Иван Иванович, в декабре промпроизводство и экспорт существенно снизились, конечный спрос за вычетом сезонного фактора вырос на 0,8%. С одной стороны налицо наметившийся экономический спад, с другой, - есть надежда, что этот спад не станет необратимым. Сможет ли рост конечного спроса компенсировать негативные показатели в экономике?
Не только сможет, но и должен. Это нормальная ситуация, когда рост за счет внутреннего потребления является лидирующим фактором, потому что в противном случае это значит, что страна нищает. Если страна живет только за счет производства средств производства (того, что раньше называли группа А) и развитого сырьевого экспорта, то это значит, что страна не очень развита. Страна, которая живет за счет роста внутреннего спроса, это нормальная страна, имеющая нормальную экономику. Это говорит о том, что страна идет в правильном направлении.
Правда, другой вопрос в том, что декабрьский рост спроса и падение производства все же мог быть вызван просто сезонным фактором, который не удалось учесть в расчетах в полной мере. Традиционно в конце года совершаются покупки, а в нашей стране люди все больше ориентируются в своем экономическом поведении на Запад, например, сейчас празднуется два Рождества и два Новых года, и для каждого покупаются подарки и т.п. Насколько можно считать приведенные цифры роста спроса реальными? Мне кажется они еще выше, впрочем, лучше подождать квартальных данных, например, за первый квартал 2002 года. Здесь вопрос в том, какая будет разница в динамике спроса и сбережений. Потому что, если спрос падает, а сбережения растут, то тут могут быть две причины. Либо люди не находят товара, который был бы им интересен (я думаю, что сейчас этот фактор не важен, но был возможен при социализме, когда нечего было купить). Второе - людям не очень понятна ситуация в целом, но они не рассматривают ее критической, когда надо избавляться от денег, но все же не спешат тратить, оставляют на черный день, приближение которого чувствуют.
Темпы промышленного производства снижаются и от этого никуда не деться. Надо знать, в связи с чем они снижаются. Несмотря на наши уступки OPEC, цены на нефть упали, цены на многие сырьевые продукты тоже упали. Так что надо проверять, чем упомянутый вами спад вызван. Промышленным спадом или все же изменением мировых цен.
Как Вы оцениваете ближайшую перспективу?
Будет переломный момент. В последние месяцы увеличилась инфляция. Можно сказать, что, несмотря на рост доходов и готовность людей тратить деньги из-за инфляции, будет труднее покупать желаемые товары. Только через 3-4 месяца можно будет четко ответить, сможем ли мы избежать спада внутреннего потребления, есть ли у него шанс стать решающим фактором развития. Но я не вижу причин, которые могут вызвать негативные процессы, поэтому, думаю, что сможем.
Факторы, связанные резким падением курса рубля к доллару перестали действовать, но, с другой стороны, в этой ситуации должно увеличиваться внутреннее потребление. Сможет ли оно заместить ухудшение конъюнктуры на мировых рынках и снижение эффективности производства экспортных товаров? Пока ответа нет.
Но меня больше тревожит фактор сдерживания роста тарифов естественных монополий. Сейчас есть желание отступить от ранее намеченных рамок. Но это не тот рост, который требуется. Если рост тарифов на перевозки, энергию, газ, связь для сдерживания инфляции будет сокращен, то получится, что мы как бы законсервируемся в той неблагоприятной ситуации, с которой встретили кризис 1998 и для него появятся новые причины.
24 января 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=19434