Думаю, что Украина не останется без газа, компромисс будет найден. Но это не решение проблемы: поставки топлива надо выводить из политической плоскости во избежание спекуляций.
Газовые конфликты России с бывшими союзными республиками становятся "доброй" традицией. На этот раз "Газпром" объявил о возможности прекращения поставок газа на Украину с 12 февраля. Причина в том, что задолженность украинской стороны за поставки газа близится к $500 млн., общий просроченный долг по поставкам газа уже достиг $1,5 млрд. О причинах конфликта и его возможном исходе нам рассказал доктор экономических наук, профессор ГУ-ВШЭ Иван Родионов.
- Иван, Иванович, что, на ваш взгляд, стало причиной конфликта?
- Начнем с того, что эта история повторяется уже в четвертый раз, когда в начале года всплывают огромные долги. Конечно, без газа Украина не останется. Но сейчас для г-жи Тимошенко сложившаяся ситуация - хороший повод укрепить свои позиции, показать, что она радеет за народ. Опять "лягнуть" Россию - она это всегда с удовольствием делает. Кроме того, на фоне того, что сейчас происходит в Улан-Удэ, где фактически целый город заморожен, появляется прекрасная возможность нагнать страху. Конечно, при 30 градусах мороза остаться без отопления совсем плохо, но и при минус 1-2 тоже не очень хорошо.
Чтобы избежать подобных проблем, несколько лет назад была сделана попытка перевести отношения в топливной отрасли с межгосударственного на межфирменный уровень. Тогда бы продавцом газа для Украины выступала бы не Россия как таковая и не "Газпром", а рыночный посредник в форме совместного предприятия России и Украины, зарегистрированный в Швейцарии. Это необходимо для того, чтобы политика не вмешивалась, как говорится, в дела коммерческие. Но госпожа Тимошенко начинает говорить: надо разобраться, какие это компании, что это за предприятия и так далее.
- А каким образом разрешится теперешний конфликт?
- Компромиссы, как обычно.
- Но ситуация складывается так, что Украина не сильно готова идти на уступки
- Каждый год одна и та же ситуация, она не меняется: Украина не сильно готова, но идет же.
- Как вы расцениваете позицию Газпрома?
- Совершенно стандартная: "Газпром" говорит, что контракты должны выполняться. И речь идет не об Украине, а о том, что покупатель газа для Украины не готов платить. Фактически он лишает газа не Украину, а лишает своего швейцарского покупателя, трейдера.
- А если сравнить эту ситуацию с недавним газовым конфликтом с Белоруссией?
- С Белоруссией совершенно иная ситуация, потому что там Лукашенко использует политический аргумент: он говорит, что белорусы считают себя важнейшим союзником России. А он, как президент, выражающий интересы своего народа, убеждает Россию в том, что поставляя в Белоруссию газ, она одновременно решает и политическую задачу. Ситуация здесь абсолютно противоположная, потому что Украина об этом не заявляет.
- Но вы говорите о популизме с украинской стороны...
- Это разный популизм. Лукашенко укрепляет свои позиции перед своим народом, говоря, о том, что наш народ - это союзник России. А Россия подтверждает этот союз тем, что дает привилегированные условия поставки газа. В случае с Украиной этого никто не будет говорить никогда. Тимошенко будет делать акцент на том, какая она хороший премьер - сумела добиться для страны более льготных условий. При том, что Украина по-прежнему настроена к нам недружественно.
- То есть, вы уверены, что стороны придут к компромиссу?
- Да, конечно, это очевидно. Вы помните ситуацию, когда Украина из газопровода просто забирает газ, а российские представители начинают говорить, что мы не можем выполнить свои обязательства перед другими партнерами, потому что Украина занимается воровством. Пока не было этого аргумента, так что ситуация еще недостаточно острая. С другой стороны, может встать вопрос о том, что Украина опять поднимет цены за транзит. Это подтолкнет строительство газопровода по дну Балтийского моря, что не в интересах Украины. Ведь тогда ее транзитные доходы уменьшатся. Происходит обычная мелкая толкучка: "мы не будем платить за превышенный лимит прошлого года по новым ценам" против "а мы не будем вам поставлять по старым ценам".
- Это превращается в систему, а есть ли какие-то варианты, используя которые ежегодные конфликтов можно было бы избежать?
- Вариантов два: объединение России с Украиной; или полное отделение "берлинской стеной" от западного соседа - перекрытие газопроводов, и вопрос снят. И то, и другое пока не очень возможно. Поэтому третий вариант - договариваться и торговаться. Быть взаимно уверенным, что каждый друг друга обманул, каждый что-то себе "отдавил". Неконструктивно, но что делать...
11.02.2008
http://www.opec.ru/docs.aspx?id=223&ob_no=85568