13 мая 2009
4744

Исидор Анненский. // Кино России: Режиссёрская энциклопедия

После "Княжны Мери" Исидор Анненский на пятнадцать лет отошёл от классики и обратился к современности. Но не к современной проблематике, а лишь к современной эстетике. То, что он её чувствует и может качественно воспроизвести, режиссёр доказал ещё на рубеже 1930-х - 1940-х, поставив в промежутке между "Человеком в футляре" и "Свадьбой" две картины: "Пятый океан" и "Неуловимый Ян". [...]

"Екатерина Воронина" (1956), напротив, пользовалась успехом исключительным. Переход от костюмного и декоративного кино к драме о буднях простых людей был резким, но вполне ожиданным. Главенствующим жанром в раннем оттепельном кино стала мелодрама (за канвой которой нередко скрывался проблемный или поэтический фильм), а "Екатерина Воронина", заявленная авторами как "фильм-биография", представляла собой мелодраму в чистом виде. Интрига была столь запутана и многосложна, что на детализацию характеров, на разработку фона элементарно не хватало экранного времени, да режиссёр к этому и не стремился. Вновь дала себя знать крепкая театральная школа: в 20-е годы мелодрама оставалась в провинции главенствующим жанром, и Анненский усвоил все её законы. "Красиво" поданные личные переживания простых, близких рядовому зрителю героинь в исполнении молодых привлекательных актрис (Людмилы Хитяевой, Ариадны Шенгелая и Нонны Мордюковой) и разбавляющие их характерные эпизоды знаменитых мастеров театра (Вера Пашенная и Сашин-Никольский) обеспечили картине счастливую прокатную судьбу. [...]

Следует отметить, что полвека спустя "современные" фильмы Анненского 1950-х - 1960-х годов как бы выравнялись. Сейчас все они воспринимаются просто как "оттепельное кино" и с одинаковым успехом демонстрируются по телевидению, неизменно собирая широкую аудиторию.

В начале своей кинокарьеры Исидор Анненский не задерживался ни на одной киностудии: "Медведь" и "Человек в футляре" были поставлены на "Белгоскино", располагавшейся до войны в Ленинграде, "Пятый океан" - на Киевской киностудии, "Неуловимый Ян" и "Свадьба" - на Тбилисской (хотя съёмки последней проходили в Москве). С 1954 режиссёр, наконец, прочно обосновался на Киностудии им. Горького (лишь "Матрос с Кометы" был снят на "Мосфильме"). Поставив несколько кассово-успешных фильмов, Анненский всё же занимал на студии странное положение. Шлейф режиссёра "мещанского" кино тянулся за ним ещё со времён "Анны на шее". [...]

В конце жизни Исидор Анненский вернулся к тому, с чего начинал: к экранизациям классической литературы. В этом материале режиссёр чувствовал себя свободнее всего: недаром, из всех своих картин, Анненский писал сценарии только к экранизациям классиков (если не считать чисто формальный сценарий "Желаем успеха!"). [...]

"Трое" и "Таланты и поклонники" удались не во всём. Как всегда у Анненского, точный выбор оператора (Александр Рыбин и Михаил Кириллов) и композитора (Тихон Хренников, в "Талантах и поклонниках" работавший на пару с молодым Александром Чайковским) уже задавал нужные ритм и тональность Но режиссёр сделал ставку на молодых неизвестных актёров, которым попасть в тон не удалось. Особенно это было заметно по контрасту с опытными мастерами, сильно игравшими роли второго плана (Андрей Абрикосов и Фёдор Никитин в "Трое" и Николай Гриценко в "Талантах и поклонниках"). И если слабый успех сложно задуманных фильмов у массового зрителя был предсказуем, то полное равнодушие критиков можно объяснить лишь "штампами восприятия". Анненскому так и не удалось избавиться от репутации мещанского режиссёра, тем более, что на рубеже 50-х-60-х это звание полностью оправдалось.


БАГРОВ П. Исидор Анненский. // Кино России: Режиссёрская энциклопедия. Вып. 1. 2009 (в печати).
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован