Иван Иванович, в последнее время иностранные автомобильные компании очень активно приходят на российский рынок. Есть недавний договор "АвтоВАЗа" с "Дженерал Моторс", "Москвич" сотрудничает с "Рено". Сейчас эта французская фирма объявила, что собирается с 2004 года выпускать в России бюджетную модель на базе Renault X-90, которая будет стоить $5-6 тыс. Многие зарубежные компании объявляют о наращивании продаж в России. В чем причина такой активности иностранцев? На что они делают ставку? Ведь в России, если у человека есть деньги, то он покупает иномарку, если же денег мало, то он предпочтет дешевый ВАЗ.
Есть две причины, почему иностранцы приходят сюда. Первая причина это то, что действующее законодательство позволяет при определенном объеме инвестиций обеспечить фактически беспошлинный импорт машин. То есть, иностранцы решают краткосрочную задачу. В связи с этим проектов много, и приходят не только производители легковых автомобилей, но и грузовиков, например, шведы и итальянцы. Для них это привлекательно, потому что позволяет снизить продажную цену и тем самым расширить рынок.
С другой стороны, все понимают, что локальное производство автомобилей еще выгоднее, т.к. ничего сложного в этом нет, тем более что большинство проектов, которые мы знаем - это несложная отверточная сборка. Несложные сборочные операции позволяют еще снизить стоимость, и, тем самым, еще больше расширить рынок.
То, что человек состоятельный скорее купит дорогую машину - это правильно, но, к сожалению, число людей, которые могут купить дорогой автомобиль в нашей стране невелико. Существует определенная цена, при которой рынок существенно расширяется не на проценты, а в разы. Такая цена по моим оценкам в этом году составляет от $5 до $7 тыс.
Если западные производители могут предложить машину мирового уровня в этом ценовом диапазоне, то можно вести речь не о десятках тысяч продаж, а о сотнях тысяч, то есть, вывести реализацию на требуемый экономикой уровень. Автомобильный рынок, это массовый рынок, и, скажем, когда отчитывается "Фольксваген" или "Мерседес" или кто-то еще из западных поставщиков, что у него увеличились продажи на 40%, с 2000 единиц до 2800, то это смешно, потому что это не серьезные продажи, не рыночные.
С другой стороны, почему стоит делать производство здесь? Потому что если сюда придут западные автомобильные заводы, то, скорее всего, появятся и фирмы, которые будут снабжать их комплектующими местного изготовления, такими, как пружины, рессоры, сидения, светотехническое оборудование, провода, диски и т.п.. Такого рода проекты осуществляются уже с начала 90-х годов, потому что все время ожидалось, что крупный западный производитель автомобилей сюда придет. То есть, за счет того, что локальный производитель будет делать такого рода компоненты, можно будет еще снизить цену на автомобиль и попасть в этот ценовой диапазон, о котором я говорю.
Что себя обманывать, проекты "Дженерал Моторс" с "Блейзером" или проекты "Рено" не удались, потому что не попали в область социальной цены, и по-прежнему продавали дорогие автомобили, которые по сути своей не имели каких-то преимуществ перед чисто импортными машинами или, скажем, перед секонд-хэндом. То есть, у них не было шансов получить массовый рынок. "Блейзеров" было произведено не больше 5 тыс., а продано, по-моему, и того меньше. Та же самая ситуация с "Рено" в Москве.
Если обратить внимание на проект "АвтоВАЗ" и "General Motors", то речь здесь идет о том, что будут продаваться, по сути дела, российские автомобили, сделанные на производстве, которое с точки зрения качества контролируют иностранцы.
В целом, если говорить о перспективах автомобильной промышленности в стране, то, на мой взгляд, они пока весьма сомнительны. Этому есть очень простое объяснение. Если мы возьмем ситуацию два года назад, когда в Корее еще не было такого кризиса, как сейчас, то капитализация корейских автомобильных компаний составляла порядка $200-300 на каждый выпущенный автомобиль. В этом же случае капитализация российских автомобильных заводов, таких как "ГАЗ", "АвтоВАЗ", была около $800-900 долларов на выпущенный автомобиль. То есть, по сути дела, чтобы поднять российский автомобильный завод до уровня хотя бы корейского по капитализации (а в данном случае капитализация будет означать привлекательность для инвесторов), то надо втрое увеличить выпуск автомобилей. Но ведь не достаточно чисто технически увеличить выпуск, надо еще увеличить рынок сбыта, продать их что, на самом деле, очень сомнительно. Ну, скажите, куда бы мы дели еще 200 тыс. "Волг"?
С этой точки зрения, например, те инвестиции, которые делают сейчас в автомобильную промышленность такие компании, как "Северсталь", "Российский алюминий", у меня вызывают определенное удивление.
Иван Иванович, вы сказали о цене $5-7 тыс. - это расчет на средний класс?
Понятие среднего класса отсутствует в России в том понимании, как на Западе. Это скорее цена массового рынка. То есть, это цена, по которой продаются "Жигули". Если за эту цену можно будет покупать более качественный автомобиль, то, очевидно, люди переключатся на него.
Ценовую категорию от $2 до $5 тыс. я в расчет не беру. По-видимому, в эту нишу просто не удастся загнать более-менее современный автомобиль. В ней все равно останется свой потребитель, и он также будет массовым, однако, работа на этом рынке будет означать меньшую доходность для производителя и он в конце концов разорится.
Мы видим, на протяжении двух последних лет курс рубля укрепляется. С этой точки зрения, ценовой диапазон от $5 до $7 тыс. уже сейчас может дать массовый рынок. Хотя дешевые автомобили по-прежнему останутся и это будет означать, что шансы российских заводов выйти на уровень более современных моделей еще снизятся или они каждый из них будет вынужден найти западного стратегического партнера.
9 апреля 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=12151