26 октября 2001
2462

Иван Родионов: Ключевой вопрос - это контроль

Иван Иванович, правительство активизировало свою активность по созданию нового крупнейшего банка. ВЭБ планируется разделить на ВЭБ СССР и ВЭБ Россия. Последний станет коммерческим банком и будет объединен с Росэксимбанком. После чего в него планируется "закачать" от $1,5 до 2 млрд. Это выведет ВЭБ на ступень выше Сбербанка. Зачем все это правительству нужно? Как будет выглядеть после всех этих перестроений российская банковская система, и будет ли она эффективной?

Все время все говорят о том, что Сбербанк слишком большой в банковской системе и, если будет еще один крупный банк, то конкуренция усилится, будут лучше. Но коренной вопрос в отношении как Сбербанка, так и нового ВЭБа - это контроль. Сохранится или нет контроль Центрального Банка, вот вопрос, и он, насколько я понимаю, пока не решен.
Проект, о котором вы сказали, неоднократно обсуждался, и слухов в этой области было много в последние годы, но, насколько я понимаю, в стенах Центрального Банка еще до конца не определились, как поступить с теми банками, в которых контроль присутствует. Я бы так ответил.
То есть, ничего это все может и не значить. Несколько раз правительство пыталось создать банки, которые решали бы задачу поддержки крупного бизнеса в экспорте высокотехнологической продукции, в том числе, РБРР и Росэксимбанк. У последнего основная функция должна была быть в том, чтобы обеспечивать долгосрочными и достаточно дешевыми экспортными кредитами, например, поставку на экспорт энергетического оборудования, с тем, чтобы российские тендерные предложения не проигрывали по финансовым показателям. Но эту задачу так решить так и не удалось. Со схожей целью, хотя и не с этой же конкретно, но с похожими задачами был создан Российский банк развития, у которого также ничего не получилось. Потому что каждый из этих банков, в конце концов, становится обычным коммерческим банком и просто работает на свое, скажем, руководство, не решая задачи государственного профиля. Почему, трудно сказать.
Что касается закачки в ВЭБ полутора-двух миллиардов долларов, не очень понятно, откуда они возьмутся. Их нет просто физически. Если их из резервов выделит Центральный банк, то тогда будет странно звучать предложение отобрать у Центрального Банка контроль. Хотя к этому вроде по логике будет идти развитие нашей банковской системы.
В последние дни появились и статьи о том, что ЕБРР готов выкупить 20%, но, по-моему, не получится и все это обычная текучка.

А насколько эффективным может быть ВЭБ, учитывая, что уровень его капитала, который планируется раздуть, это не заработанные деньги?

Не имеет значения, заработанные или нет. Безусловно, в ВЭБе есть высококвалифицированная команда, это раз. Во-вторых, ВЭБ, несмотря на то, что он не был настоящим банком, тем не менее, кредитовал достаточно много и успешно. Так, что делать вывод о том, что если ВЭБ укрепить, то деньги неизбежно пропадут, я бы не стал. Банк ничуть не хуже, а в чем-то даже и сильнее, профессиональнее, чем многие другие.

А функции он будет выполнять такие же, как и Сбербанк?

Непонятно. Потому что, непонятно, случится это или не случится. Но если это случится, то что значит аналогичные Сбербанку функции? Если он сумеет получить госгарантию на привлекаемые средства населения, тогда функции будут аналогичными, если не сумеет, тогда просто это будет крупный коммерческий банк.
Задача кредитования в значительных объемах существует, есть проекты и есть компании, которым по силам взять кредит в $100-200 млн. и погасить этот кредит нормальным образом. А обычным коммерческим банкам, даже крупным, с такими кредитами работать трудно, для них это слишком большие деньги и риски. А задача такая есть. Задача есть и на миллиардные кредиты и на миллиардные гарантии. Если строится за границей, например, электростанция, атомная или гидро-, или другой какой-то крупный промышленный объект, в любом случае речь идет о том, что это должен быть действительно гигантский десятилетний кредит на условиях меньше 10% годовых. Объемы там, скажем, от полутора до трех миллиардов долларов. Кто может это обеспечить сейчас? Никого. И если российские подрядчики не в состоянии такие услуги предложить своему партнеру, своему заказчику, то они проигрывают. Проигрывают Сименсу, например, и прочим.

То есть на самом деле правительство решает проблему инвестиций?

Так я не могу сказать. Три раза уже пытались решить эту проблему и с РБРР, и Росэксимом и с Банком развития, но так и не решили. Поэтому я и говорю, что для меня это пока просто такая праздная суета, я пока не вижу за этими вещами реального желания что-либо сделать. Есть слова, есть потенциальная проблема, есть потенциальное решение. РБРР создали в 1993, Росэксимбанк появился тоже достаточно давно. И что, большие успехи? Нет. Вот об этом и речь. То есть проблема есть, понимание возможности ее решения есть, есть какие-то попытки, но, как правило, они ничем не заканчиваются почему-то.

26 октября 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=16903
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован