Иван Иванович, за последние несколько месяцев Интернет на Западе резко потерял популярность. В США Интернет покинули 28 млн. человек, европейские аналитики прогнозируют снижение темпов роста доходов от Интернет-рекламы в 5 раз. Не могли бы вы рассказать о том, что происходит сейчас в Интернете, почему такой отток пользователей, каковы перспективы?
На самом деле, это процесс ожидаемый, потому что по своей сути Интернет, когда он появился, рассматривался многими, как новое средство дистрибуции, прежде всего, товаров. Прежние системы дистрибуции базировались на двух основных принципах. Первый - это эксклюзивность работы на данном рынке как основа конкурентоспособности, фактически, кто первый стал большим, тот там и самый главный. И второй принцип - доступ к информации регулируется самим этим дистрибутором, я имею в виду, доступ к информации ценовой, связанной с характеристиками товаров и так далее. Когда появился Интернет, все почувствовали, что эти базовые принципы дистрибуции изменились. Потому что, во-первых, на данном рынке могло конкурировать одновременно и одинаково эффективно масса поставщиков, то есть пропала эксклюзивность. А, во-вторых, пропала закрытость информации. Информация стала публично доступной, и всегда потребителю можно было сравнить товар от множества поставщиков и выбрать наилучший. Что это значило практически, никто не знал, но увидели, что новая возможность возникла, поэтому интерес к Интернет-дистрибуции, которую потом стали называть e-commerce (электронная торговля) был гипертрофированно большим. Никто не знал, как это удастся организовать, но все чувствовали, что что-то там может быть. И понятно, что котировки компаний, которые работали в этой области, как непосредственно занимаясь е-commerce, так и обслуживая ее, например, в области WEB-дизайна, ASP сильно подскочили. В отношении рекламы также все ясно: Интернет это mass-media, причем с большой аудиторией и в качестве носителя рекламы сеть стала привлекательной. Рыночные оценки Интернет-компаний взлетели до небес, причем высокие оценки основывались на перспективах высоких множителей, которые соотносились не с реальными, а потенциальными или вообще воображаемыми доходами. Множители, которые использовались для оценки Интернет-компаний, многократно превышающие множители в нормальном бизнесе, потому что все чувствовали, что там, в Интернет, что-то будет.
С другой стороны, по сути дела, для конечного потребителя переворота не произошло, потому что если человек ограничен в средствах, ему безразлично, где не покупать, во всем мире или на данном конкретном рынке. Плюс, многие поняли, что Интернет с точки зрения медиа, не намного интереснее, чем, скажем, телевизор или газеты. Первоначальный-то бум был обусловлен двумя встречными движениями. Первое - про Интернет все время рассказывали, говорили, что это олицетворенное будущее. Многие люди из любопытства подключились к Интернету, но потом быстро поняли, что, на самом деле, им Интернет ничего такого особенного не дает и особенно и не нужен. Второе - работая в Интернет, человек как бы соприкасается с миром богатства и процветания, может найти что-то для себя, по крайней мере неплохо заработать. Это тоже удалось далеко не всем. Поэтому Интернет стал терять пользователей. Совершенно очевидно, что как только Интернет стал терять аудиторию, те, кто рекламировал через Интернет, сразу поняли, что значение Интернет как носителя - уменьшилось, соответственно, и стоимость рекламы и общий рынок рекламы через Интернет - тоже снижаются. Это нормальный процесс.
Я думаю, что в какой-то среднесрочной перспективе все это будет восстановлено. Восстановлено, но уже на более трезвых оценках, на более прочных основаниях. Люди, которые будут развивать Интернет-компании, будут стремиться с самого начала хорошо понимать бизнес-модель этой компании, то есть то, откуда же эта компания будет получать все большие деньги, а, следовательно, почему она будет дорожать, на чем это повышение стоимости компании будет основываться. Ну и, в конечном счете, существующая физическая сеть производства и дистрибуции, которая связана через Интернет. Источники появления материальных товаров и каналы их доставки к потребителю просто получают новое средство организации бизнеса, основанное на других технологиях управления каналами, которые дает Интернет. С другой стороны, благодаря буму Интернет-компаний внимание, которое уделялось другим секторам, обеспечивающим движение материальных потоков, было явно непропорционально малым по сравнению с вниманием, уделяемым Интернет. То есть, я думаю, что сейчас будет процесс подтягивания компаний традиционных отраслей к хай-тековским отраслям, и определенное снижение оценок компаний хай-тековских отраслей до разумного уровня. То есть это все процессы ожидаемые и понятные. Единственное, может быть, странно, что потребовалось почти 5 лет для того, чтобы осознать, что на рынке наблюдался определенный супероптимизм в отношении Интернет.
А российский Интернет будет трансформироваться одновременно с западным, или у нас этот процесс будет запаздывать?
На самом деле, как считают обычно специалисты, Россия обычно отстает на 5-7 лет. Однако, наверное, неразумно ждать, что в России будет бум Интернет-компаний. То есть мы могли, скажем, попасть, или мы попали в начале прошлого года в этот бум, когда были значительные инвестиции в российский Интернет, но сейчас опять уже всем очевидно, что не следует переоценивать Интернет-компании просто исходя из того, что на Западе их тоже переоценивали. Сейчас происходит коррекция, и никто сейчас уже не будет переплачивать за Интернет-компании как это было в начале прошлого года. Насколько я понимаю, сейчас существуют в России Интернет-компании, которые в прошлом году получили значительные деньги, уже готовы к тому, что, скажем, следующие раунды финансирования будут привлекаться при оценках компании в 5-6 раз ниже, чем оценки прошлого года. То есть сейчас уже сами Интернет-компании, да и их инвесторы довольно спокойно к этому относятся, потому что, по сути дела, очевидно, что никто не будет переплачивать, как переплачивали в прошлом году, что миф уже развеялся. С другой стороны, разумно получить хоть что-то для развития, чтобы не остановится, даже по оценке существенно более низкой, чем могла быть получена в прошлом году. Это одна тенденция. А вторая тенденция, она тоже сейчас на Западе хорошо проявляется, заключается в том, что на этом рынке произойдет консолидация. То есть компании будут сливаться, жизнь уже показала, что излишнее количество компаний на рынке вредит, потому что рынок на самом деле ограничен, его развитие замедлилось. И поэтому более крупные компании, захватывающие большую долю рынка, имеют лучшие шансы на сохранение. Я тоже ожидаю, что в России произойдет консолидация нескольких портальных проектов, я думаю, что произойдет консолидация проектов в области порталов, WEB-дизайна и ASP.
А будущее Интернет через 2-3 года, это будет все-таки торговая площадка или что-то другое?
Интернет с самого начала 90-х годов представлял собой новую, универсальную технологию, которая, в принципе, применима везде, не обязательно в торговле. Она применима и в образовании, и в культуре, и в качестве средства массовой информации. То есть это многоаспектно используемая новая технология организации работы, которая позволяет на новом уровне, по сути дела, вести любой вид деятельности. И дистанционное обучение, и то, что происходит у нас в области средств массовой информации - реальная независимость мнений и их множественность. Я не думаю, что через 2-3 года Интернет будет исключительно электронной торговлей. С другой стороны, очевидно, что наибольшие шансы получить инвестиции, и соответственно быстрее развиваться будут иметь именно проекты в именно области электронной торговли, потому что там наиболее понятная и очевидная бизнес-модель, там реально возможны доходы, и эти доходы, генерируемые Интернет-компаниями, позволят этим компаниям привлекать фонды, конкурируя с другими высокодоходными компаниями. Поэтому сектор электронной торговли будет развиваться более быстрыми темпами, чем Интернет в целом.
16 января 2001
http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=9990