Эксклюзив
26 сентября 2011
7283

Иван Никитчук: Бытие определяет сознание?

Каждому обладателю советского вузовского диплома хорошо известно выражение из марксисткой теории: "Бытие определяет сознание". Эту истину многие коммунисты-марксисты и сегодня считают основополагающей и непреложной?

В данном случае речь не идет о какой-либо ревизии марксизма. Предпринимается лишь попытка разобраться в полноте высказанной истины.

В 2008 году в Москве была издана мизерным тиражом брошюра одного из наиболее глубоких современных марксистов Ричарда Косолапова "Неспокойные этюды", одна из главок которой так и названа: "Главная недоработка марксистов". Ряд идей, в них высказанных, создаёт базу для своего рода системного завершения марксизма как всеобъемлющей философской и социальной теории, верно объясняющей ход мировой истории в прошлом и верно указывающей на только два возможных варианта её будущего развития - деградационный в рамках реального мирового капитализма и творческий в рамках возможного мирового социализма.

В частности в этой брошюре автор пишет: "До сих пор не выполнена кардинальная задача, поставленная перед философией Энгельсом ещё в 70-х годах XIX века и подтверждённая Лениным в начале XX-го, по сути, их завещание. Эта задача - придание материализму новой формы - формы не пассивно-созерцательной, а активно-творческой, в точном соответствии с подвижками в естественно-исторической и социально-экономической областях. Ленин положил начало её решению, ... он дал понять, что первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию незыблема лишь в плане происхождения, однако диалектически подвижна в плане их взаимодействия...

Маркс и Энгельс не успели разработать проблему отношения духа к материи в динамике, Ленин подошёл к ней, но сумел решить её в прикладном, практически-политическом варианте..."

Необходимо заметить, к этой проблеме вплотную подошел Сталин в своей последней работе "Экономические проблемы социализма". Здесь он уже фактически исходил из того, что с определённого момента общественного развития формула "Бытие определяет сознание" не в полной мере ему соответствует. Эта формула верна только в том смысле, что материя является незыблемо первичным элементом мироздания, а сознание - свойство живой материи - является лишь продуктом развития материи из неживой в живую. С определённого этапа общественного развития и после появления в обществе неких новых факторов (например, появление марксизма) общественное сознание способно стать по от-ношению к бытию приоритетным и определять ход общественного бытия!

Иными словами, Сталин в каком-то смысле интуитивно осознавал, что в современном мире перспективное общественное бытие определяется прежде всего уровнем и характером того общественного сознания, которое реально главенствует в обществе.

Если главенствует, развивается и укрепляется социалистическое общественное сознание, развивается и укрепляется также материальная база социализма, развиваются производительные силы общества. Если главенствует потребительское сознание, то в обществе сохраняются капиталистические отношения, и по-прежнему существует живой мертвец капитализма.

Р. Косолапов верно замечает, что "определённая самостоятельность сознания по отношению к бытию ярче всего проявляется по мере накопления достоверных знаний о движущейся материи", и это верно в том числе и для такой высшей формы движущейся материи, как человеческое общество. В своей брошюре он пишет "До сих пор я не встречал марксиста, который бы заявил: "Почему сознание обречено быть во всех случаях вторичным, а первичным дано быть бытию? Сознание и может быть и является первичным, если его феномены рассматривать строго в конкретных параметрах места и времени!" Абсолютной истиной является вторичность происхождения или, лучше, возникновения сознания, а потом наблюдается другая картина".

Блестящая мысль. Сегодня накоплено достаточно достоверных знаний о движущейся материи для того, чтобы понять всю ее глубину.

Действительно, бытие самой Вселенной, бытие во Вселенной неживой материальной планеты Земля - первично. Уже после возникновения Земли на ней появилась - тем или иным образом, но тоже как объект материального мира - живая материя с рефлекторным сознанием. На определённом этапе развития возникает человек. Его развитие даёт высший тип сознания - активное человеческое сознание, способное инициировать всё более масштабные и усложняющиеся действия по сознательному, целенаправленному преобразованию материального мира.

Материальные преобразования обуславливают развитие общества и общественного сознания, но само это развитие до определённого этапа носит неосознанный: люди объясняют мир и своё бытие всякого рода религиозными воззрениями и учениями.

Затем начинается новый этап - люди пытаются выстраивать некие философские теории, основанные на размышлениях, логике и наблюдениях природы и общества. Но пока что философы лишь различным образом объясняют, вернее, пытаются объяснять мир.

Общество продолжает развиваться, накапливаются новые знания, возникают новые представления об окружающем мире, и в середине XIX века появляется действительно научная - материалистическая теория развития общества. С этого момента начинается борьба двух основных типов общественного сознания - традиционного, идеалистического, частнособственнического, капиталистического, и нового - марксистского, материалистического, коммунистического. В мир брошен лозунг не объяснения мира, а его преобразования с заменой права частной собственности для немногих на всеобщее право всех членов общества на общественные производительные силы общества и на производимый совокупный общественный продукт. Именно с этого момента общественное сознание - вторичное по отношению к материи в плане возникновения сознания, становится уже первичным по отношению к будущему общественному бытию, если рассматривать взаимоотношения этого будущего общественного бытия и общественного сознания в конкретных параметрах места и времени, то есть - в условиях воздействия на массы трудящихся как нового коммунистического сознания, так и старого капиталистического сознания при всё более обостряющейся борьбе этих двух сознаний.

К сожалению, люди, и, в первую очередь, в Советском Союзе, не сумели подняться до глобального социалистического сознания. В результате была ликвидирована система социализма. Ведь Советский Союз и мировой социализм рухнули не в результате материальной внешней агрессии, не в результате серии природных катаклизмов, а в результате умелого манипулирования общественным сознанием. Именно лучшая подготовленность мировой капиталистической частнособственнической элиты к формированию в массах нужного этой элите общественного сознания, а не системная и экономическая несостоятельность социализма стала причиной кризиса социализма.

Однако сознание, внедрённое в общество частнособственнической элитой, не может стать господствующим навсегда или даже продолжительное время. Дело в том, что это сознание фактически является антиобщественным, поскольку оно обеспечивает интересы не всего общества, а кучки собственников. Господство в обществе этого антиобщественного сознания программирует деградацию и гибель общества. А это означает, что ухудшающееся общественное бытие (а мы это уже наблюдаем!) приведёт к подвижкам в мировом общественном сознании в сторону подлинно общественного - социалистического сознания.

И в этом смысле можно говорить о том, что, в конечном счёт, общественное сознание всё же определяется общественным бытием. Здесь нет ни парадокса, ни противоречия. Мы имеем здесь всего лишь одно из проявлений диалектического характера общественного развития. В обществе, где возникли и борются два типа общественного сознания, подчинённость сознания бытию и бытия сознанию может диалектически сменяться. В одних конкретных параметрах места и времени общественное сознание идёт за общественным бытием и "весит" менее его, в других конкретных параметрах места и времени общественное сознание предвосхищает общественное бытие и становится более весомым, чем материальная реальность.

Интересно, что ещё в 1944 году советский академик Владимир Иванович Вернадский в журнале "Успехи современной биологии" в статье о ноосфере, которую он определял как новое геологическое явление на нашей планете в эпоху, когда человек сам стано-вится геологической силой, писал: "Здесь перед нами встала новая загадка.

Мысль не есть форма энергии. Как же она может изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешён".

С точки зрения современной философии ответ прост и непрост одновременно. Мысль, конечно, не материальна, однако она является одним из неотъемлемых свойств и условий существования высшей формы живой материи - Человека общественного (Homo socialis). Причём именно общественного человека, а не просто человеческого существа. Особенностью человека как биологического вида как раз и является, прежде всего, умение мыслить, в то же время умение мыслить не является для человека врождённым, а формируется и развивается только и исключительно в процессе существования индивидуума в обществе.

По отношению к первичной материи человеческая мысль вторична, но по отношению к любому материальному акту человеческой деятельности мысль является первичной.

Маркс был гениально прав в своём утверждении, что самый плохой архитектор отличается от самой искусной пчелы тем, что до того, как построить дом из камня он построил его в своей голове.

Скорее всего, Вернадский не были знакомы с этой мыслью Маркса, иначе он мог бы и сам уловить диалектический характер взаимосвязи человеческой мысли и человеческой материальной деятельности. После того, как человечество стало геологической силой, характер главенствующих в мировом обществе мыслей определяет материальный характер настоящего и будущего человечества.

Нет никакого сомнения, что в соответствии с положительным вектором развития материального мира и общественного сознания, уже в обозримом будущем главенствующим в мире станет социалистическое общественное сознание, и это обусловит окончательный переход человечества к мировому социалистическому общественному бытию. Ведь у мира нет иного конструктивного выхода.

И.Никитчук,
д.т.н.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован