Иван Иванович, снижение доллара в США вызвало (пока небольшую) панику в России, но Алексей Кудрин поспешил заявить, что дефолт и крупные колебания курса нам сейчас не грозят. Насколько это объективная оценка? Действительно ли то, что происходит с долларом, нас не затронет?
Оценка Кудрина - полностью объективна, потому что доллар сам является измерителем. Говорить, что он упадет относительно чего-то вряд ли можно, т.к. непонятно, относительно чего ему падать? Если относительно евро, то, во-первых, не может быть большого падения (несколько процентов ведь нас не испугают), потому что в Европе ситуация не лучше, чем в США, а в чем-то может быть даже и хуже. Я здесь имею в виду Германию, Англию и Францию. В Японии - ситуация аналогичная. И с этой точки зрения, я думаю, сейчас американские спекулянты просто чуть-чуть зарабатывают на ситуации с падением курса доллара. Курс евро и йены вырос относительно доллара, но я думаю, что они вскоре упадут опять, может быть в течение месяца-двух, т.к. ситуация и в Европе и в Японии не имеет основания для улучшения.
С другой стороны, насколько я понимаю, никто не может дать реальных прогнозов, потому что с ситуацией глобального кризиса мир пока не сталкивался.
На нас это, конечно же, отразится: Падение курса доллара будет означать определенное подорожание американских товаров, т.к. придется платить больше долларов. Это можно было бы назвать инфляцией, но что это будет эта инфляция в глобальном мире, когда сам доллар служит измерителем, не очень то и понятно.
Я думаю, что кризис не затронет только Америку, т.к. если в Америке кризис будет, то это будет глобальный кризис, глобальная рецессия. США сейчас впереди на пути к кризису, но через какое-то достаточно короткое время, я имею в виду, месяцы, их догонит Европа и Япония, и они вновь окажутся в лучшем положении, и, следовательно, доллар вновь вырастет в отношении к евро и йене. Потом вновь ситуация в Америке может ухудшиться, то есть это будут качели своего рода. Но так как доллар сам является масштабом измерения, то каких-то существенных изменений для нас я просто не могу придумать.
Я не думаю, что 15 рублей за доллар, о которых говорила Карякина, это серьезно. В любом случае, те деньги за экспорт, которые мы получаем, будут выражены в какой-то из ведущих валют, пусть это будут доллары, евро или, скажем, что-то другое, например, йена, которые могут падать только относительно друг-друга, но, по-видимому, глобальная инфляция может найти отражение в том, что наш импорт подорожает и мы за тот же самый физический объем экспорта сможем получать меньше товаров.
Если вспомните, когда мы более полугода назад говорили о кризисе в Америке, мы связывали его с Интернет-пузырем. В результате того, что пузырь лопнул многие американцы (а сейчас на фондовом рынке благодаря новым технологиям довольно много народу играет) были вынуждены этом году сократить свое семейное потребление, а из этого всегда происходят многие отрицательные последствия, т.к. в конечном счете, это воздействует на уровень производства в целом. Первые результаты уже ясны и видны, потому что после краха интернет-компаний в течение квартала-двух проявилось резкое снижение продаж компаний, которые занимались обслуживанием этих компаний. И я думаю, что через пару кварталов эта цепочка продолжится дальше и, в конце концов, выльется в то, что в кризисе окажется вся промышленность или существенная ее часть.
Это значит, что в результате могут снизиться цены на нефть и другое сырье, и в этом случае, мы естественно пострадаем. Наверное, вот это можно сказать о возможных последствиях кризиса.
Наше правительство сейчас очень оптимистично оценивает экономическую ситуацию в России, и много говорится об устойчивости России к мировым экономическим катаклизмам. Есть ли реальный повод для такого оптимизма?
Я думаю, что мы устойчивы до тех пор, пока цены на сырье высоки. Но, как мы говорили, можно предвидеть, что цены на наши традиционные экспортные товары снизятся. А если цены на нефть и другое сырье снизятся, то у нас ситуация ухудшится как в части текущего потребления, так и возможностей инвестирования в воспроизводство сырьевых компаний (а через них - всех остальных).
Это с одной стороны, с другой стороны понятно, что обслуживать внешнюю задолженность также будет труднее. Хотя она в другую валюту не переводилась, и при девальвации доллара нам платить будет легче, цены, как правило, падают существенно сильнее курса доллара к евро или йене, так что у нас будет существенно меньше фондов для обслуживания задолженности.
Поэтому очевидно, что кризис негативное воздействие на нас окажет. То, что последние годы, последнее десятилетие экономика действительно стала глобальной, значит, что никому (в том числе и нам) не удастся оказаться в стороне, если начнется общая рецессия.
20 августа 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=14593