1.УПРАВЛЕНИЕ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ В РОССИИ
Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. N 1333 концерн `ГАЗПРОМ` преобразован в Российское акционерное общество открытого типа (РАО) `ГАЗПРОМ`.
На Российское акционерное общество `Газпром` возлагается ответственность за обеспечение:
надежного газоснабжения потребителей Российской Федерации, а также поставок газа за пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям;
единой научно-технической и инвестиционной политики по реконструкции и развитию Единой системы газоснабжения;
строительства и финансирования газопроводов-отводов высокого давления для газификации села;
контроля за функционированием Единой системы газоснабжения страны;
доступа любого производителя к газотранспортной системе страны пропорционально объему добываемого им на территории Российской Федерации газа при соблюдении единого механизма регулирования цен.
В этих целях Российское акционерное общество `Газпром` должно создать единый фонд стабилизации для поддержания и наращивания мощностей по добыче газа и конденсата (нефти), финансирования общеотраслевых и других затрат за счет отчислений от себестоимости продукции и прибыли, остающейся в распоряжении предприятий Общества.
Размер отчислений в единый фонд стабилизации и развития от себестоимости продукции согласовывается Обществом с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
РАО `Газпром` представляет собой многоотраслевой комплекс со стоимостью основных фондов 1.423,5 млрд. рублей. Он объединяет 70 газовых и газоконденсатных месторождений, из которых в 1992 году извлечено 602,7 млрд. кубических метров топлива (из 640 млрд. кубических метров по всей России), более 10 миллионов тонн нефти и конденсата. В производстве его товарной продукции стоимостью 154 млрд. рублей в ценах 1992 года занято 258 тысяч человек.
В отличие от других отраслей российского топливно-энергетического комплекса предприятия `Газпрома` в минувшем году в основном сохранили объем добычи газа.
При учреждении РАО `Газпром` его уставный капитал сформирован из:
100% капитала предприятий, состоящего из имущества Единой системы газоснабжения, находящегося в федеральной собственности; контрольных пакетов акций образуемых акционерных обществ; долей участия (пакетов акций), принадлежащих Государственному газовому концерну `Газпром`, в имуществе российских и за рубежных предприятий, объединений и организаций, а также иного имущества, закрепленного за концерном `Газпром`, не запрещенного к приватизации.
Все акции РАО `Газпром` являются обыкновенными и на момент учреждения РАО `Газпром` принадлежат Российской Федерации.
В течение трех лет с момента учреждения РАО `Газпром` доля Российской Федерации должна составлять не менее 40% его акций.
По всем принадлежащим государству акциям РАО `Газпром` в течение трех лет не менее 50% дивидентов остается в распоряжении РАО Газпром и направляется на финансирование технического перевооружения, реконструкции и расширения производства, а также на проведение природоохранных мероприятии.
Согласно Указу Президента от 8 декабря 1992 г. N 1559 российское государственное предприятие по организации газификации и газоснабжения `Росстроигазификация` преобразуется в акционерное общество `Росгазификация`, а для обеспечения разработки перспективных схем газоснабжения регионов в увязке с развитием магистральных газопроводов, распределительных сетей, проведения единой инвестиционной политики газификации России при учреждении Российского акционерного общества `Газпром` часть акций, принадлежащих Российской Федерации, с правом их отчуждения, по согласованию с Правительством Российской Федерации, передается в собственность акционерного общества `Росгазификация` и вносится в его уставный капитал.
Кроме того, в уставный капитал акционерного общества `Росгазификация` вносятся 100% принадлежащих Российской Федерации акций в уставном капитале акционерного общества, образованного на базе государственного научно-исследовательского и проектного института `Гипрониигаз` и его филиалов.
До начала акционирования государственных предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства, входящих в состав объединений. Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом определяются доли Российской Федерации, районов и городов в уставных капиталах образуемых акционерных обществ.
В имуществе государственных предприятий, не входящих в состав объединений, доли районов и городов определяются республиками в составе Российской Федерации, краями, областями за счет имущества, передаваемого им Российской Федерацией.
При оценке указанных долей должно быть учтено, что имущество производственных эксплуатационных баз, газонаполнительных станций, газораспределительных сетей высокого и среднего давления, включая сооружения на них, относится к федеральной собственности.
При преобразовании в акционерные общества республиканских, краевых, областных, окружных объединений по газификации и эксплуатации газового хозяйства в собственность республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа передается федеральное имущество, находящееся на балансе этих объединений, за исключением имущества, перечисленного в предыдущем абзаце.
Пакеты акций, внесенные Российской Федерацией в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ по газификации и эксплуатации газового хозяйства, не подлежат отчуждению этими обществами до снятия запрета на приватизацию объектов инженерной инфраструктуры городов и районов, а также предприятий, осуществляющих эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов.
Для обеспечения участия республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов в управлении акционерным обществом `Росгазификация` Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом обязан внести 40 % акций, принадлежащих Российской Федерации в этом обществе, в качестве вклада в уставные капиталы территориальных акционерных обществ по газификации и эксплуатации газового хозяйства пропорционально величине их уставных капиталов.
В течение первых трех лет дивиденды, начисленные на принадлежащие Российской Федерации акции акционерного общества `Росгазификация`, остаются в распоряжении этого Общества и направляются на финансирование технического перевооружения, реконструкции и расширения производственных мощностей акционерных обществ по газификации и эксплуатации газового хозяйства, на проведение природоохранных мероприятий, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При этом убытки акционерных обществ, реализующих газ населению по регулируемым государственным ценам, дотируются из Республиканского бюджета Российской Федерации и соответствующих бюджетов территорий пропорционально долям в уставных капиталах этих обществ.
2. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫМИ РЕСУРСАМИ В РОССИИ
Порядок пользования минерально-сырьевыми ресурсами регулируется в России законодательными актами, в частности законом Российской Федерации `О недрах`, который определяет порядок распоряжения государственным фондом недр. Распоряжение государственным фондом недр осуществляется в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях. и всех народов Российской федерации путем принятия совместных решений органов государственной власти (управления) Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образовании.
Недра предоставляются в пользование для:
геологического изучения;
добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств;
строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
оборудования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Пользование недрами осуществляется на основании лицензирования. Лицензирование пользования недрами проводится в соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2214-1 от 5 июля 1992 г.
3. ОСНОВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ - ГАЗ
По мнению независимых экспертов в энергетической стратегии России на ближайшее десятилетие `практически отсутствует альтернатива ориентации на газовую промышленность как основу коренного качественного совершенствования и в значительной мере - количественного роста топливно-энергетического комплекса`.
Приоритетную роль эксперты отводят защите интересов зарубежных партнеров, участвующих в разведке и освоении отечественных ресурсов, техническом перевооружении и развитии нефтегазового комплекса. Принятый Закон Российской Федерации `О недрах` решает многие вопросы регулирования отношений при добыче газа и нефти.
Ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства направлены на развитие российского нефтегазового комплекса. В частности, в Указе от 1 июня 1992 г. `О неотложных мерах по освоению новых крупных газовых месторождений на полуострове Ямал, в Баренцевом море и на шельфе острова Сахалин` подчеркивается, что дальнейшее ускоренное развитие газовой промышленности является `важнейшей народнохозяйственной задачей` и что разработка Бованенковского и Харасавейского месторождений на полуострове Ямал должна начаться не позднее 1997 года. Указ предусматривает также освоение и разработку в 1994-1997 гг. Заполярного, Ен-Яхин-ского, Харвутского, Песцовского и других газоконденсатных месторождений.
Согласно Указу `О привлечении иностранных инвесторов в нефтяную промышленность` Министерству топлива и энергетики РФ предоставляется приоритетное право на использование действующих кредитных линий для нефтегазодобывающих предприятий сроком 3-5 лет на сумму до 2 млрд. долл. РАО `Газпром` разрешается закупить в 1992-1993 гг. по импорту за счет привлечения целевых кредитов иностранных банков и фирм оборудование и материально-технические ресурсы на сумму 8,7 млрд. долл. Это необходимо для освоения новых месторождений Ямала и Надым-Тазовского района и газопровода по территории Польши и Германии для экспорта российского газа.
Постановление правительства `О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов` предусматривает: сокращение расхода газа за счет технического перевооружения заводов, уменьшение потерь за счет реконструкции систем подготовки, транспортировки и хранения, а также повышение топливной эффективности компрессорных станций магистральных газопроводов путем утилизации вторичных тепловых ресурсов. Новая энергетическая политика России, по замыслу экспертов, может в перспективе привести к снижению энергоемкости валового общественного продукта до 20-25 % по сравнению с 1990 годом.
Часть экспертов считает, что в России имеет место кризис экономики, но нет кризиса ТЭК, где падение производства меньше, чем в других отраслях, а добыча газа, по оперативным данным, стабилизировалась примерно на уровне 1991 года.
Таблица 1
Энергоресурсы
1992 г.
+/-к 1991 г.
% к 1991 г.
Нефть (с газовым конденсатом`, млн. т
395,76
-65,84
85,7
в т.ч. концерн `Газпром`
10,37
-0,57
94,8
Природный газ, млрд. м
640,4
-2,6
99,6
в т.ч. концерн `Газпром`
602,7
1,0
100,2
Уголь, млн. т
327,95
-17,31
95,0
в т.ч. коксующийся
70,96
1,86
102,7
Электроэнергия, млрд. кВт ч
988,55
-60,27
94,3
ТЭС
661,0
-61,44
91,5
ГЭС
171,82
4,28
102,6
АЭС
119,65
-0,33
99,7
Автомобильный бензин, тыс. т
34843
-3576
90,7
Дизельное топливо, тыс. т
63091
-7687
89,1
Топочнын мазут, тыс. т
84587
-10235
89,2
Таблица 2
Объединение
Декабрь 1992 г.
1992 г.
+/- к 1991 г.
Западно-Сибирский регион
48963
549760
4760
Уренгойгазпром
24436
287592
-3316
Ямбурггаздобыча
16071
178240
11458
Надымгазпром
6110
69081
-1731
Сургутгазпром
1242
14811
-1531
Оренбурггазпром
3040
36695
-7017
Севергазпром
375
4871
-476
Астраханьгазпром
276
2580
-384
Норильскгазпром
509
5038
-28
Якутгазпром
203
1538
10
Кубаньгазпром
165
1891
5
В силу инерционности энергетических отраслей, падение производства идет медленно. несмотря на то, что естественное выбытие производственных мощностей в отраслях ТЭК не компенсируется вводом в действие новых. Из-за отсутствия подготовленных инвестиционных заделов в газовой промышленности есть тенденции к снижению объемов производства. Отсюда и вынужденное решение Правительства об оказании финансовой помощи ТЭК.
Согласно кратко- и среднесрочным прогнозам Минэкономики РФ Тюменский регион и впредь останется основной базой развития газовой промышленности России. Еще в декабре 1992 г. `СУРГУТГАЗПРОМ` ввел здесь в эксплуатацию месторождение `Юбилейное`. В сеть магистральных газопроводов в течение года оно даст 15 миллиардов кубометров топлива.
Добыча природного газа началась на участках Комсомольского месторождения Тюменской области. Это последний этап подготовки его к постоянной эксплуатации. На Комсомольском предполагается добывать в год около 25 миллиардов кубометров топлива. Подготовку месторождения к эксплуатации ведут подразделения НАДЫМГАЗПРОМА`.
В целом на тюменском Севере - в Уренгое. Ямбурге. Надыме и Сургуте - в 1992 году добыто 550 млрд. куб. м газа. Добыча газа в 1993 году прогнозируется с незначительным ростом к уровню текущего года в объеме 647 млрд. куб. м (101 %). Более 90% природного газа намечается добыть, как и в предыдущие годы. из месторождении Тюменской области.
Предусмотренными в программ c РАО `Газпром мерами по освоению газовых месторождений полуострова Ямал и Надым-Пур-Тазовского района Тюменской области в ближайшие 2-3 года предполагается стабилизация добычи газа. Намечается освоить новые газовые месторождения Надым-Пур-Тазовского района Тюменской области и осуществить заделы на месторождения полуострова Ямал, что позволит увеличить газовой объем добычи на 50-60 млрд. куб. м.
На втором этапе предусматривается освоение крупных газовых месторождений на полуострове Ямал. шельфах Баренцева моря и острове Сахалин с привлечением иностранных инвестиции, а также дальнейшее освоение месторождений Надым-Пур- Газовского района. Кроме разведки и освоения этих место рождений на севере Читинской области также отрыто месторождения газа. Метан обнаружен в пластах Апсатского месторождения коксующихся углей в отрогах Кодарского хребта. По предварительным данным, запасы забайкальского метана значительны - около восьми млрд. куб. м. Как считают специалисты, этого топлива хватит не только для сел и поселков забайкальского севера, но и для освоения расположенного поблизости Удоканского месторождения меди. Все это позволит к 2000 году увеличить объемы добычи газа примерно до 830 млрд. куб.м.
Минэкономика Российской Федерации предусматривает в 1993 г. меры по повышению степени утилизации попутного нефтяного газа за с чет осуществления новых технологий и технических средств. Намечается создать дополнительные мощности по переработке газа на 9 млрд. куб. м в год, что равнозначно добыче около 7,5 млн. тонн нефти. Уровень использования ресурсов нефтяного газа к 1994 году достигнет 85 %, а к 2000 году - 97 %. Конвертируемую валюту для этих целей предполагается получить за счет привлечения иностранных кредитов с последующей оплатой поставками нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, в РАО `Газпром` разработана программа сокращения закупок импортного оборудования и материалов. Эта задача решается совместно с предприятиями ВПК, обладающими высоким научным и производственным потенциалом.
4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ
4.1. Источники финансирования
В 1993 году в России намечается ввести в действие 6169,5 км газопроводов, в том числе магистральных 2596,1 км. Для решения этой задачи необходимо обеспечить газовую отрасль России материальными и финансовыми ресурсами (ежегодно около 50-54 млрд. руб. в ценах 1992 г.), а также валютными средствами для закупки полимерных труб или сырья для их производства, полимерной изоляционной пленки, емкостей для хранения сжиженного газа и т.д. В этой связи коллегия Минтопэнерго приняла решение совместно с РАО `Газпром` разработать схему оплаты зарубежных современных технологий и оборудования за счет экспорта газа, сэкономленного в результате их внедрения.
В целях стабилизации работы газовой промышленности и ускоренного освоения новых месторождений природного газа, развития и реконструкции систем магистральных газопроводов, укрепления экспортного потенциала Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 1 июня 1992 г. N 368 `О привлечении кредитов иностранных банков в газовую промышленность`.
Решением Правительства РАО `Газпром` поручено обеспечение закупок по импорту оборудования и материально-технических ресурсов для российских предприятий газовой промышленности за счет привлечения в 1992-1993 гг. через Внешэкономбанк и другие уполномоченные российские банки целевых кредитов иностранных банков и фирм в объеме до 8,7 млрд. долл. США.
При этом указанное оборудование и материально-технические ресурсы направляются на:
освоение новых месторождений полуострова Ямал и Надым-Пур-Тазовского района на сумму 2,1 млрд. долл. США;
строительство газопровода от месторождений полуострова Ямал, обеспечивающего подачу газа на экспорт на сумму 4,1 млрд. долл. США;
строительство газопровода на территории Польши и Германии для экспорта российского газа на сумму 1,5 млрд. долл. США;
реконструкцию и техническое перевооружение Единой системы газоснабжения (ЕСП на сумму 1,0 млрд. долл. США.
РАО `Газпром` осуществляет погашение основного долга по указанным целевым кредитам и уплате процентов по ним за счет использования выручки и свободно конвертируемой валюте от поставок на экспорт природного газа.
Анализируя экономическую информацию следует отметить заинтересованность Запада в дальнейшем развитии нефтегазовой промышленности России. Это выражается в том, что на совещании министров стран - членов `семерки` предлагается обсудить проект формирования `объединенного кредита` специально для вложении в нефтяную и газовую индустрию России.
Согласно проекту должны быть сведены воедино усилия госбанков стран `семерки`, а также организаций, занимающихся страхованием торговых операции, и двух международных банков - Всемирного и Европейского реконструкции и развития.
По мнению специалистов, российский нефтегазовый комплекс нуждается ежегодно в `подпитке на сумму в 2,5-3,5 млрд. долл`. Но это слишком обременительно даже для Всемирного банка, у которого кредитные возможности на 1993 г. ограничены 5 млрд. долл.
Совет директоров Всемирного банка принял решение отказаться от своего `положения по негативному обязательству`, согласно которому страны, подписывающие с ним соглашения о займах, обязуются предоставить банку право первоочередного получения платежей в случае просрочки по выплате долга.
Отказавшись от этого положения. Всемирный банк устраняет препятствия по предоставлению займа Экспортно-импортным банком США и Экспортно-импортным банком Японии.
Всемирный банк также рассматривает возможность получения Россией кредитов на сумму 1,3 млрд. долл. для разработки тюменских нефтегазовых месторождений.
Экспортно-импортный банк со своей стороны изучает вопрос предоставления прямых кредитов или гарантий коммерческих банковских займов в 2 млрд. долл. для финансирования американского экспорта оборудования для нефтяной и газовой промышленности.
Дирекция Экспортно-импортного банка США считает, что дальнейшее развитие российской нефтегазовой промышленности сыграет положительную роль для экономики США, и в то же время обеспечит Россию необходимыми ресурсами для перестройки ее экономки. Планируемое `рамочное соглашение` по предоставлению двухмиллиардного кредита на развитие нефтегазовой промышленности обеспечит Экспортно-импортному банку необходимые гарантии возврата средств, поскольку в соответствии с ним полученные от сделки доходы в иностранной валюте будут поступать на офф-шорный банковский счет.
Банк также разрабатывает проект финансового соглашения с Россией, в соответствии с которым будут предоставлены правительственные гарантии, дающие Экспортно-импортному банку возможность пойти на определенный риск в смысле выплаты долга по этому проекту.
Ожидается, что в этом году активную роль в России будет играть и еще одно американское учреждение - Корпорация частных капиталовложении за рубежом, которое предоставляет гарантии американским инвесторам, желающим делать капиталовложения в других странах.
4.2. Формы привлечения иностранного капитала
Одной из форм привлечения иностранного капитала являются международные тендеры. В России в настоящее время параллельное подготовкой к их проведению идет выработка единого тендерного механизма. Ведомства, инвесторы, федеральные и региональные власти отстаивают свои интересы, пытаясь законодательно подкрепить обоснованность своих требований.
Один из главных вопросов, на которые предстоит дать ответ, - каков будет сам предмет тендера в нашей стране. Большинство иностранных компаний, готовых к крупным инвестиционным проектам, предпочитает `равноправный конкурс`. В этом варианте такие компании, в случае выигрыша тендера, сами получают права на разработку. Такой подход, по мнению отечественных специалистов, приемлем для неразработанных месторождений. К примеру, консорциум `МММ` и присоединившиеся к нему фирмы `Шелл` и `Митсубиси`, закончившие ТЭО по Пильтун-Астохскому и Лунскому месторождениям, могут рассчитывать на получение лицензии. Но такие примеры станут, скорее, исключением из правил, `Российский путь`, вероятно, будет характерен протекционизмом в отношении отечественных компаний, а иностранные инвесторы будут соперничать за право на сотрудничество с лицензиатом.
С Российской стороны такой подход выглядит справедливым и разумным. Выгоду получает и иностранный инвестор. У его российского партнера есть опыт работы на специфическом местном рынке, есть информация, связи - все, что необходимо для кооперации. Реальную опасность для притока инвестиций может представлять лишь чрезмерный протекционизм.
