Иван Иванович, вчера в Москву прилетел министр энергетики США Спенсер Абрахам. В ходе его визита запланированы встречи с Юсуфовым и Христенко, следовательно, будет разговор о нефтяной политике России. Какие доводы приведет Абрахам, что он может нам предложить, и насколько все это будет убедительно?
Надо сказать, что все забыли, о том, что 12-14 сентября, сразу после взрывов, Буш обратился к нефтедобывающим странам с просьбой не снижать объем поставок. Когда сейчас идет разговор о требовании ОПЕК к России снизить экспорт, это идет в разрез с просьбой президента США. Почему-то никто об этом не упоминает. Наверное, по этому вопросу позицию президента Буша от 12-14 сентября - надо прояснить.
Второй вопрос - это то, что США сейчас действительно готовы рассмотреть Россию, насколько я знаю, в качестве альтернативы Эмиратам и Саудовской Аравии в вопросах снабжения США нефтью. Это вопрос очень серьезный, потому что пока российская нефть в Соединенные Штаты фактически не попадает. А если и попадает, то в виде уже готовых нефтепродуктов, в том числе, в виде мазута и небольшого объема бензина. Здесь тем для переговоров - множество.
Помимо вопросов, связанных с политикой (например, таких как гарантии непрекращения поставок) здесь есть и вопросы финансовые (в том числе, цен на нефть и инвестиций в инфраструктуру) и технические. Например, здесь предметом обсуждения может быть очень интересный (на самом деле я ничего об этом ничего не знаю) проект постройки трубопровода между Камчаткой и Аляской.
Сейчас рассматривается проект о строительстве нефте- и газопровода из России в Китай. Есть два варианта этого проекта: первый вариант - с трубой, заканчивающейся в Китае, второй - с трубой до российского порта. При втором варианте нефть также могла бы транспортироваться в США через Тихий океан напрямую, или в течение 5-6 месяцев в году - на Камчатку, а оттуда по трубопроводу в США. Сахалинские проекты - тоже могли бы развиваться быстрее в расчете на американский рынок. Я не исключаю, что при достижении политической договоренности США во всех этих проектах могли бы принять более активное участие. Причем, как на корпоративном, так и на межгосударственном уровнях.
Большой вопрос, который надо обсудить, это цена на нефть. Сложившаяся в последние годы высокая цена на нефть заботит Соединенные Штаты. Специалисты США пришли к выводу, что при такой цене на нефть у ведущих мусульманских нефтедобывающих стран на руках остается очень много излишних денег. Часть денег идет на закупку вооружения, а часть - на поддержку террористических или фундаменталистских мусульманских движений. При установлении высоких цен была идея, что дополнительные доходы от повышения цен на нефть будут использовать для решения внутренних и, прежде всего, социальных проблем, но так не происходило. И я думаю, что, с этой точки зрения, опять возникает вопрос о том, какую же политику в области цены нефти применять. И в этом случае может оказаться, что Россия и США договорятся о том, что мы будем играть в противофазе с ОПЕК, имея в виду, что США заинтересованы держать низкую цену на нефть, в том числе за счет увеличения поставок из России, для того, чтобы лишить финансовой подпитки террористические движения. Это тоже, на мой взгляд, новая, интересная и вполне возможная тема.
Понятно, что при таком подходе России придется помогать с точки зрения списания ее задолженности, прежде всего, Парижскому клубу. Вот об этом тоже могли бы побеседовать министры.
То есть, США нам предложить решить проблему с долгами?
Да. Но, во-первых, надо договорится, что Россия будет выступать одним из основных альтернативных поставщиков нефти для США. Во вторых, обсудить финансовые и технические вопросы реализация этого проекта. Это, может быть и участие США в строительство нового трубопровода на Севере на Аляску и завершение строительства Балтийских портов, то есть какие-то большие проекты, в которых как корпорации, так и правительство США могли бы принять участие. И в третьих, это вопрос о снижении цен на нефть, то есть о помощи России в снижении мировых цен на нефть путем увеличения поставок на рынок, прежде всего, в США в связи с тем, что высокие цены на нефть могут рассматриваться, как неконтролируемый источник финансирования для террористических организаций.
Для того, чтобы мы могли увеличить поставки в условиях снизившихся цен, мы должны чем-то компенсировать это для себя, прежде всего с точки зрения погашения внешней задолженности. Основной причиной того, что нам необходимы высокие цены на нефть, служит необходимость погашения основного внешнего долга. Если Соединенные Штаты помогут нам списать часть этого долга (не реструктурировать задолженность, так как реструктурированием задолженности вопрос не решается и платить приходится больше, но позже), прежде всего, советских долгов, то со снижением мировых цен на нефть не будет никаких проблем. При таком подходе, я считаю, что можно было бы договориться, что цену на нефть мы будем искусственно поддерживать на уровне $10-15 за баррель, одновременно помогая глобальной экономике справится с рецессией и лишив терроризм финансовой подпитки.
А потенциала России для этого достаточно?
Да, потому что если обратить внимание на мировой баланс поставок, то из района Персидского залива, в Японию отправляется почти в 2,5 раза больше нефти, чем в США. Столько же, как в Японию, отправляется нефти и в страны Юго-Восточной Азии. То есть, на самом деле доля США в поставках из этого региона не так велика. Мы вполне могли бы возместить от трети до половины этих поставок.
Но тогда нам придется отвернуться от Европы.
Нет, мы могли бы увеличить экспорт нефти в США безболезненно. Вспомните, у нас есть сейчас сахалинские месторождения, если их усиленными темпами развивать, там будет существенно увеличена добыча. У нас есть возможность увеличения экспорта, но сейчас нам не хватает рынка. Мы могли бы поставлять половину из того, что США получает из района Персидского залива, ну, может быть, сначала треть, а потом половину. Но при этом придется сделать масштабных несколько инвестиционных проектов, и если это будет одновременно связано со снижением цен на нефть, то при этом нам надо будет как-то это снижение цен и новые инвестиции компенсировать. Я думаю, что самое простое и логичное - списание большей части советских долгов.
27 ноября 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=17970