05 октября 2001
1706

Иван Родионов: Мы всего лишь стали чуть `менее хуже`

Иван Иванович, агентства Fitch и S&P повысили кредитный рейтинг России до b+. Но мрачных прогнозов на ближайшее будущее сейчас более чем достаточно. С чем же связано повышение рейтинга, на что обращают внимание агентства?

Эти агентства исходят, прежде всего, из собственного анализа: они же делают макроэкономический прогноз для России. И то, что они повысили рейтинг, означает, что этот прогноз стал более положительным.
С другой стороны, надо сразу сказать, что исходные данные, которые они берут, для своего анализа - достаточно консервативны. То есть, тот темп роста, который они планируют для России, ниже, например, чем тот, который планирует правительство. Поэтому то, что заложено в бюджете, наши планы, они это учитывают, конечно, но они для них не решающие. Они основываются на своих оценках. И, исходя из своих оценок, они приходят к выводу, что России можно повысить рейтинг.
Это положительно, потому что повлияет и на цены наших евробондов, на возможности дальнейшего заимствования и на рейтинги наших банков. А это означает, что банки смогут осуществлять заимствования на более выгодных условиях. Но, с другой стороны, надо отдавать себе отчет в том, что они как повысили рейтинг, так могут его и понизить.
Процесс это постоянный. Там не один, а целая серия этих рейтингов. Агентства смотрят и на краткосрочные, и на среднесрочные, и на долгосрочные перспективы России. Практически смысл этих рейтингов в том, что они позволяют инвесторам оценить, прежде всего, долговые бумаги, в основном бонды.

А это повлияет на приток инвестиций в Россию?

Да никак особенно не повлияет. Инвесторы смотрят не только на рейтинги. Кто-то из крупных портфельных фондов, если он примет решение вложиться в Россию, чтобы хеджироваться (если вдруг такое произойдет, конечно), учтет, в том числе, и эту точку зрения, примет рейтинг во внимание. Но это будет не критично для принятия решения.
Ситуация в послекризисное время, в 1998-99 годах, показывала, что часто какие-то действия инвесторов не соответствовали рейтингам, и, плюс к тому, ни одно из рейтинговых агентств не предугадало кризис в России. То есть, этот инструмент, как и любой другой, ограничен. Но все равно, это приятно.
Конечно, экономические последствия будут, но ничего радикального не случится. Понятно, что у нас мало шансов на существенное улучшение наших позиций. Что бы ни происходило, даже если бы мы продемонстрировали в течение двух лет 12%-ный рост, все равно, максимум мы поднялись бы на одно деление. Слишком много других факторов, на которые обращают внимание инвесторы.

Еще год назад рейтингам придавалось очень большое значение. Все ждали вслед за повышением кредитного рейтинга притока инвестиций...

Это искусственно. Это журналисты придумали. Никто особенно большого значения рейтингам не придавал. На самом-то деле и деньги особенно и не нужны. Те деньги, которые приходят сейчас, это, как правило, репатриируемые русские деньги, а они на рейтинги если и смотрят, то скажем так, достаточно скептически.
Рейтинг большее значение имеет на первых его ступеньках, потому что это позволяет просто по законодательству, скажем, пенсионным или хеджинговым фондам инвестировать в российские бумаги. А сейчас мы всего лишь стали чуть лучше, то есть, "менее хуже", и с этой точки зрения ни перед одним из институциональных инвесторов это никаких возможностей не откроет.

5 октября 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=16123
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован