Создание Исламского банка развития (ИБР) и его динамичное развитие дало толчок формированию мирового рынка исламских финансов.
В настоящее время в 105 странах мира созданы и функционируют более 500 банковских и финансовых организаций с совокупными валовыми активами более 2 трлн. долл.[1] Количество пользователей услугами исламского банкинга оценивается в 1,6 млрд. человек.
При участии ИБР во многих странах ЮВА сформировался значительный исламский сектор в финансовой и банковской сфере. Наибольшее развитие исламский банкинг получил в Малайзии, Индонезии, Брунее, на Филиппинах и в Сингапуре.
Малайзия
Одним из крупнейших в мире центром исламских финансов стала Малайзия,[2] на долю которой в 2024 г. приходилось около 16% всех активов исламского банкинга.
В Малайзии более половины населения исповедуют ислам. Первым исламским финансовым учреждением в Малайзии был фонд паломников – «Сберегательная корпорация для мусульманских паломников» (Muslim Pilgrims Savings Corporation).
Фонд был создан правительством страны в 1963 г. с целью организации помощи верующим мусульманам накапливать финансовые средства, не нарушая религиозные нормы шариата, для осуществления хаджа.
В 1969 г. эта организация была реорганизована и переименована в фонд «Лембага Табунг Хадж» («Pilgrims Management and Fund Board»). Управление фондом было возложено на Совет паломников.
Фонд не являлся банком, однако эта организация стала крупным институциональным инвестором в малайзийскую экономику. Долгое время «Лембага Табунг Хаджи» действовал как финансовая компания, которая вкладывала сбережения будущих паломников в развитие национальной экономики.
На Экономическом Конгрессе Бумипутра (коренных жителей Малайзии) в 1980 г. была принята специальная резолюция, требующая от государства разрешить Совету паломников «Лембага Табун Хадж» создать исламский банк, который сможет привлекать средства мусульман, оказывать им финансовые услуги и инвестировать средства в проекты развития на территории Малайзии. Позднее такой банк был создан.
В 1983 г. в Малайзии был принят первый в мире «Закон об исламском банкинге» (государственный акт Малайзии № 276), установивший правила функционирования исламских финансовых институтов, положивший начало формированию двухкомпонентной финансовой системы. С тех пор в стране исламская банковская система функционирует параллельно с традиционной.
В том же году на территории страны начал свою деятельность первый банк исламского типа – «Islam Malaysia Berhad» (IMB).
Первым вкладчиком, первого исламского Банка стал тогдашний Премьер-министр Малайзии доктор Махатхир Мохамад.[3]
Вплоть до начала текущего столетия по объему депозитов мусульманского населения этот банк занимал одно из первых мест в Малайзии.
В 1993 г. были внесены коррективы в «Закон об исламском банкинге» в результате была узаконена так называемая «беспроцентная банковская программа», согласно которой обычные банки получили возможность открывать «исламские окна» и оказывать банковские услуги, используя свою финансовую инфраструктуру и филиальную сеть.
В результате 23 коммерческих банка, 19 финансовых компаний и 3 торговых банка Малайзии начали работать на исламских принципах. Позднее были введены типовые формы отчетности по исламским операциям обычных банков.
В 1996 г. суммарные депозиты на беспроцентных исламских счетах составляли 6,1 млрд. ринг. (2,43 млрд. долл.), или 2% всех банковских депозитов страны.
В 1996 г. в Малайзии был создан Национальный шариатский консультативный совет, в задачи которого входила унификация и единая интерпретация исламских норм, и их практическое применение к банковскому и страховому делу.
В 1995 г. при Исламском банке Малайзии начал функционировать «Малазийский институт исламского банкинга и финансов» (IBFIM). Этот институт был создан при финансовой поддержке Исламского исследовательского и учебного института (Islamic Research and Training Institute), который входит в группу ИБР.
Целью создания института было обеспечение растущей сферы исламских финансов квалифицированными кадрами в области исламского банкинга, страхования, рынка ценных бумаг, управления активами и пассивами, бухгалтерского учета, аудита, лизинга, управления рисками и др.
Кроме подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации институт проводит научно-исследовательские исследования в сфере финансов.
Позднее под эгидой Центрального банка Малайзии была создана «Международная шариатская исследовательская академия в области исламских финансов» (International Islamic Shariah Research Agency for Islamic Finance — ISRA).
Академия представляет собой научно-исследовательский институт, изучающий исламские финансы с точки зрения шариатского права.
За время своего существования эти два исламских учреждения получили мировую известность. Они стали своеобразной кузницей кадров для исламских финансов и крупными научно-исследовательскими центрами по изучению мирового рынка исламского банкинга.[4]
Второй полномасштабный коммерческий исламский банк – «Bank Muamalat Malaysia Berhad (BMMB)» был открыт в Малайзии в октябре 1999 г.
С целью превратить Малайзию в общепризнанный региональный и мировой центр исламских финансов в 2000 г. правительством был разработан и принят «План развития исламского финансового сектора» (Islamic Financial Sector Development General Plan) на период 2001–2010 гг.
В частности, в плане были поставлены важные, конкретные и весьма амбициозные задачи по развитию исламских финансов, в том числе:
Следует констатировать, что, несмотря на сложность поставленных задач, все они были реализованы. Малайзия превратилась в одного из мировых лидеров в сфере исламских финансов.
В 2002 г. Малайзия стала одним из основателей «Исламского совета по финансовым услугам» и предложила международным исламским организациям открывать в стране свои штаб-квартиры и операционные центры, что дало дополнительный импульс развитию исламского банкинга в Малайзии.
В настоящее время в Малайзии функционирует 35 исламских финансовых институтов, в том числе 18 исламских банков - 12 местных и 6 иностранных. По всей стране эти исламские учреждения имеют 138 отделений.
Совокупные активы исламских банков в 2015 г. оценивались в 680 млрд. ринггитов или 22,4% от всех активов банковской системы Малайзии. Объем рынка исламского капитала превысил 1,5 трлн. ринггитов. Сумма вкладов населения, соответствующих нормам исламского права, превышала 300 млрд ринггитов.[5]
Весьма динамично исламская банковская деятельность развивается на острове Лабуан, который является оффшорной зоной Малайзии с льготным налоговым режимом.
В планах правительства Малайзии придание офшорной зоне на острове Лабуан престижного статуса - общепризнанного международного исламского финансового центра.
В текущем столетии Малайзия стала мировым лидером по выпуску и торговле суверенными и корпоративными облигациями – сукук.
Первая эмиссия трастовых сертификатов сукук-иджара была осуществлена в 2002 г. За счет выпуска этих ценных бумаг правительству страны удалось привлечь 600 млн. долл.
В 2014 г. объем продаж исламских облигаций в Малайзия составил 13,8 млрд. долл. – больше, чем в Саудовской Аравии (9 млрд. долл.) и в США (500 млн. долл.).
В 2017 г. Малайзия разместила на рынке суверенных сукук ценных бумаг на общую сумму 7,7 млрд. долл. (данные на август месяц).[6]
Одной из финансовых новаций в Малайзии стала эмиссия этических, социально-ответственных сукук, выпуск которых предназначен для благотворительных целей и решение социальных проблем.
Этот новый финансовый инструмент в наибольшей степени отвечает основополагающим принципам, провозглашенных Кораном, где, в частности, сказано – «любое достояние должно использоваться на благо общества…».
Местные и иностранные инвесторы могут покупать и продавать традиционные и исламские долговые инструменты на фондовых площадках и на внебиржевых рынках.
В начале текущего столетия малайзийская брокерская фирма «Rashid Hussain Asset Management» начала рассчитывать специальный индекс исламских ценных бумаг с параллельной проверкой деятельности таких компаний на соответствие принципам шариата.
Новый биржевый индекс «Rashid Hussain Berhad» учитывает курс акций, котирующихся на бирже 184 малайзийских компаний ведущих отраслей экономики.
Кроме того, с участием этой брокерской фирмы были организованы паевые фонды для компаний, действующих в странах ЮВА на основе принципов шариата.
Крупным игроком на фондовом рынке Малайзии является инвестиционная холдинговая компания «Abrar Group International», располагающая фондами, с исламской спецификой на сумму свыше 2 млрд. ринг.
Первоначально компания обслуживала в основном частных и институциональных инвесторов из стран Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время более 60% инвесторов являются местные предприниматели.
Малайзия остается крупнейшим рынком исламского государственного долга, на долю которой в 2017 г. приходилось 43% всего объема обращающихся суверенных сукук.[7]
Еще одним новым, уникальным исламским финансовым продуктом в Малайзии стал проект по созданию исламской инвестиционной платформы.
Центральный банк Малайзии в 2015 г. поддержал инициативу консорциума 6 крупнейших исламских банков по созданию «платформы инвестиционного счета» (Investment Account Platform, IAP).
Новый финансовый инструмент представляет собой интернет площадку, на которой в режиме реального времени клиенты смогут разместить свои деньги или привлечь финансовые средства в соответствии с исламским правом.
Функционирование инвестиционной платформы позволяет инвесторам более оперативно находить и привлекать финансовые ресурсы для реализации национальных проектов развития.
Малайзия и Исламский банк развития
Малайзия стала членом Исламского банка развития 12 августа 1974 г. В настоящее время подписной капитал Малайзии составляет 823,1 млн. динар, что соответствует 1,63%. акционерного капитала ИБР.[8]
За это время (1975-2018 гг.) при финансовой поддержке ИБР в Малайзии было одобрено 98 проектов общей стоимостью 1084 млн. долл., из них по состоянию на 2019 г. было реализовано 78 проектов.[9]
Самое большое количество проектов ИБР в Малайзии было реализовано в сфере образования – 17 проектов, общей стоимостью 204,5 млн. долл.
Важнейшим стратегическим направлением деятельности ИБР является повышение уровня образованности и рост профессиональной квалификации населения мусульманских стран.
Основные проекты в этой сфере были инициированы и разработаны дочерней структурой ИБР – Исламским исследовательским и учебным институтом.
Часть образовательных грантов и стипендий специально предназначалось для женщин и молодых людей из сельских районов.
Значительное количество проектов в сфере образования свидетельствует о стремление Малайзии способствовать трансформации экономики в экономику, основанную на знаниях.
В транспортной сфере Малайзии за период с 1975 по 2018 гг. ИБР было профинансировано и реализовано 3 проекта на общую сумму 175,4 млн. долл.
Одним из крупнейших проектов в транспортной сфере было строительство скоростной автомагистрали в штате Селангор, Проект, был реализован на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).
В промышленной сфере в Малайзии было реализовано 8 проектов общей стоимостью 80,1млн. долл. Многие проекты в этой отрасли связаны с добывающей промышленностью, носят экспортно-ориентированный характер и способствовали росту доходов государственного бюджета.
В 2016 г. на финансовые средства ИБР и малазийского «SME Bank» был создан фонд развития халяльной промышленности Малайзии.
Капитал фонда составил 200 млн. ринггит. Инвестиции были направлены на развитие местной халяльной индустрии, продукция которой поставляется на внешние рынки, в том числе в соседние страны ЮВА.
В сфере финансов Малайзии за период с 1975 по 2018 гг. было реализовано 7 проектов на общую сумму в 37,2 млн. долл.
Проекты в этой сфере направлены на построение системы исламского банкинга, обеспечение доступа мусульманского населения к кредитным ресурсам, повышение финансовой грамотности, совершенствование системы государственных финансов.
В частности, ИБР в 2000 г. оказал финансовую и консультативную помощь Малайзии в разработке «Плана развития исламского финансового сектора» период 2001–2010 гг. Основной целью плана было превращение Малайзии в общепризнанный региональный и мировой центр исламских финансов.
Разработка и финансирования проектов в области здравоохранения в Малайзии осуществляется ИБР в соответствии с Целями развития тысячелетия (Millennium Development Goals), к достижению которых стремится каждая из стран региона. Всего в этой сфере было реализовано 11 проектов стоимостью 35,2 млн. долл.
Непосредственно в сфере развития сельского хозяйства Малайзии за период с 1975 по 2018 гг. было реализовано 5 проектов на общую сумму в 21,5 млн. долл.
Кроме того, еще 7 проекта на сумму 28,1 млн. долл. было профинансировано для улучшения водоснабжения, решения проблем санитарии и развития сельских районов.
Эти инвестиции ИБР способствовали реализации проектов и программ по развитию инфраструктуры сельских районов, повышению урожайности основных сельскохозяйственных культур, защите почвы от эрозии, развитию халяльного животноводства, мелиорации засушливых земель и созданию возможностей для увеличения занятости в сельских районах.
Энергетика является одной из важнейших отраслей экономики Малайзии, ее доля в ВВП составляет 20%. Малайзия является вторым в мире по величине экспортером сжиженного природного газа (СПГ).
Стратегические планы правительства в области энергетики направлены на диверсификацию поставок энергоресурсов, снижение зависимости от нефти и газа за счет увеличения потребления угля, а также превращение Малайзии в региональный энергетический хаб по хранению, переработке и торговли энергоресурсами.
Для удовлетворения растущего внутреннего спроса на энергоресурсы Малайзия продолжает инвестиции в разработку новых месторождений нефти и газа, увеличение мощностей НПЗ, при этом активно привлекая к сотрудничеству иностранные энергетические компании и кредиты институтов развития.
В частности, в сфере энергетике при участии ИБР был реализован один проект с высокой внутренней нормой доходности, стоимостью 20 млн. долл.
В других отраслях экономики Малайзии за счет финансирования ИБР было реализовано 42 проекта стоимостью 266,7 млн. долл., в том числе 3 проекта в социальной сфере, стоимостью 5,2 млн. долл. Но состоянию на 2019 г. в стадии реализации находилось 11 проектов, одобренных советом директоров ИБР.[10]
* * *
В настоящее время Малайзия, стала признанным лидером исламских финансов, занимая ведущие места по объемам операций на исламских фондовых рынках, в банковской и страховой сфере.
Исламская банковская система в Малайзии функционирует параллельно с традиционной банковской системой.
Динамично растущая сфера исламских финансов имеет в Малайзии значительный потенциал. Правительство страны рассматривает сферу исламских финансов как один из важных драйверов экономического роста и эффективным механизмом укрепления материальных позиций коренного населения страны («бумипутра»), исповедующего ислам.
Малайзия, в которой половина населения исповедует ислам, стремится стать региональным и мировым лидером в развитии современных форм банковского дела данного типа.
В частности, правительство Малайзии планирует уже в ближайшие годы внедрить в исламский банкинг технологии блокчейн. Работы в этом направлении будут координироваться специальной правительственной комиссией – Малайзийской промышленно-правительственной группой по высоким технологиям (MIGHT).
При этом правительство продолжает ставить весьма амбициозные задачи по развитию исламского банкинга. В частности, согласно генеральному плану развития банковского сектора Малайзии к 2030 г. доля исламского банкинга может увеличится до 35% от общих активов финансового сектора страны.
Правительство разработало и реализует концепцию превращении Малайзии в финансового посредника при перетоке инвестиций из стран Ближнего Востока в странны ЮВА и другие государства Азиатско-тихоокеанского региона.
В начале текущего столетия Малайзия была инициатором создания валютного союза мусульманских государств и введения в обращение единой валюты – золотого динара. Эту идею после азиатского финансового кризиса выдвинул Махатхир Мохамад Премьер-министр Малайзии.
Идею единой мусульманской валюты - золотого динара поддержали руководители Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Катара, Бахрейна и Омана.
В результате проект золотого динара получил реальное воплощение. В ноябре 2001 г. в Дубае состоялась церемония введения в обращение золотого динара (весом 4,25 г) и серебряного дирхама (весом 3 г).
Планировалось, что золотой динар будет введен в оборот в странах-участниках проекта в 2003 г., а к 2010 г. станет межгосударственным платежным средством в мусульманском мире.
Однако этим планам активно противодействовали США, запустив проект «арабская весна» по дестабилизации политической и экономической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке.
Тем не менее, в настоящее время Малайзия использует золотой динар в расчетах во внешнеэкономической и финансовой сфере с Брунеем, Ираном, Бангладеш, Йеменом, Мальдивами и др.
Попытки мусульманских стран использовать золотой динар в расчетах стран-членов ОПЕК наталкивается на активное противодействие со стороны США и Международного валютного фонда (МВФ).
Новая мировая валюта, основанная на золотодевизном стандарте, не противоречит шариатским принципам и в перспективе при поддержке большим количеством мусульманских стран может стать реальным конкурентом доллару США.
Андрианов Владимир
Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,
помощник Председателя Правительства РФ (2000-2008)
[1]Islamic Financial Services Industry Stability Report, 2017.
[2] Ислам проник в Малайзию еще в XIII веке. В последующие века эта религия стала занимать доминирующее положение в стране. Согласно 160 статьи ныне действующей Конституции Малайзии, все этнические малайцы при рождении признаются мусульманами.
[3] Махатхир Мохамад известный государственный и политический деятель Малайзии. В период с 16 июля 1981— по 31 октября 2003 гг. исполнял обязанности премьер-министра Малайзии. Был четвертым премьер-министром страны со дня независимости страны.
Доктор Махатхир родился 10 июля 1925 г., в 2019 г. ему исполнилось 94 года. Он является самым старым в мире руководителем страны. Махатхир Мохамад не только долгожитель, он - политический долгожитель, его карьера длится более четырёх десятилетий. В 2018 г. (8 мая) он вновь был избран премьер-министром Малайзии, но уже от оппозиционного альянса «Пакта надежда», одержавшего победу на парламентских выборах в Малайзии.
[4] International Centre for Education for Islamic Finance (INCEIF).: http://www.inceif.org. 3 March 2016.
[5] Bank Negara Malaysia. The Financial Stability and Payment Systems Report 2016. : http://www.bnm.gov.my.
[6] Securities Commission Malaysia. http://www.sc.com.my.
[7] «Институт фондового рынка и управления», 4 января 2018 г.
[8] IsDB-Annual Report-2018.
[9] IsDB in Brief 1975-2019, Islamic Development Bank, 2019.
[10] [10] IsDB in Brief 1975-2019, Islamic Development Bank, 2019.