Иван Иванович, сегодня в Россию прибыл президент Ирана Хатами. Кстати, еще Евгений Примаков в бытность премьером говорил, что плотное экономическое сотрудничество с Востоком для нас может компенсировать потери на Западе. Насколько привлекателен для нас Восток? И насколько он предпочтительнее Запада?
Я согласен с Примаковым и согласен в отношении обеих сторон этого вопроса. И в том, что Восток может компенсировать потери, и в том, что это - альтернатива Западу, т.к. совместить сотрудничество с Востоком и Западом вряд ли удастся. Значит, это альтернатива.
Мы уже много раз говорили, что у России альтернативный путь по-прежнему есть и полностью мы от него еще не отказались. Запад пока не продемонстрировал готовность заплатить за отказ от этой альтернативы развития России. Может быть, это и обсуждается, но, по-видимому, недостаточно четко и как я понимаю, что на Западе никто всерьез эту альтернативу и необходимость платить - не рассматривает. Однако такая возможность реально существует, и я думаю, что нам надо тщательно ее рассмотреть.
Надеюсь, этот визит и переговоры, как раз будут идти в рамках проработки альтернативного пути развития. Он заключается в возврате к определенной закрытости России в отношении Запада, приостановке погашения задолженностей, отказе от ставки на западные деньги как основной источник финансирования развития, но при одновременно углубляющейся либерализации внутри страны. Не отказе от выбранного пути, а просто уточнении на какой-то период времени. Это нужно нам для того, чтобы подтянуть тылы, переформироваться, вновь стать сверхдержавой и понять лучше, что страна должна делать на новом пути, который она избрала. Потом мы снова сможем преодолеть нашу автаркию, но уже в ходе жесткого торга с Западом. Этот отказ от автаркии можно будет продать Западу через 3-4 года по гораздо более высокой цене, чем была заплачена в конце 80-х - начале 90-х.
С этой точки зрения, объективно, у нас других возможностей кроме экспорта оружия - того, в чем кроме сырья мы по-прежнему еще можем быть конкурентны, нет. И других рынков, кроме восточного рынка, частью которого является Иран, тоже нет. Поэтому, я думаю, что если мы увидим готовность к сотрудничеству, потенциал, который позволит нам компенсировать потенциальные потери или даже получить больше, чем мы могли бы получить от Запада, то такие варианты вполне приемлемы.
С другой стороны, я читал недавно, что Рособоронэкспорт или кто-то из подобных компаний сказал, что мы могли бы продавать оружия Ирану, скажем, на $300 млн. в год. Но $300 млн. в год - слишком мало для того, чтобы можно было компенсировать те потери, которые неизбежно произойдут при таком вот активном сотрудничестве с Востоком в связи с прекращением даже потенциального финансирования от Запада.
А вообще насколько велик потенциал восточного рынка? Ведь это в основном развивающиеся страны.
Это развивающиеся страны, но страны нефтяные. А нефть по-прежнему в цене. У этих стран есть деньги, т.к. у них есть большие запасы той самой нефти. Кроме того, сотрудничество с нами может дать этим странам новые возможности выхода на нефтяные рынки. Например, в случае Ирака, мы могли бы получать плату за поставки нашей техники в виде нефти и поставлять эту нефть в Китай или использовать для внутреннего рынка, увеличив тем самым экспорт. Это как вариант. Я думаю, что на Востоке сейчас можно получить дополнительно до 5-6 млрд. в год, то есть как раз те суммы, о которых идет речь на переговорах с международным валютным фондом и международными финансовыми институтами. Этих денег будет достаточно для финансирования развития нашей промышленности в ближайшие несколько лет, кроме того, это ведь не будут кредиты, которые надо возвращать. Отказ от погашения долгов Западу даст в эти годы не меньше и если эти деньги заплатить пенсионерам, в России, наконец, могут включиться мультипликаторы экономического роста, в основе которых может лежать только рост внутреннего потребления.
С другой стороны, есть потенциальная опасность следования по этому пути - падение основного экспорта. Надо все это хорошенько просчитать и проанализировать.
12 марта 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=11377