Широкомасштабное внедрение тендеров в России сопряжено также с рядом юридических проблем. Основная и наиболее отработанная форма сотрудничества с зарубежными компаниями - совместное предприятие. Однако в мировой тендерной практике есть иные формы сотрудничества с большими возможностями для обоих партнеров. К таким в первую очередь относится так называемый продакшн шэринг. или соглашение о разделе продукции. Эта форма легализована Законом о недрах, содержится она и в Положении о лицензировании. Но продакшн шэринг предполагает специфические формы налогообложения - они вступают в конфликт с российской налоговой системой, и бухгалтерскую процедуру, которая не находится в соответствии с нашей хозяйственной практикой. Нет единой позиции и в вопросе об экспорте сырья - часть его при такого рода контрактах идет в возмещение затрат иностранного партнера. а потому не является экспортом в чистом виде и не подпадает под экспортное налогообложение.
Кроме того. существует еще один негативный аспект, а именно, мнение, что конкурс -это одновременно и панацея для решения всех социальных вопросов. Но сколь губительной может оказаться практика чрезмерных требовании от фирмы-инвестора, показывает пример с консорциумом `МММ`. В свое время он чуть было не отказался от участия в сахалинском проекте после того, как администрация области `навесила` на него непрофильных работ почти на 10 млрд. долл.
Российским властям, скорее всего, придется выработать единую схему, которая оговорит пределы `попутных` требований при тендере. Предполагается включать сумму таких требований в бонус (предварительные выплаты перед конкурсом, обязательные для каждого участника). Это позволит ограничить запросы - если они окажутся чрезмерными, под угрозой окажется и сам конкурс.
Кроме того, логично было бы сделать социальные вопросы не условием, а критерием в тендере. Местная администрация может предоставить потенциальным инвесторам проблемы региона, а они, в свою очередь, - предложить конкретные решения. Лучшее решение будет дополнительным `плюсом` соискателю, но не Фактором, заранее определяющим мнение тендерного комитета.
По количеству намечающихся тендеров Сахалин является бесспорным лидером в России. Три проекта, независимых друг от друга, рассчитаны на освоение нефтегазовых месторождений острова.
Самый старый из них - проект освоения районов Чайво и Одопту, родившийся еще в начале восьмидесятых годов. Его инициаторами были Миннефтегазпром СССР и компания `Седэ-ко`, однако, по разным причинам проект был приостановлен. Но как только приобрел реальные очертания проект группы `МММ`, интерес к Сахалину-1 проявился вновь.
На международные торги были вынесены два месторождения у восточного побережья острова, которые, по существующим оценкам, содержат 100 млн. тонн нефти и 400 млрд. куб. м природного газа. С вой предложения по их разработке и сопутствующему социально-культурному обустройству Сахалина представили англо-голландская ` `РОЙЯЛ ДАТЧ-ШЕЛЛ`, `АМОКО` и `МОБИЛ` из США, южнокорейская `ХЕНДЭ`, японская `ИДЭМИЦУ КО-САН`, а также консорциум из американской `ЭКССОН` и японской полуправительственной фирмы `СЕДЭКО`, получившей еще в 70-х годах право на два других месторождения на шельфе острова.
В результате тендера права на разработку нефти и природного газа Пильтун-Астохского и Лунского месторождений (Сахалин-2) переданы консорциуму в составе японской торговой корпорации `МИЦУИ БУССАН` и двух добывающих фирм из США - `МАРАТОМ ОЙЛ` и `МАКДЕРМОТТ ИНТЕРНЭШНЛ`. Общая стоимость этого проекта оценивается примерно в 10 млрд. долл.
`Трем М` помогло то, что еще до вынесения окончательного вердикта они дважды проводили предварительную разведку месторождений, сделав свои предложения более аргументированными. `МАРАТОН ОЙЛ` и `МАКДЕРМОТТ ИНТЕРНЭШНЛ` имеют к тому же богатый опыт добычи нефти в море у Аляски, где ледовая и климатическая обстановка похожа на ситуацию у Сахалина. Еще более важным фактором стали торговые возможности `МИЦУИ БУССАН`, обладающей наиболее прочными связями с крупными компаниями-потребителями энергетических ресурсов в Японии, которая будет главным экспортным рынком для сахалинской нефти и природного газа.
Решение в пользу `Трех М` было подписано в январе 1992 г. Японо-американские специалисты проведут практическое изучение месторождений. Однако поданным предварительной разведки, уже сейчас ясно, что они пригодны для разработки.
Предполагается, что доля финансового участия `МИЦУБИСИ` в общих инвестициях консорциума на проведение исследований и разработку месторождений нефти и природного газа составит 10%. Консорциум сможет при благоприятных обстоятельствах приступить к осуществлению первого этапа разработки месторождений нефти и газа с 1993 года. Победив в тендере, `МММ` не собирается отказываться от сотрудничества с `Седэко`. В качестве одного из вариантов может быть предложено совместное участие в строительстве и эксплуатации трубопровода Сахалин-Хоккайдо.
Кроме того, имеются наработки и по новому проекту (Сахалин-3). Он включает в себя освоение большинства других нефтегазоносных месторождений острова.
Фактически территория Сахалина будет поделена на участки, по каждому из которых пройдет отдельный конкурс. Обсуждаются также перспективы торговли якутским природным газом. Якутский газовый проект берется осуществить международный консорциум и Россия-Корея-Якутия` (РКЯ). На проведение полного ТЭО понадобится не менее двух лет. Предварительные оценки показывают, что Эта стадия проекта потребует инвестиций в размере не менее 80 млн. долл. США (расходы покрывает `РКЯ`). Однако по предварительным оценкам корейских экспертов см ста расходов может выйти на уровень 20 млн. долл.
Стратегические интересы РОССИИ говорят в пользу строительства газопровода. Европейский газовый рынок практически насыщен, и его потребности в российском природном газе подвержены незначительным колебаниям в границах 100 млрд. кубометров в год. Такая стабильная ситуация, по прогнозам специалистов, сохранится в ближайшие 10-15 лет. В то же время Южная Корея - потенциально крупный покупатель газового сырья, на 100% зависящий от импортных поставок.
5. ЭКСПОРТ ГАЗА
5.1. Правовая основа внешнеторговых операций
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1992 года N 1043 `О порядке осуществления экспортно-импортных операций по поставкам продукции и товаров для государственных нужд в 1993 году` в целях удовлетворения государственных нужд в импортной продукции к обеспечения экспортных поставок товаров для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации утверждены объемы поставок товаров на экспорт для федеральных государственных нужд на 1993 год и государственный заказчик по экспортным поставкам товаров в лице Министерства внешних экономических связей Российской Федерации.
Министерство передаст, как правило, на конкурсной основе, часть своих полномочий государственного заказчика, в том числе по формированию и размещению заказов на предприятиях-поставщиках, соответствующим предприятиям и организациям. Следует отметить, что объемы и порядок поставок товаров в государства-члены СНГ, Азербайджан, Грузию. Латвию, Литву. Эстонию регулируются специальным решением Правительства Российской Федерации. Это постановление от 30 декабря 1992г. N 1044 `Об обеспечении поставок важнейших видов продукции на клиринговой или взаимосвязанной основе между Российской Федерацией и государствами-участниками СНГ` принято в целях гарантированного обеспечения поставок важнейших видов продукции на клиринговой или взаимосвязанной основе по межправительственным соглашениям о торгово-экономическом сотрудничестве в 1993 г. Российской федерации с государствами-участниками СНГ.
В свете принятых решений РАО `Газпром` назначается госзаказчиком по поставкам на экспорт природного газа для государственных нужд в 1993 г. и ему выделена квота на экспорт в объеме 112.5 млрд. куб.м газа. Из общего объема экспорта товарного природного газа в 1993 году доля, обеспечивающая федеральные государственные нужды, составит 55 %, доля для нужд газовой промышленности - 45%. Для увеличения объема поставляемого на экспорт российского природного газа предусматривается переход в расчете за поставка с зарубежными странами с клиринговой формы на обычные коммерческие условия.
5.2. Цены на газ и продукты его переработки
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 1993 г. N 88 `О государственном регулировании цен на природный газ и другие виды энергорссурсов в целях обеспечения стабилизации работы промышленности и повышения эффективности использования энергоресурсов в народном хозяйстве вводится с 1 февраля 1993 г. государственная регулируемая оптовая цена промышленности на природный газ в размере 3600 руб. за I тыс. куб. м.
Налог на добавленную стоимость взимается сверх установленной цены на природный газ.
Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предоставлено право дифференцировать указанную надбавку по газосбытовым организациям при условии сохранения без изменения цены покупки газа у объединений по транспорту и поставкам газа и цены его реализации конечным потребителям.
Реализация природного газа населению (включая жилищно-строительные кооперативы) осуществляется по цене 600 руб. за 1 тыс. куб. м.
Предельный уровень государственных розничных цен на сжиженный газ. реализуемый населению для бытовых нужд (кроме отпуска газа для заправки автотранспортных средств), установлен в размере 23 руб. за 1 кг, включая налог на добавленную стоимость.
В указанном Постановлении особо подчеркивается, что реализация на внутреннем рынке Российской Федерации природного газа предприятиями и организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (включая биржи), по ценам, превышающим установленный предельный размер государственных регулируемых цен, является нарушением государственной дисциплины цен.
В Постановлении предусмотрены цены при экспортных поставках, а именно: при заключении двусторонних (многосторонних) межправительственных соглашении об УСЛОВИЯХ поставок энергоресурсов с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, входящими в рублевую зону, реализацию природного газа по внешнеторговым ценам, обеспечивающим взаимовыгодность для сторон, но не менее чем по 13000 руб. за 1 тыс. куб. м без учета налога на добавленную стоимость.
В случае отсутствия таких соглашений либо отсутствия в этих соглашениях договоренностей о ценах на энергоресурсы, расчеты за поставки природного газа в указанные государства производятся по средним мировым ценам с пересчетом на рубли по среднему курсу рубля по отношению к доллару США за квартал, а во все остальные государства - по мировым ценам в свободно конвертируемой валюте или национальных валютах, котируемых Центральным банком Российской Федерации. Так, ближайшие европейские соседи платят за 1 тыс. куб. м. газа примерно 91 долл. США.
Реализация природного газа в государства-участники Содружества Независимых Государств по ценам ниже указанных, является нарушением государственной дисциплины цен.
