Эксклюзив
22 марта 2011
5746

Истребитель всегда держит оборону

Современная истребительная авиация Краснознаменного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа заметно отличается от той, которую мы знаем из книг о войне.

И, несмотря на агрессивное название, в России истребитель по-прежнему относится к оборонительным типам вооружений. Отдельного наступательного значения истребительная авиация до сих пор не имеет, с момента своего зарождения.

А начало истребительной авиации Военно-воздушных сил России было положено 25 марта 1916 года.

Именно в этот день начальник штаба Верховного главнокомандующего от инфантерии М.В. Алексеев подписал приказ N 329, в соответствии с которыми во 2-й, 7-й и 12-й армиях были начаты формирования первых истребительных авиационных отрядов.
Причина была чисто оборонительного характера. Шла Первая мировая война, и 6 января 1916 года немецкие самолеты впервые применили зажигательные бомбы над Минском с целью вызвать большие пожары в городе. Также Верховное немецкое командование вело активные проработки возможности нанесения подобного воздушного удара по российской столице - Петербургу.

В создавшихся условиях Ставка Верховного главнокомандующего пришла к выводу: медлить с созданием истребительной авиации в России уже нельзя.

А начало было положено еще до начала Первой мировой войны. В 1908 году в газете "Русский инвалид" была опубликована статья "Военное применение аэропланов", где впервые выдвигалась идея борьбы "за господство государства в воздушной стихии". И для выполнения этой специфической задачи требовалось создать специальный тип самолета - истребитель.

После проведения в августе 1913 года маневров Петербургского военного округа, а также по опыту 1-й Балканской войны 1912-1913 годов открыто встал вопрос о необходимости формирования в русской армии истребительной авиации.

Для справки: истребитель - военный самолет, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей. Применяется для завоевания превосходства в воздухе над противником, а также для сопровождения бомбардировщиков, транспортных самолетов, самолетов гражданской авиации, защиты наземных объектов от авиации противника. Реже истребители используются для атаки наземных и морских целей.
Так до начала Великой Отечественной войны в Советском Союзе была только истребительная авиация Военно-воздушных сил. Но после победы под Москвой, 22 января 1942 года большая часть истребительных авиаполков преобразовали в новый род авиации. Так была создана истребительная авиация противовоздушной обороны. В послевоенное время еще часть истребительных авиаполков Военно-воздушных сил передали Военно-морскому флоту. Появилась еще и морская истребительная авиация, как берегового, так и палубного базирования.

Но истребительная авиация ВВС не растворилась в ведомственных структурах Министерства обороны нашего государства. Одним из таких сохранившихся авиаполков стал родоначальником с 1 декабря 2010 года авиабазы на военном аэродроме "Домна" под Читой. Свою историю 120 истребительный авиационный полк ВВС ведет с 24 сентября 1969 года. На военном аэродроме Осовцы, Березовского района, Брестской области началось его формирование. Тогда на вооружении находились истребители МиГ-21. В июле 1971 года было осуществлено перебазирование авиаполка в Забайкальский военный округ на военный аэродром "Домна". 7 февраля 1978 года были выполнены первые полеты на истребителях МиГ-23, а 25 января 1993 года - на МиГ-29. Сегодня, но уже в составе авиабазы, куда входят штурмовики Су-25, вертолеты Ми-24 и Ми-8, военные летчики бывшего 120 истребительного авиационного полка ВВС продолжают выполнять полеты на истребителях МиГ-29. Кстати, это был единственный истребительный авиаполк в Военно-воздушных силах Российской Федерации, ставший основой для создания авиабазы современного типа. Например, в дальневосточном регионе, начиная с 1998 года, истребительная авиация ВВС полностью отсутствовала. Были только истребительные авиационные полки противовоздушной обороны на военных аэродромах "Дземги" в Комсомольске-на-Амуре и "Центральная Угловая" под Владивостоком. Они и стали родоначальниками авиационных баз нового формата.

Но преобразования в авиации современной России на этом не закончились, и сегодня все ведомственные летательные аппараты: самолеты и вертолеты передаются под крыло Военно-воздушных сил, так сказать, все возвращается "на круги своя", как и почти сто лет тому назад.

В объединении ВВС и ПВО вся авиация теперь объединена одним термином - фронтовая и истребительная. А значит, уже больше нет деления истребительной авиации на ВВС, ПВО и морскую. С 1 апреля 2011 года вся истребительная авиация будет одной принадлежности - Военно-воздушных сил Российской Федерации, но с объединенными функциями для истребительной авиации.

Для справки: к фронтовой авиации относятся бомбардировщи-ки Су-24, штурмовики Су-25, а к истребительной самолеты Су-27СМ, МиГ-31 и МиГ-29.

А еще через несколько лет с поступлением в войска самолетов пятого поколения исчезнет разделение на фронтовую и истребительную авиацию. В ближайшие годы ВВС России будет менять свою аббревиатуру и отойдут от наименования истребительной и фронтовой авиации, эту авиацию будут называть тактической или оперативно-тактической. Таким образом, все летательные аппараты оперативно-тактического звена, в том числе и армейская авиация, все вместе будут решать задачи противовоздушной обороны, или воздушно-космической.

А пока в Краснознаменном объединении ВВС и ПВО Восточно-го военного округа военные летчики истребительной авиации в едином строю выполняют полеты на тяжелых истребителях Су-27СМ и МиГ-31, и легких истребителях МиГ-29.

Они в составе дежурных звеньев заступают на круглосуточное боевое дежурство по противовоздушной обороне, сопровождают самолеты дальней стратегической авиации и фронтовую авиацию, принимают участие в различных учениях и участвуют в плановых полетах по совершенствованию своего летного мастерства.

То есть, как и сто лет назад, истребители выполняют задачи оборонительного характера.

Сергей Роща
viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован