21 декабря 2001
2185

Иван Родионов: Я надеюсь, президент наконец-то поймет, что пора переориентировать экономическую политику, иначе он сам станет `крайним`

Иван Иванович, как Вы оцениваете прошедший год? Можно ли считать его удавшимся?

Вообще год был успешный. Экономика стала более устойчивой с точки зрения перспектив развития, большую роль стал играть внутренний рынок, меньшую, соответственно, сырьевые товары, сырьевой экспорт. С этой точки зрения, я думаю, тенденция продолжится и в следующем году.
Из того, что не случилось в этом году, но ожидалось, можно отметить, скажем, более существенный подъем рынка акций. Россия за год прибавила в рейтингах, но недостаточно для того, чтобы стать по-настоящему привлекательной для глобальных инвесторов. Нам надо подняться, по крайней мере, на три-четыре, а лучше - пять ступенек выше в рейтингах, чтобы российский рынок стал более привлекательным, соответственно, что бы предприятия получали больше денег за свои акции. Тем не менее, в этом году произошло два важных IPO, произошли крупные сделки типа Private Placement, интересные тем, что российские инвесторы покупали крупные компании в рамках стандартных для цивилизованного рынка процедур, которые на Западе называются M&A.
Однако к основным недостаткам следует отнести то, что мы по-прежнему решение многих вопросов затягиваем. Например, опоздали с введением пониженной ставки налогообложения, по крайней мере, на полгода. Она могла быть введена в середине 2000 года, как по корпоративной прибыли, так и по прибыли на доходы людей. Я сожалею, что до сих пор не удалось решить вопрос, связанный с со снижением группы социальных налогов: это и пенсионный, и социальный - они, по-прежнему, слишком высоки для того, чтобы предприятия были готовы платить зарплаты в чистую. Я надеюсь, что эту задачу удастся решить на следующий год.
Государство так и не смогло решить по крайней мере две важные задачи: это реальные реформы естественных монополий. Те процессы, которые происходят в РАО ЕЭС, в МПС, в Газпроме, скромные успехи хода их реализации показывают, что это будет проходить долго и неэффективно и еще неизвестно, чем кончится.
Год был очень успешным с точки зрения экспорта, бюджет был достаточно большим и в этих условиях, я думаю, надо было сделать существенный шаг в повышении цен на товары и услуги естественных монополий, на энергию, на газ, на связь, то есть, поднять цены и тарифы по крайней мере минимум на 100-150%. Да, это было бы трудно, тем не менее, в этом году это было вполне возможно. В этих условиях экономика приобрела бы, скажем, более реальные черты и росла в правильном направлении, т.к. это бы способствовало более быстрым структурным изменениям в экономике. Такая мера отсекла бы от перспектив роста те отрасли, которые не являются перспективными и соответственно, открыло бы дорогу тем, кто имеет перспективы на будущее.

А каков Ваш прогноз на будущий год?

Мне кажется, есть шансы, что в будущем году сохранятся те же положительные тенденции, что действовали в этом году. Они даже имеют шанс на усиление. Каких-то предпосылок для развития резко отрицательных тенденций я не вижу. Мы в этом году впервые оказались в ситуации противофазы мировому экономическому кризису, что очень отрадно. Я думаю, что это, с одной стороны, позволит нам привлечь с мирового глобального финансового рынка дополнительные средства, необходимые для реконструкции и развития, как в более стабильную часть мировой экономики. С другой стороны, предохранит нас от тех негативных процессов, которые сейчас в этой экономике происходят. То есть, мне кажется, что у нас по-прежнему есть шансы в этой противофазе остаться.
То, что сейчас формально экономический рост снизился по сравнению с предыдущим годом - это нормальный процесс, потому что в предыдущие два года этот рост был искусственным, вызванным такими грубыми средствами в экономике, как девальвация рубля. Я по-прежнему считаю, что перспективы экономики связаны, прежде всего, с ростом богатства населения. Чем богаче будет становиться наше население, тем больше шансов у нашей экономики динамично развиваться. Мне кажется, что этот источник развития самым основным должен быть для России, и правительство, прежде всего, должно заботиться об этом. Притом заботится не абстрактно, когда никто конкретно за это не отвечает, а таким образом, чтобы рост благосостояния населения стал главным критерием оценки конкретных правительственных чиновников высокого уровня. Отсутствие людей, конкретно отвечающих за это, приводит к тем пассажам, которые мы вчера выслушали от г-на Илларионова, о том, что во всем виноват Президент. Я думаю, Президент наконец-то поймет, что переориентировать правительство и сделать его действительно ответственным за богатство населения - необходимо, иначе он сам станет крайним.

А низкие цены на нефть нам не помешают?

Я не думаю, что они будут низкими. Скажем по-другому, они просто в 2001 году были неоправданно высокими. Я думаю, что $16-17 за баррель - это нормальная цена. Ниже она не упадет.

21 декабря 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=18837
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован