29 сентября 2000
1632

Иван Родионов: Формально у наших телекоммуникационных компаний достаточно большая задолженность перед западными фирмами и российскими банками

Иван Иванович, сегодня появилось сообщение, из которого следует, что европейские институты по надзору за финансовыми рынками заинтересовались небывало крупными кредитами, которые в последнее время банки выдавали телекоммуникационным компаниям. Органы финансового надзора опасаются, что слишком большой объем кредитов может принести вред отрасли и подвергает риску банковский капитал. Эти опасения оправданы?

Связь - это огород: сеешь деньги, у тебя вырастает многолетняя культура, ты с нее снимаешь плоды. Я не вижу никаких причин, по которым потребность в услугах связи стала бы ниже. Наоборот, например, появился мобильный Интернет, что фактически будет значить рост рынка услуг связи. Связь - очень динамичная отрасль и не бедная. Там даже за эфир, за частоты, платят десятки миллиардов долларов, Например, в этом году были тендеры по продаже частот для нового сотового стандарта, который называется UMTS. В Англии и в Германии заплатили десятки миллиардов долларов, просто за право эти частоты использовать, платили государству, в бюджет (в отличие от того, что было, и все еще есть у нас). Иными словами, рынок у телекоммуникационных компаний расширяется, и западные компании просто должны тратить больше, чтобы успевать оказывать услуги, связанные с новым спросом. Новый спрос даст новые деньги, и кредиты погасятся. В отличие от Интернет, бизнес-модель понятна, источники погашения тоже.

А в России?

В России другая ситуация, она известна и здесь нет никакой сенсации. Все телекоммуникационные компании имеют достаточно большую задолженность перед поставщиками западного телекоммуникационного оборудования. Эти поставки оформлены как кредиты, гарантированные банками. Поэтому формально у наших телекоммуникационных компаний достаточно большая задолженность перед западными фирмами и российскими банками. В среднем, скажем, от $5 до $25 миллионов на компанию, а их - почти 90. В случае Ростелекома и некоторых других больших компаний - это сотни миллионов кредитов. Но здесь какая ситуация? Поставщики оборудования, что называется, сбыли свой товар, они счастливы тем, что смогли это сделать, банки понимают, что компании связи - полугосударственные, никуда не денутся, да и обанкоротить их никто не даст. Поэтому сильного напряжения нет, ситуация нормальная. Все эти кредиты долгосрочные и они реструктурированы таким образом, что компании могут их погашать постепенно. Два года они почти не платили, с 1998-го, а с этого платят. Понемногу, но платят, и нет опасений, что эти кредиты не будут возвращены. Имеется единственная проблема - когда ты расплачиваешься по старым кредитам, ты не можешь брать новых, т.к. не хватит средств на их обслуживание. По сути дела, ты ограничен в новых покупках оборудования. Фактически это означает, что в развитии российской связи (я не говорю о сотовых компаниях и компаниях по передаче данных), произошла, скажем, 2-3-летняя задержка из-за кризиса 1998 года, но это тоже не критично, ничего в этом страшного нет, наверстаем.

29 сентября 2000
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=6818
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован