06 февраля 2001
1189

Иван Родионов: Я считаю, что долг перед российскими пенсионерами не менее приоритетен, чем задолженность перед Парижским клубом

Иван Иванович, власть поднимает тему пенсионной реформы. Речь идет о том, чтобы начать постепенно переходить к накопительной системе, но при этом не ущемлять права пенсионеров, которые уже достигли этого возраста или близки к нему. На какие конкретно шаги может пойти правительство?

Во-первых, существующие пенсии надо платить, платить вовремя, а также постоянно их увеличивать. Я считаю, что задача выплаты пенсий является одной из важнейших для правительства, потому что если для других категорий населения достаточно просто дать экономическую свободу, возможность самореализации, то обеспечение нормальной жизни для 30 млн. пенсионеров - это плата за эту свободу. Пенсионеры не должны думать о том, как заработать на достойную жизнь. Они уже это право заработали.
Подавляющее количество пенсионеров были унаследованы Россией от СССР. Пожалуй, все же не они выбрали новый строй жизни и есть только один способ с ним рассчитаться - заплатить за то прошлое, от которого они вместе с нами отказались, но которое они создали. Это неизбежная плата при смене экономической формации - посмотрите на Германию. Многих там отправили на пенсию в 55 лет и даже ранее и платят по 2500 тыс. марок в месяц. Мы просто обязаны платить пенсионерам.
Понятно, что государственный пенсионный фонд, должен давать только часть пенсии. С другой стороны, все, что связано с накопительной системой или негосударственными пенсионными фондами, больше касается тех, кто стал пенсионером в последние 5-6 лет или готовится стать им в ближайшее десятилетие. То есть, "новых пенсионеров". Потому что накопительных или негосударственные пенсионных фондов раньше просто не было, появляться они стали только недавно. "Новые" пенсионеры сами должны были с середины 90-х годов понять , что государство много им дать не сможет, а то, что оно может дать, будет для них недостаточным. Чтобы осознать это, достаточно было посмотреть на тех, кто в то время уже был пенсионером, на "старых" пенсионеров. Однако, у "старых" пенсионеров шансов что-либо исправить - уже не было, нет и не будет и мы не должны требовать от них ничего такого, просто должны платить им столько, сколько считаем минимально приемлемым для себя.
Во-вторых, что можно было бы сделать государственному пенсионному фонду чтобы платить пенсионерам более высокие пенсии? Прежде всего - улучшить управления активами фонда. Я думаю, что вполне разумно было бы, если бы, например, значительная часть этих активов была бы переведена в валюту и передана в управление ведущим мировым компаниям по управлению большими активами. С тем, чтобы, по крайней мере, бездарно деньги эти не пропадали, как это неоднократно случалось с деньгами пенсионного фонда в нашей стране. С другой стороны, деньги, перечисляемые в негосударственные пенсионные фонды, должны быть выведены из-под налогообложения. Сделать это непросто, потому что контроль нужен достаточно жесткий, с тем, чтобы эти средства не попадали в потребление непосредственно, а были действительно накоплены для пенсии. Сделать - не просто, но механизмы на Западе разработаны, их просто надо применительно к нашим условиям реализовать.

Александр Починок прогнозирует, что в этом году пенсии вырастут на 30%. Из каких средств?

А почему мы не ставим, как альтернативный вопрос, заплатить Парижскому клубу или заплатить пенсионерам? Я считаю, что для страны внутренний долг перед пенсионерами не менее важен и не менее, скажем, приоритетен, чем задолженность перед Парижским клубом. Смотрите, ведь все правительства за последние годы обещали пенсионерам - вот-вот жизнь станет лучше, а ведь не стала и многие и не дожили. Почему опять мы не думаем о наших людях, а думаем о внуках тех, кто купил акции еще царской России почти 100 лет назад? Это, во-первых. Во-вторых, есть способы пополнить пенсионный фонд. Каким путем? У нас в этом и прошлом году был очень большой нефтяной экспорт, конъюнктура на мировом рынке хорошая. Но ведь на самом деле, это же лукавство, считать, что деньги, заработанные на этом, принадлежат нефтяным компаниям . На самом деле, нефтяные компании получили в управление природные богатства, которые освоены созданы, в том числе, и трудом тех пенсионеров, которые, скажем, вынуждены были сокращать свое потребление, с тем, чтобы страна могла инвестировать в разработку этих богатств. Поэтому, я думаю, что вполне можно подумать о том, чтобы часть этих денег, помимо той части, которая идет, скажем, на восстановление недр и все, что с этим связано, выделить на пополнение пенсионного фонда, ввести своего рода десятину. Это не должен быть налог - бюджет здесь не причем - и не надо стараться заполучить деньги сначала в бюджет, чтобы оттуда помогать пенсионному фонду. Пусть эти деньги останутся за границей, пусть ими управляют иностранцы, но доходы от работы этих активов должны напрямую идти к пенсионерам.
Я не хочу сейчас говорить, как это сделать в рамках существующего законодательства, потому что вопрос комплексный, много других вопросов затронет. Но с другой стороны, понятно, что люди, которые были в работоспособном возрасте в начале реформ в 1991 году, на эти деньги не имеют права, потому что им были открыты другие возможности. Но те, кто до этого времени был пенсионером, у них просто не было этих возможностей, поэтому необходимо им платить и их поддерживать.

6 февраля 2001
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=10493
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован