской.
- Как вы можете оценить итоги выступления партий "второго эшелона": "зеленых", а также Левой партии, чей результат вырос до 11,9% - с 8,7% на прошлых выборах?
- "Зеленые" выступили в целом достойно. Что же касается Левой партии, то с моей точки зрения их рост - очень тревожная тенденция. Это исключительно популистская партия. Я слушала и выступления Грегора Гизи, и выступления Оскара Лафонтена. Гизи чрезвычайно хитер и изворотлив (это ни в коем случае не негативная личная характеристика, просто таков его политический стиль). Лафонтен же - чистый популист, но зато он превосходный публичный политик. А Германии сейчас очень не хватает хороших "говорунов". Кстати, Ангела Меркель в этом смысле тоже не на высоте, но у нее есть другие полезные качества: она производит впечатление доверительности и основательности, что в публичной политике крайне важно.
На любых выборах всегда есть некоторый процент недовольных, которые готовы "потреблять" популистские лозунги, и Левая партия прекрасно собрала весь этот электорат. Для самих себя они выступили просто превосходно, но что касается смены политических предпочтений среди немцев, то эта тенденция внушает определенные опасения.
.
Беседовал Константин БОГДАНОВ
29.09.2009