Иван Иванович, в Merrill Lynch считают, что после скандала с ENRON и аудиторскими компаниями инвесторы могут переключиться с американских активов на относительно дешевые рынки развивающихся стран. Это действительно вероятно?
Мне так не кажется. Одни и те же компании работают в разных странах, и в развивающихся экономиках работают те же самые аудиторские компании, поэтому скандал в Америке, связанный с некачественной работой аудиторских компаний не может служить поводом, чтобы перейти на рынки развивающихся стран. Там последствия некачественной работы аудиторских компаний могут быть еще серьезнее.
С какой стати, если в Америке был скандал с ENRON, все немедленно пойдут инвестировать в развивающиеся рынки?
Тут другое: в России ситуация благоприятна, поэтому сюда будут приходить инвестиции. Но, повторюсь, я не думаю, что если в США идет скандал с ENRON, то все уйдут из Америки и будут инвестировать в Аргентину.
В прошлом году в США было принято решение о сокращении налогов на $1,35 триллиона. Аналитики считают, что это приведет к появлению в штатах 800 тысяч дополнительных рабочих мест. ВВП уже в 2002 году вырастет на 0,5% только за счет снижения налогового бремени. Увеличит ли это привлекательность американской экономики для инвесторов?
В любом случае, когда страна выходит из рецессии, как бы это ни происходило, она становится более привлекательна для инвесторов. С этой точки зрения, этот антикризисный шаг, безусловно, вызовет повышенный интерес к американской экономике. Прогнозы аналитиков имеют очень неплохие шансы на реализацию.
У нас в прошлом году тоже были приняты решения, направленные на снижение налогового пресса. Однако российские налоговые новации, по мнению очень многих представителей бизнеса, ничего не дали. Жизнь российского бизнеса легче не стала. Почему?
Ну, это неправда. По чисто формальным признакам инвестиции в прошлом году существенно выросли по сравнению с предыдущими годами.
С другой стороны, сама эта налоговая реформа была сделана таким образом, что налоговая нагрузка на предприятия существенно не изменилась. Просто те уменьшенные налоги, которые остались, легче собираются, но предприятию приходится платить то же самое. С этой точки зрения предприниматели правы.
Третьим фактором можно назвать выход из тени, о чем мы уже говорили. Должно было произойти повышение официальных зарплат. Однако этот фактор не сработал, потому что сокращение отчислений на социальные нужды не сильно изменилось, вопрос НДС тоже остался на повестке дня. Многие предприятия специально занижают объем официальных продаж для того, чтобы не платить НДС, так как этот вопрос не решен. На самом деле получается большая налоговая нагрузка. Получается, что предприниматели правы, когда говорят, что немногое изменилось.
С другой стороны, растущее число российских предприятий озабочено тем, что они уже подросли и хотели бы заняться привлечением инвестиций из-за рубежа. Для этого необходима определенная готовность от компаний. По крайней мере, в вопросах выплаты официальных зарплат. Компании, которые собираются искать иностранного инвестора, для них такие вещи, как занижение НДС, объемов с продаж, выплата зарплат в черную, неприемлемы. Поэтому здесь эти две тенденции действуют совместно.
Однако я могу четко сказать по своим знакомым, что порог еще не перейден, пока предприятию есть смысл скрывать, находясь под постоянным риском, занижать выручку и официальные выплаты. Как преодолеть этот порог - я не знаю. Я не могу назвать цифру, которая позволила бы это сделать. Более того, я просто вижу, что во многих видах бизнеса эти схемы используются не для того, чтобы обогатить владельца. Это связано с тем, что эта компания, этот бизнес просто не будет иметь шанс на выживание, если все делать по закону. Просто этот бизнес не будет существовать, целые подоотрасли выпадут из бизнеса. Непонятно, что будет в этом случае, кто от этого выиграет. Здесь это определяется тем, что уровень цен, который можно устанавливать на многие продукты, и, прежде всего, услуги, не позволяет осуществлять определенные виды бизнеса в той налоговой среде, которая существует. Здесь надо думать о том, что лучше вообще не иметь этого бизнеса. Но пустое место обычно кем-то занимается. Надо либо самим выращивать этот бизнес, в эту группу можно отнести все высокотехнологические компании, либо ждать пока придут иностранцы.
Почему в США снижение налогов дает быстрый эффект, а у нас все идет медленно и тяжело?
Все же у нас тоже был промышленный рост и рост валового продукта. И рост инвестиций тоже был. И нет никаких причин говорить, что это явилось результатом не налоговой реформы. Полпроцента из этого роста явилось результатом облегчения налогового бремени. Я так скажу, и никто не сможет меня опровергнуть, это материи не прозрачные. Тут зависимость "щелкни корову в нос, она махнет хвостом" не работает. Там множество связей.
Я думаю, что в прошлом году у нас одновременно с упрощением налогового законодательства предпринимались меры, которые усилили регулирование частного предпринимательства, того, что делается без образования юридического лица. Уже по новому налоговому кодексу оказалось недостаточно единого вмененного налога. С этой точки зрения тенденция к развитию была в какой-то степени остановлена ужесточением. Пусть правительство не заклинает, что у нас поддерживается малый бизнес - реально пока условия его существования усложняются. Посмотрите, большой кусок малого бизнеса был связан с челночными операциями, сейчас этих предпринимателей почти нет. Эта группа малого бизнеса, незначительная ее часть, перешла на уровень среднего бизнеса, а бОльшая ушла оттуда. В Америке всегда нормально относились к таким частным инициативам, потому что человек действительно рискует своими деньгами. Из 100 компаний выживают, если 10, то хорошо.
18 февраля 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=20393