16 марта 2001
1085

Иван Родионов: Высвободилась значительная группа экономически активного населения, которую надо чем-то занять

Иван Иванович, по словам Андрея Илларионова, принятие законов, направленных на дебюрократизацию экономики, позволит в перспективе повысить темпы экономического роста. Понятно, что эти законы полезны, но насколько быстро они отразятся на экономике?

Я думаю, что уже в течение полугода отразятся. Другое дело, что, скорее всего, получится обычное наше развитие по синусоиде. Через полгода эти законы скажутся, год будет после этого активное развитие, но потом силовые структуры заметят, что уж больно бесконтрольно все это происходит. И, скорее всего, наступит очередной этап затягивания гаек. Это уже было несколько раз в нашей истории, начиная с 90-го года, с закона о малых предприятиях.

А что тогда произошло?

То же самое, сначала все было очень легко и хорошо, а потом, постепенно, вводились все новые и новые ограничения. И кроме того, наша экономическая ситуация характерна тем, что даже если вводится временное ограничение в связи какой-то конкретной ситуацией в экономике, даже когда ситуация меняется, ограничение все еще действует и отменяется с большим трудом и намного позже.

А каков механизм влияния этих законов о дебюрократизации непосредственно на цифры экономических показателей?

Смысл в том, что сейчас вновь высвободилась значительная группа экономически активного населения, которую надо чем-то занять. Разочарование в малом бизнесе и фермерстве - налицо. Челноки фактически перестали ездить. А энергию экономически активных людей надо куда-то направить. На мой взгляд, это просто еще одна попытка развития мелкого предпринимательства.
Но, по-моему, наша жизнь показала, что мелкое предпринимательство пока не живет в нашей стране по ряду причин. Во-первых, из-за того, что источники финансирования для развития малого бизнеса трудно найти. Если же делать какие-то государственные программы, то чиновникам не всегда очевидно, какой именно малый бизнес надо поддерживать. Деньги расходятся по родственникам и знакомым. Во-вторых, того энтузиазма, который был в начале 90-х, когда люди верили, что дайте нам свободу, и мы перевернем мир, нет.
Поэтому я не знаю, какой будет результат. Но с другой стороны понятно, что этот механизм будет сейчас использован, чтобы перерегистрировать действующие бизнесы и освободить их от всего негативного, очистить, начать с чистого листа.

А с точки зрения директора инвестиционного Фонда дебюрократизация полезна, она Вам что-то дает?

Абсолютно ничего. Например, для нашего фонда никакой конкретной пользы я не вижу. В малый бизнес мы не вкладываем, а средний бизнес, который от нас имеет шанс получить инвестиции, эти проблемы решил. Для него не это является основным в развитии.
Я боюсь, что после принятия этих законов опять многие люди пойдут в бизнес, потратят деньги и опять потеряют квартиры, говоря условно. К сожалению, ни в нашей стране, ни в других странах массовый успех для бизнеса не характерен. Мало кому удается выиграть, большинство все-таки проигрывает, разоряется. На Западе к этому привыкли, а у нас не совсем.
Потом все эти процедуры банкротства, которые достаточно сложны и рискованны, потому что в малом бизнесе человек, как правило, не проводит четко линию разграничения между собственным имуществом и имуществом, вкладываемым в бизнес.
Даже если будет "одно окно", ведь проблему рэкета это не решит. Я, например, знаю людей, которые с удовольствием открыли бы ресторан, даже в прошлой ситуации. Ничего особенно трудного в преодолении административных барьеров не было. Но основной вопрос в другом - потом придут серьезные люди и скажут: парень, надо делиться. И неизвестно, на кого будет человек работать.

16 марта 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=11516
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован