Иван Иванович, вчера разгорелся торговый скандал с взаимными угрозами между Россией и США С чем это связано, почему именно сейчас произошло такое обострение? Ведь казалось, что отношения наладились и перспективы самые безоблачные.
Я думаю, нет никаких особых причин. На самом деле, обе стороны по-прежнему не вполне дружественны. Явно мы для США не союзник, а, как я говорил раньше, в политике если не союзник, то противник. Совпало два события. Я думаю, что каждая из стран готовилась к ним заранее, и по времени они совпали случайно. Каждая страна была потенциально готова к тому, чтобы принять подобные меры. США поддерживают свою сталелитейную промышленность и приняли меры в области ограничений экспорта черных металлов, и, хотя они и направлены не прямо против России, Россия понесет определенные потери, несмотря на то, что экспорт уже упал с 2 млн. тонн до 1.2 млн. в прошлом году. С другой стороны, Россия приняла ограничение по импорту куриного мяса из США, что также готовилась осуществить ранее. Просто совпало - так уж получилось.
А каковы будут долгосрочные последствия этого конфликта?
Неизвестно. Потому что, грубо говоря, существенно хуже не стало. После сентября возникла ситуация, когда появилась возможности для существенного улучшения отношений между нашими странами, я видел признаки предпринимаемых практических усилий в этой области как у нас, так в США. Проблема в том, что за достаточно короткое время трудно перестроить годами сложившиеся прохладные отношения, придумать практические пути их улучшения, а тем более реализовать их на деле, хотя, видит Бог, работу в этом направлении я видел. Американские правительственные организации активизировались, были предприняты попытки придумать новые области сотрудничества, сделать что-то для нашей страны в областях, которые раньше не рассматривались. Шла речь об отмене пресловутой поправки Джексона-Веника, о сотрудничестве в области информационных технологий и т.п., то есть правительство США предпринимало определенные усилия. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что объективно по многим вопросам наши экономические интересы не совпадают. Такие ситуации, как сегодня, будут возникать постоянно, ничего тут не сделаешь.
Кстати, поправкой Джексона-Веника нам тоже пригрозили, мол, если мы не отменим наше решение о курином мясе, то поправка останется в силе.
Если мы вспомним историю, то эта поправка была введена в связи с ограничениями на эмиграцию евреев в Израиль более 25 лет назад. При чем тут куриное мясо? Это говорит о том, что в основе своей ничего не изменится. По-прежнему каждая из стран достаточно жестко себя ведет по отношению друг к другу, не хочет уступать. В любом случае, мы для США приоритет какого-то 3-его или 4-ого уровня и для нас нормальные экономические отношения с США - важнее.
А означает ли этот разгоревшийся скандал, что все договоренности, которые были достигнуты между Россией и США, теперь не имеют силы. США нам обещали, что будут помогать при вступлении в ВТО и т.д. Визита Путина в США прошел весьма успешно.
Все эти обещания не много стоят, потому что конкретно сделано ничего не было. Во всяком случае, простые, конкретные шаги могли бы включать снижение внешних задолженностей, списание их части, немедленную отмену пресловутой поправки и т.п. А американцы только говорили о том, что они запускают процесс, а результата обещано не было. Такого же рода обещания звучали и в начале 1990-х годов. С другой стороны, много мы и не потеряем.
Но конфликт получит дальнейшее развитие или будет спущен на тормозах?
Что значит конфликт? Ряд наших металлургических компаний пострадают (вернее уже пострадали), но при чем тут страна? У нас что - страна металлургических компаний? Да, отдельные компании пострадают, но цена вопроса не так уж и велика, если опять вспомнить, что все, что мы могли бы получить при вступлении ВТО, составляет по стоимости не более $4 млрд. в лучшем случае. Если же полностью прекратится наш экспорт стали в США - это еще меньше. Цена вопроса не так уж высока и для страны в целом эти ограничения не критичны.
С другой стороны, для США наш рынок - вообще ничто в процентах. Ну да, большая доля компаний, занятых в производстве куриного мяса, пострадает, но их роль в экономике США - мизерна и для страны в целом это также не будет иметь серьезных последствий.
Есть более значительные области сотрудничества. Например, США сразу прямо после кризиса попросили нефтедобывающие страны не снижать объемов производства, т.к. это должно было понизить цены на нефть. Мы могли бы согласиться это сделать, но должны были потребовать списания части нашей внешней задолженности. Но этого не сделали.
С другой стороны, мы могли бы идти по другому пути, могли бы сократить экспорт и попросить США покупать нашу нефть в госрезервы. Этого опять же не было сделано. Хотя это и не так просто чисто технически (т.к. портов глубоководных мало, да и нефть наша сернистая), но главное было получить твердое обещание. Но не было получено ни списания долгов, ни обещания импортировать наши нефтяные излишки. Идея-то в чем: не так много нам было обещано, не так много и реально улучшилось, хотя в администрации я ощущал желание что-то сделать и поэтому потери, даже если все пойдет в разнос, будут не так велики.
7 марта 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=21138