5.3. Международные соглашения
Республики, входившие в СССР, создали межправительственный Совет по нефти и газу, который включает представителей Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины.
Целью Совета является развитие международного сотрудничества в области добычи. транспортировки, переработки и использования нефти и газа, а также координация усилий по стабилизации и развитию нефтегазодобывающих отраслей на основе равенства и взаимной выгоды.
Прием в члены Совета открыт для других государств.
Одним из важных решений, принятых на первом заседании Совета - является решение подготовить и направить справки об итогах выполнения взаимопоставок за первый квартал текущего года в Верховные Советы и правительства стран - членов Совета по нефти и газу. Включение этого вопроса в повестку дня вызвано тем, что двусторонние правительственные соглашения о сотрудничестве в нефтяной и газовой промышленности выполнялись исправно только Российской стороной.
Первый квартал 1993 г. не принес значительных изменений в динамику выплаты долгов российскому нефтегазовому комплексу. Долг партнеров из ближнего зарубежья превышает 250 млрд. руб. (см. табл. 3).
Таблица 3
Из общей суммы задолженности, млрд. руб.
нефть
нефтепродукты
газ
Украина
10,93
2,62
73,1
Беларусь
4,49
0,12
45,0
Латвия
-
0,20
15,1
Литва
0,13
-
38,1
Эстония
-
-
5,9
Молдова
-
0,28
19,3
Армения
0,68
-
Азербайджан
0,45
0,04
-
Грузия
0,17
0,44
-
Туркменистан
-
0,08
3,7
Таджикистан
-
0,39
-
Узбекистан
-
0,14
-
Киргизия
-
0,06
-
Казахстан
29,93
3,19
0,2
Итого:
46,1
8,24
203,7
Учитывая сложившееся положение России приходится прибегать к экономическим санкциям: с середины апреля на 10% были уменьшены поставки природного газа в Беларусь, на 50% - в Молдову.
Главным итогом Московского заседания стало подписание главами энергетических ведомств двусторонних протоколов с Россией `О реализации межправительственных соглашений в нефтяной и газовой промышленности`.
Общая стоимость поставок материально-технических ресурсов для ТЭК России составляет 470 млрд. руб. По условиям межправительственных соглашении республики должны пробурить 4,4 тыс. км скважины и построить 1760 буровых, отремонтировать более 1000 неработающих скважин, проложить 377 км автомобильных дорог, построить 260 тыс. кв. м жилья.
Украина обязалась выделить только на строительство жилья и дорог 11.2 млрд. руб. в 1993 году. Разрешительная квота поставок сибирской нефти на Украину составляет 20 млн. тонн, из них гарантированные поставки - 8,87 млн., остальное Киев получит, если выполнит свои обязательства. Согласно проекту двустороннего межправительственного соглашения (так и не подписанного до сих пор), украинские специалисты должны отремонтировать 887 скважин и пробурить новые обшей протяженностью 1096 км.
Общая квота поставок России в Беларусь -16 млн. тонн нефти, из них гарантированных - 11,425 млн. тонн. Капвложения Беларуси составят 112.9 млрд. руб., она должна пробурить скважины обшей длиной 563 км.
Пять миллиардов рублей в виде первоначального взноса в нефтепобывающую промышленность Тюменской области решила внести Молдова. Эти деньги пойдут на строительство жилья для рабочих газоперерабатывающего завода, который будет давать два млрд. куб. м. газа в год. Также решено взять месторождение нефти по освоению на 10-12 лет вперед.
Предполагается, что цены на все вилы работ и услуг будут договорными, то есть определяться конкретно предприятиями-партнерами.
5.4. Экспорт газа
По оперативным данным, уровень газодобычи в 1992 г. - 639 млрд. куб. м, уровень потребления газа в России порядка 397 млрд. куб. м, а общий экспортный объем на сегодняшний день составляет 200 млрд. куб. м. Из них 103-105 млрд. ежегодно мы продаем в страны Западной и Восточной Европы (сюда входят также и туркменская квота - около 10%), остальная часть приходится на республики СНГ. Цена газа, экспортируемого в страны ближнего зарубежья, значительно меньше общемировой.
Увеличить продажу на европейском рынке мы не сможем, так как существующий там спрос удовлетворяется 105 миллиардами ежегодно.
По сведениям Министерства внешнеэкономических связей, общие поставки сырой нефти из России составили в 1992 г. 66.209.342 т. В уплату за нее получено 8.544.822 тыс. долл. США. В развитые капстраны экспортировано 43,7 млн.т. (5,6 млрд. долл.), в бывшие соцстраны - около 21 млн.т. (2,8 млрд. долл.), в развивающиеся - 1,25 млн.т. (170 млн. долл.).
Больше всего российской нефти импортировала Германия-17,851 млн. т. В число других крупнейших импортеров вошли Чехословакия (8,9 млн.), Италия (8,6 млн.), Франция (5.7 млн.), Польша (5,5 млн.), Венгрия (4.5 млн.), Нидерланды (Змлн.) и Великобритания (2,4 млн.).
Средняя вена тонны нефти составила в 1992 г. около 129 долл. США. В соответствии с расчетным балансом, с учетом необходимости компенсации выбывающих ресурсов нефтетоплива поставка газа:
для внутреннего потребления оценивается на уровне 1992 г.; в страны СНГ и государства Балтия - в объеме 88 млрд. куб. м (снижение на 17%), в том числе в Молдову в соответствии с молдавско-российским соглашением о поставках на 1993г.. квота России на экспорт топлива в 3-4 раза меньше ее потребностей: кроме того, поставки природного и сжиженного газа также не были включены в списки беспошлинной торговли; на экспорт - в объеме 112,5 млрд. куб. м (рост 13 %) - 17 основным европейским получателям газа, среди которых `РУРГАЗ` (Эссен), `ВИНТЕРСХАЛЛ` (Берлин) `ФЕРБУНДНЕТ-ЦГАЗ` (Лейпциг) ТАЗ де ФРАНС` (Париж) `ГАЗПРОМ` предполагает сохранить поставки газа o полном объеме.
Поставки газа на экспорт обеспечиваются целым рядом международных соглашении. Например:
Поставки газа предусмотрены соглашением о долгосрочном сотрудничестве в реализации российского природного газа в Германии, Западной и Восточной Европе, подписанным осенью 1990 г. российским государственным концерном `ГАЗПРОМ` и А/О `ВИНТЕРСХАЛЬ`. На базе этого соглашения партнеры учредили в Берлине совместное предприятие, которое с октября 1992 г. поставляет природный газ из России в земли Саксония и Тюрингия, а также приступило к строительству двух крупных магистральных газопроводов.
Польская сторона дала принципиальное согласие включиться в сооружение новой трансконтинентальной системы газопроводов `Ямал - Западная Европа`. Подписание межправительственного соглашения о строительстве польского участка газопровода планируется подписать в текущем году.
Турция увеличит закупки природного газа в России более чем на 50% к 1996 г. и повысит свой ежегодный импорт природного газа из России до 7-8 млрд. куб. м. В обменна поставки природного сырья она поставляет товары традиционного экспорта, продовольствие, а также оказывает различные услуги, в том числе, по осуществлению ряда строительных проектов в Российской Федерации.
Газопровод протяженностью 510 км будет проложен от северной границы Греции с Болгарией к Афинам, Салоникам и другим крупнейшим греческим городам. Строительство ведет международный консорциум во главе с российским объединением `МАШИНОИМПОРТ` и Государственной газовой корпорацией Греции. Работы планируют завершить в 1993 г., когда для нужд греческой экономики ежегодно будет поступать от 1 до 2,4 млрд. куб. м природного газа из России.
Однако в связи с социально-экономическим положением на территориях, по которым проложены газопроводы, имеются случаи откачки газа, поставляемого на экспорт. Так, по территории Украины проложено 1200 км газопровода, по которым топливо поступает из России в европейские страны, а также Турцию. Уже неоднократно подразделения `Укргазпрома` откачивали газ из экспортных магистралей. В этой связи российский `Газэкспорт` был вынужден предупредить зарубежных партнеров о возможности недополучения ими природного газа в установленном объеме.
6. ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НА ГЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИК. ВХОДИВШИХ В СССР
В результате разрыва межрегиональных связей республики вынуждены заниматься разведкой месторождений энергетического сырья, вопросами организации его переработки с поисками соответствующих технологий, а также поиском рынков сбыта. В качестве примера можно привести:
Украина. По данным Госкомитета Украины по геологии и использованию недр, в 1992 г. открыто 8 больших залежей углеводородов, для промышленного освоения передано 7 месторождений нефти и газа. Нелегкое положение экономики республики требует значительного ускорения геологоразведочных работ по нефти и газу. Будет продолжаться изучение нефтегазоносности в глубинах перспективной Днепровско-Донецкой впадины. Уже открыты 60 проявлений различных полезных ископаемых, 16 из которых оцениваются как перспективные и для промышленной разработки.
Азербайджан. Не исключено, что в нынешнем году Азербайджану придется закупать природный газ у Туркмении по ценам даже выше мировых, хотя в минувшем году было подписано межправительственное соглашение на 1993 г., предусматривающее подачу в Азербайджан 4,2 млрд. куб. м газа по 80 долл. за тыс. куб. м. Повышать цены Туркменистан вынуждают соседние Казахстан и Узбекистан, по чьей территории проходит газопровод на Закавказье. Они требуют оплату транспортировки газа в долларах, грозя в случае отказа перекрыть газопровод.
Казахстан. В результате тендера `БРИ-ТИШ ГЭС` и итальянская фирма `АД-ЖИП` получили исключительное право на переговоры с правительством Казахстана по поводу разработки газовых месторождений в Карачаганаке, которые являются одними из крупнейших в мире. Ожидается, что соглашение об этом будет подписано весной 1993 г. Помимо инвестиций в газовую отрасль `БРИТИШ ГЭС` и `АДЖИП` вместе с правительством Казахстана собираются осуществить программы по многостороннему развитию экономики региона и решению социальных вопросов, защиты окружающей среды.
И. ЕРЕМЕНКО, кандидат технических наук, В. ШТОЛЬ
http://nvolgatrade.ru/