Эксклюзив
31 марта 2014
9239

Иван Никитчук: Решение экологических проблем - задача государственной важности

28 марта депутат фракции КПРФ, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии И.Никитчук принял участие в заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе в г.Уфе, на котором рассматривался вопрос "О реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, лесного хозяйства, оптимизации природопользования в Приволжском федеральном округе".

Вел заседание полномочный представитель Президента М.В.Бабич. С основным докладом от имени рабочей группы выступил Президент Башкирии Р.Х.Хамитов.
С докладом на заседании Совета от Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии выступил И.Никитчук.

Уважаемый Михаил Викторович! Уважаемый Рустэм Хакиевич! Уважаемые коллеги!
Прежде всего, позвольте поблагодарить за возможность принять участие в данном заседании и от имени председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии академика РАН В.И.Кашина, от имени всех депутатов Комитета пожелать успехов нашему форуму и выразить поддержку самой идее рассмотреть в рамках федерального округа комплекс экологических вопросов. Хочу выразить благодарность Рустэму Хакиевичу за откровенный доклад. Эстафета настоящего заседания в ближайшее время будет подхвачена Центральным федеральным округом, где планируется акцентировать внимание на проблеме обращения с отходами производства и потребления.

Уважаемые коллеги! Обнадеживающим является тот факт, что экологическим проблемам в последнее время в нашей стране уделяется все больше внимания. Только за прошедший 2013 год было принято ряд важных документов, программ стратегического свойства, состоялось ряд заседаний на самом высоком уровне, в том числе и с участием Президента страны, по итогам которых даны серьезные поручения. 2013 год был объявлен Президентом Годом охраны окружающей среды. В конце года прошел IV Всероссийский съезд экологов, принявший программу действий на ближайшую перспективу.
И такое внимание вполне объяснимо. Ситуация с охраной окружающей среды в стране остается сложной, и она, к сожалению, пока что имеет отрицательную динамику. Это касается и атмосферного воздуха, и водных объектов, и сохранности русского леса, плодородия почв и т.д., а, следовательно, и продуктов питания. Все это отражается на здоровье людей. Ежегодно стационарными источниками выбрасывается в атмосферу почти 20 миллионов тонн загрязняющих веществ, 12 миллионов тонн - автотранспортом. Ежегодно образуется около 5 млрд. тонн твердых отходов, которых накоплено уже более 90 млрд. тонн.

Сточные воды в основной массе сбрасываются без очистки или недостаточно очищенными. Половина поверхностных и четверть подземных источников питьевого водоснабжения не соответствует санитарным нормам.

Нарастает проблема ликвидации накопленного экологического ущерба.
Именно из-за необеспечения конституционного права наших граждан на благоприятную среду мы теряем ежегодно около 300 тысяч человеческих жизней.

Непростая экологическая ситуация и в Приволжском округе. Она достаточно полно отражена в документах настоящего заседания, над которыми серьезно потрудились члены рабочей группы, заслуживающие высокой оценки и благодарности. Округ промышленно насыщен, густо заселен, здесь проживает около 20% населения страны. Вместе с тем округ щедро наделен природными богатствами - и водой, и лесом, и нефтью, и другими ископаемыми. Обеспечив здесь благоприятную среду обитания, мы обеспечим миллионам наших граждан возможность дышать чистым воздухом, пить чистую воду, наслаждаться красотой окружающего мира. Ради этого стоить жить и трудиться.

Будучи здесь, на земле Башкирии, славящейся красотами природы, не могу не сказать о некоторых недостатках по охране окружающей среды, в частности, что касается обращения с отходами, о которых известно в Государственной Думе и которые присущи не только для Башкирии. В г.Стерлитамак городской полигон переполнен, значительно увеличилось число несанкционированных свалок. В г.Салават и Мелиузе эксплуатируются свалки с нарушением экологического законодательства, а в г. Ишимбае и без лицензии. В тоже время введенный в 2013 году лицензированный Мурдашовский полигон простаивает. Со стороны региональной власти, а также федеральной требуется серьезное внимание к ликвидации накопленного экологического ущерба, представленного бывшим производством пестицидов. Не буду останавливаться на других проблемах - на охране лесов, нелегальных рубках, браконьерстве, сжигании попутного газа, шламах, загрязнение почвы продуктами переработки нефти и ее добычи и т.д.

Уважаемые участники заседания! Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, в тесном контакте с Правительством, профильным министерством по природным ресурсам и экологии, с субъектами РФ в 2013 году предпринял серьезные усилия, чтобы принять ряд важнейших законодательных инициатив в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Среди них можно назвать:
- N 27-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лесного надзора и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов";
- N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
- N 409-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды";
- N 408-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах";
- N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";
- N 278-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и др.

Данные федеральные законы, в числе 23-х подготовленных Комитетом в текущем созыве Государственной Думы и подписанных Президентом, в значительной степени укрепили экологическую правовую базу, усовершенствовали регулирование вопросов учета заготовленной древесины, лесного надзора, защиты и воспроизводства лесов, использования ООПТ, обеспечения экологической безопасности при использовании атомной энергии, использования и охраны водных объектов, охраны и использования недр, устранили целый ряд коллизий и противоречий в законодательстве.
Комитет продолжает работу над другими законопроектами. Среди них следует отметить:
- N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших доступных технологий";
- N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами";
- N 200303-6 "О любительском рыболовстве";
- N 448577-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования защиты лесов от вредных организмов и иного негативного воздействия";
- N 348435-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и др.
В общей сложности в Комитете сегодня находится 63 законопроекта, 15 из которых уже приняты в первом чтении.

Кроме того, в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Планом реализации "Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года" и поручениями Президента в Государственную Думу в ближайшее время будет внесен целый пакет законопроектов:
- О ратификации Конвенции Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и Протокола по стратегической экологической оценке;
- Об экологическом аудите;
- О присоединении Российской Федерации к Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;
- О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части дифференциации составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами и др.

Приведенные данные дают ясную картину о масштабах ведущейся законотворческой работы.
Однако принятие законов - это, как говорится, всего лишь полдела. Более важным является их применение и реализация. И именно здесь велика роль государственных органов власти регионов, их компетентности, готовности перестроиться в соответствии с новыми требованиями. Ведь только вы, представители регионов России, обладаете всей полнотой информации о положении дел "на местах" и складывающейся правоприменительной практике.

Вместе с тем нельзя обойти молчанием вопроса финансирования природоохранных мероприятий, от которого также зависит эффективность правоприменительной практики. И эти вопросы должны обязательно найти отражение в нашем итоговом документе.
Расходы, например, федерального бюджета по соответствующему разделу до сих пор формируются по остаточному принципу.

На охрану окружающей среды в федеральном бюджете на 2014 год заложено всего 1454 рубля на 1 квадратный километр территории нашей страны. В этой сумме заложена и заработная плата работников охраны окружающей среды.

На одного работающего в лесничестве человека в среднем по России приходится 55 тыс. га площади земель лесного фонда. При этом денежное содержание такого работника составляет всего 13-15 тыс. руб. в месяц - 55% от среднемесячной заработной платы по всей России.
Аналогичная ситуация сложилась в учреждениях Росгидромета. Среднемесячная зарплата работников данной отрасли не достигает 62% среднемесячной заработной платы по всей России, а на отдельных должностях не достигает даже прожиточного минимума.

Эти больные вопросы также должны быть отражены в нашем итогом документе.
Что касается других предложений и замечаний по содержанию итогового документа, то мы их представили в достаточно развернутом виде, и надеемся, что значительная их часть будет учтена. В целом документ отражает весь комплекс актуальных задач по совершенствованию природоохранной деятельности не только в Приволжском федеральном округе, но и в целом в Российской Федерации.
Тем не менее, на одном моменте остановлюсь отдельно. Речь идет о поручении Государственной Думе ускорить рассмотрение и принятие законопроектов о нормировании и об обращении отходов производства и потребления.

Нам кажется, что такое поручение не совсем по адресу. Эти законопроекты внесены Правительством РФ и Государственная Дума их рассмотрела и приняла в первом чтении более двух лет назад. С тех пор они обсуждаются различными ведомствами Правительства и так называемым предпринимательским сообществом. Заверяю вас, что как только эти дискуссии завершатся, и законопроект с поправками Правительства появится в Государственной Думе, мы его примем в самые сжатые сроки.

Уважаемые коллеги! В заключение хочу сказать, что экологизация экономики, нашего бытия неизбежны, если мы хотим сохранить нашим детям и внукам, будущим поколениям цветущую землю, а не помойку. Проблема сложная, зависящая от многих факторов, в том числе и от воспитания человека. Ее решение требует серьезного подхода, включая структурные преобразования в сфере исполнительной власти. Заслуживает внимания обсуждение вопроса о создании органа, в ведении которого находились бы все вопросы охраны окружающей среды, как это имеет место во многих странах, например, Европы. Давно назрела необходимость создания целой отрасли в стране по переработке и утилизации отходов производства и потребления под началом соответствующего национального оператора по примеру обращения с радиоактивными отходами. Все это также могло бы войти в наш итоговый документ. И первое здесь слово должно принадлежать государству. Надеяться на то, что бизнес будет серьезно заниматься вопросами охраны окружающей среды и решит все кричащие проблемы, это, скорее всего, утопия.

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии готов к самому тесному сотрудничеству со всеми структурами власти, со всеми регионами страны по всем вопросам охраны окружающей среды. Именно тесное сотрудничество может привести нас к успеху.
Хотелось бы надеяться, что в решении экологических проблем именно Приволжский федеральный округ станет примером для всей страны, и свой вклад внесут в это благородное дело и наши сегодняшние решения.

Спасибо за внимание!
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован