Иван Дмитриевич, в преддверие внесения бюджета вновь разгорается спор о межбюджетных отношениях. Губернаторы считают, что межбюджетные отношения нуждаются в совершенствовании, а федерализм в укреплении. Что это, реальное желание что-то изменить, или началась ежегодная борьба за преференции?
Это двоякий процесс. Первое, безусловно, это борьба за преференции между теми, кто оказался в Госсовете и остальными. Второе - маятник в части централизации бюджетных ресурсов в прошлом году излишне качнулся в сторону центра. Когда регионы себе забирали 60% консолидированного бюджета, я им говорил: ребята, не делайте этого, в том числе я это и в Татарстане говорил, что кончится это тем, что маятник качнется в другую сторону. По прошлому году уже было 70 на 30, 60 на 40 в пользу центра из консолидированного бюджета. Это тоже не есть хорошо, по-моему. Теперь регионы пытаются этот маятник качнуть в обратную сторону. Я думаю, что этот процесс неизбежный и объективный. В России разумное соотношение будет 50 на 50, или 55 на 45 в пользу центра. Но это только на финише.
А как этого добиться?
Моя точка зрения такова - разумная налоговая система состоит из всего пяти налогов, каждый из которых сразу поделен на федеральную, региональную и местную части. В своем налоговом кодексе мы рисовали такое соотношение - 50%-30%-20%. Можно немножко по-другому. У американцев это примерно 65%-20%-15%.
Я уверен, что все базовые налоги надо сразу делить на дольки, чтобы не было желания свои налоги собирать, а чужие не собирать.
А для того, чтобы ввести такую систему, нужно чтобы создались какие-то условия, или условия уже есть, и можно вводить это прямо сейчас?
Я совершенно уверен, что пока поступление нефтедолларов хорошее, можно было построить нормальную налоговую систему. Хоть сейчас! Но ее, к сожалению, не строит никто. Не хотят строить.
А второй момент - это относительно всяких этих трансфертных схем, бюджетного федерализма, как делить, чтобы субъективного фактора не было. Лет пять назад я почитал все, что на эту тему сделали в Индии, в Бразилии, во всех федеративных странах. Там вывод был такой, что все равно универсальной схемы построить невозможно. Все равно приходится подкручивать уже вручную. Это означает, что надо принимать предельно простую, предельно примитивную, с минимумом параметров общую схему и оставлять какую-то сумму на подкрутку, изначально закладывать ее в бюджете. И не хитрить дальше.
29 июня 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=13840