16 января 2001
1242

Иван Родионов: Это расплата за недавний бум Интернет-компаний

Иван Иванович, агентство S&P сообщает, что 2001 год был рекордным по количеству корпоративных дефолтов. Их было 211, общая сумма обязательств компаний составила $115 млрд. Эти цифры приближаются к показателям 1991 года. Объяснить такое количество корпоративных дефолтов только неудачным годом нельзя. В 2000 году о дефолте объявило гораздо меньше компаний, но их число было тоже весьма значительным. В чем же причина этого снежного кома?

В основном дело в информационной индустрии. В большинстве своем это банкротства Интернет-компаний. Ничего здесь особого нет. Это нормально. Произошел кризис, и многие компании с рынка ушли. Оценки стоимости компаний были явно завышенные, об этом все знали, это много комментировалось. С другой стороны, у тех, кто остался на рынке, кто выжил, сейчас оказались лучшие возможности для роста. Во-первых, произошло осознание, что в Интернете бизнес-модели, построенные на бесплатной информации, не проходят. Во-вторых, бизнес-модели, используюшие инвестиционные деньги для финансирования текущих операций тоже не очень работают.
На мой взгляд, это нормальная коррекция рынка, совершенно объективная, ничего в ней плохого нет. А большое количество дефолтов и их высокий размер именно из-за того, что в 2000 году на рынке доминировали перегретые оценки Интернет-компаний. В 2001 оценки скорректировались. То есть даже если не говорить только лишь о банкротствах, можно сказать, что у многих компаний рыночная стоимость снизилась, скажем, до 3-4% от уровня 2000 года.
С другой стороны, компании, которые работают на основе стабильной бизнес-модели, базирующейся на cash-flow от деятельности, потеряли только 30-40% оценки. Это, например, системные интеграторы, некоторые стратегические и информационные консультанты, торгуемые на бирже, но не созданные раньше, чем в 1999-2000 году. Они не сумели, может быть, воспользоваться в полной мере Интернет бумом, но зато и потеряли существенно меньше.

А что происходило в 1991 году?

Тогда тоже была большая коррекция рынка. Я сейчас уже не помню точно, с чем она была связана, но тогда была списана высокая стоимость, которая рынком больше не признавалась.

А какие будут последствия этой коррекции?

Последствия совершенно предсказуемы. Когда падает общая капитализация рынка, что мы видели на примере NASDAQ, или когда компания реально банкротится, это значит, что акционеры, а сейчас акционеры Интернет-компаний - это частные лица - лишаются определенной части своих дополнительных доходов и, значит, снижается их покупательная способность в качестве потребителей, они начинают меньше тратить. Соответственно, для Америки уменьшается потребительский бюджет - один из важнейших драйверов американской экономики.
Этот вопрос как раз больше всего и волновал, и до сих пор волнует Гринспена. Наибольшие усилия он пытается направить на то, чтобы американцы продолжали покупать. Вспомните беспрецедентную компанию по продаже автомобилей осенью на условиях беспроцентного кредита сроком до 5 лет? Все делается для того, чтобы не упала покупательная способность или, скорее, покупательское желание. Естественно, что банкротства и падение рыночной стоимости приводят к тому, что средства для трат у людей сокращаются.

А произойдет ли качественное изменение Интернет рынка с точки зрения потребителя?

Оказалось, что этот рынок так и не был по-настоящему сформирован. Часто в данном конкретном небольшом секторе Интернет - рынка было 2-3 компании. То, что 1-2 ушли и одна осталась большого влияния не оказывает, рынок, как был неразвитым (с точки зрения его собственного бизнеса, а не инвестиций), так и остался.
Мир абсолютно не изменился. Конечно, неудачно то, что в США падает покупательная способность. Но с другой стороны, кризис есть кризис. Если бы был кризис, при котором покупательная способность не страдала, он бы и кризисом не назывался.

16 января 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=19096
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован