В минувшую среду председатель облизбиркома Ирина Старостина вышла на "прямую связь" с читателями "Челябинского рабочего". За полтора часа общения она успела рассказать о том, каких изменений выборного законодательства стоит ждать в ближайшее время, мог ли один из кандидатов в депутаты проникнуть в охраняемую базу данных системы ГАС "Выборы", поделиться своим отношением к политической монополии в России и области, а также ответить на другие вопросы наших читателей и журналистов "Челябинского рабочего".
- Здравствуйте, Ирина Аркадьевна! Меня зовут Андрей, я предприниматель из Челябинска. Хотел бы заранее попросить дать оригинальный ответ, а не в стиле да-нет. Было ли давление власти на избирком в истории с отменой регистрации Российской партии пенсионеров? Мне, обычному человеку, не верится, что не было.
- Обрисую картину, чтобы вы смогли представить ситуацию, которая развивалась вокруг Партии пенсионеров. 13 октября мы впервые рассматривали вопрос о заверении списка кандидатов. Перед заседанием к нам подошел их юрист Евгений Попов и сказал, что в Москве суд второй инстанции рассматривает дело о лидерстве в партии. Мы долго колебались и решили до-ждаться решения суда, пришлось даже перенести заседание. Когда он постановил, что председателем партии является Сергей Атрошенко, а не заверивший списки Валерий Гартунг, мы приняли абсолютно законное решение. Причем предварительно я по телефону проконсультировалась с коллегами, в том числе с Центризбиркомом России.
- То есть у "пенсионеров" изначально не было шансов зарегистрироваться?
- У списка Гартунга - да. Комиссия руководствовалась только судебными решениями и законами. Мы рекомендовали партии заверить список у Атрошенко. Установка председателя ЦИК Александра Вешнякова - допускать к выборам максимальное количество партий. И никакого давления на комиссию не было. Напротив, на следующий день вице-губернатор Николай Рязанов, курирующий взаимодействие правительства с облизбиркомом, звонил и просил пояснить ситуацию с отказом в регистрации списка РПП. Причем он об этом услышал по радио в машине.
- То есть внутрипартийные дрязги и "потопили" РПП?
- Однозначно. Всего лишь два лидера, которые не смогли разо-браться со своими личными амбициями, виновны в неучастии РПП в выборах.
- А можно еще вопрос: как вы собираетесь увеличивать явку молодых избирателей?
- Мы уже в течение двух лет работаем с молодежью. Из федерального бюджета выделяются средства, которые комиссия перечисляет общеобразовательным учреждениям, а в этом году еще и академии госслужбы, которая организовала олимпиады и КВН для молодежи, знакомила подрастающее поколение с российскими партиями. У участников этих мероприятий есть интерес к выборам, 14-летние ребята даже возмущались, что голосовать можно только с 18 лет.
Но эта тема все равно остается "больной", что неудивительно: выборы в стране проходят только 13 лет, а нашему облизбиркому всего 10 лет. Мы еще сами молодежь в этом плане.
- Добрый день, Ирина Аркадьевна! Меня зовут Евгения, работаю в одной из челябинских рекламных фирм. На каких носителях эффективнее предвыборная агитация?
- Я согласна с социологами - на телевидении. Имею в виду дебаты кандидатов. Ролики тоже смотрю, но, скорее, по долгу службы.
- Ирина Аркадьевна, здравствуйте, меня зовут Юрий. Носит ли массовый характер использование административного ресурса и какова реакция облизбиркома на эти случаи?
- У нас есть только обращение от кандидата Анатолия Бароненко, который заявлял, что копейский глава агитирует за одного из претендентов. Мы инициировали проверку изложенных в нем фактов. Но нужно понимать, что главы ответственны за явку, поэтому если он призывал прийти на выборы, то это не считается нарушением. У нас все привыкли говорить, что на выборах применяется административный ресурс в пользу одной из партий, но никаких фактов никто не представляет. Мы же не можем обращаться в суд на основании слухов.
- Ирина Аркадьевна, добрый день! Вас беспокоит Александр из Челябинска. Какие изменения могут произойти в избирательном законодательстве, может, у вас есть свои идеи?
- После последних изменений в законодательстве Александр Вешняков заявил, что теперь мы будем долго работать по этим правилам. Региональный закон, который комиссия в кратчайшие сроки была вынуждена приводить в соответствие с федеральным, нуждается в доработке. Например, у нас не было прописано основанием для отказа в регистрации кандидата отсутствие сведений о том, что он является действующим депутатом, как это было с кандидатом на довыборах в Госдуму. Хотя есть решения Верховного суда, определившего, что это является основанием для отказа в регистрации. Нужно внести соответствующее положение в закон. Ведь неизвестно, почему кандидат не указал, что он является депутатом. А вдруг избиратели увидят, что он уже избран, и изменят свое мнение?
- Здравствуйте, Барышев это. Почему по телеканалу "Россия" не показывают предвыборную агитацию?
- Во-первых, кандидаты пока используют бесплатное время, которое распределялось по жеребьевке на "Областном канале". Он финансируется из регионального бюджета, поэтому по закону обязан предоставлять бесплатное эфирное время.
- Но раньше ролики показывали по ЧГТРК?
- Да, только ЧГТРК - не областное телевидение, которое финансируется из регионального бюджета, и приходилось платить им из казны большие деньги, чтобы компенсировать убытки, которые несет телеканал, предоставляя бесплатное эфирное время кандидатам. Теперь есть "Областной канал". А на других, скорее всего, к концу кампании появятся платные видеоролики.
Вопросы "Челябинского рабочего"
- Во время этой кампании много скандалов связано со сбором подписей, может, стоит уйти от этого способа регистрации кандидатов?
- Согласна, что пора прекратить собирать подписи. Не факт, что все они реально собираются. Есть предположение, что использовались наши списки из системы ГАС "Выборы". Ошибки в листах некоторых кандидатов в депутаты Госдумы совпадают с ошибками нашей системы. Возможно, кто-то поделился информацией. Но у облизбиркома нет полномочий звонить людям и проверять, ставили ли они свои подписи на самом деле. Если бы кандидат регистрировался, пришлось бы обращаться в правоохранительные органы. Сейчас в ЦИК думают над усилением защиты системы.
Думаю, совсем скоро уйдем от сбора подписей. Они не нужны в таком виде ни одномандатникам, ни партиям. Первые должны лишь заручаться поддержкой определенного большого коллектива, причем официально на собраниях с протоколом решения о выдвижении, а последние вообще должны участвовать в выборах просто по определению.
Возможно, в ближайшее время мы уйдем и от одномандатников, закон это позволяет, но такое решение должно приниматься новым составом Законодательного собрания области. У меня нет сомнений, что они этот закон примут.
- Тогда места в партсписках могут покупаться и "простым" людям будет невозможно стать депутатом?
- Так иногда происходит, но это уходящее. Сами партии не дорожат теми, кто в них состоит уже много лет. Они пока не настоящие, нет идеологии, идей, за которыми пойдут люди. Они даже программы переписывают друг у друга. За 10 дней до голосования партии должны их опубликовать, вот и посмотрим.
- Какие самые распространенные ошибки при сборе подписей?
- Когда указаны не все данные избирателей или сборщика. Даже отсутствие даты рождения или названия города является основанием для того, чтобы мы забраковали подписной лист. Возможно, это делается, чтобы в случае обнаружения подделки подписей нельзя было привлечь сборщика к уголовной ответственности. Поэтому законодатели постановили браковать все неправильно оформленные подписные листы.
- А может, наши партии еще не доросли до выборов по пропорциональной системе?
- Мы же должны когда-то переходить к новой схеме. Иначе никогда не придем к тому, чтобы партии были заинтересованы иметь свою идеологию, отличную от других. Они должны это понимать. Рановато происходящее только для избирателей. А партии, которые будут избраны и хотят попасть в ЗСО снова, станут выполнять программу и работать согласно идеологии. Иначе мы, избиратели, с них спросим и на следующих выборах не станем поддерживать. После региональных пройдут выборы в Госдуму. Только три человека возглавят федеральный список, будут составляться региональные списки, в нашей области в четырех округах партии составят региональные списки.
- За последние годы в России и в Челябинской области в частности сложилась монополия на власть. Хорошо это или плохо?
- Точно не хорошо. Мировой опыт подсказывает: если не будет соперничества, политического рынка - не будет и движения вперед, мы вернемся к тому, что на руководящих постах окажутся только члены одной партии. Развития не будет.
Есть партии, которые поддерживаются только из-за ее руководителя, есть такие, председателя которой смогут назвать немногие. Главным в партии должна быть идеология, а лидер должен только претворять ее в жизнь.
- Исчезнет ли из избирательных бюллетеней графа "против всех"?
- Безусловно, эта графа должна остаться. Люди должны выражать свою гражданскую позицию, какой бы она ни была. Даже семь кандидатов, которые баллотируются в двух наших одномандатных округах, не учтут интересы абсолютного большинства избирателей. Выборы в Мосгордуму показали, что отсутствие графы "против всех" снижает явку. На федеральном уровне она остается. Графу убирать нельзя, это принципиальная позиция ЦИК. Однако депутаты ЗСО могут иметь иную точку зрения и внести изменения в закон.
- Будут ли представители ЦИК контролировать южноуральские выборы?
- Мы каждую неделю представляем отчет, каждый понедельник Вешнякову докладывают по нашим отчетам. Пока к нам претензий не было. На выборы приедут не менее двух членов ЦИК: на довыборы в Госдуму и выборы депутатов ЗСО.
- Как вы относитесь к отмене избирательных блоков и объединений?
- Хорошо. Нам не нужны маленькие ячейки и представители пяти человек. В ЗСО должны быть представители максимального количества избирателей.
Сергей ЛЕОНОВ
www.chrab.chel.su