Иван Иванович, штаб квартиру ЮКОСа в Лондоне возглавил бывший министр иностранных дел Великобритании лорд Оуэн. В последнее время "ЮКОС" привлекает к себе внимание своим бурным развитием. Компания демонстрирует блестящие показатели, активно продвигается на западных рынках. Это и есть процесс превращения в транснациональную корпорацию?
Во-первых, не в последнее время, а уже полтора года, во-вторых, "ЮКОС" стал первой российской компанией, которая поняла, что прирост капитализации за счет формирования нормального облика в глазах инвесторов - это один из ключевых и важнейших ресурсов роста компании. Благодаря этому месяц назад "ЮКОС" по капитализации превысил Газпром, став крупнейшей российской компанией. Могу сказать, что цена акций "ЮКОСа" с августа по настоящее время выросла в 2,2 раза - показатель результативности такого подхода.
Следующей за "ЮКОСом" пошла "Сибнефть". Но "Сибнефть" в прошлом году сделала несколько странных сделок между акционерами, связанных с покупкой и обратной продажей акций для снижения дивидендов и сокращения налогов. В результате для компании этот процесс приостановился на некоторое время, но на днях, буквально вчера, акции "Сибнефть" подорожала почти на 20%. Пример "Сибнефти" показывает, что путь, выбранный "ЮКОСом" - это не исключение, а правило. Если российские компании ведут себя так, как от них ожидается, становятся прозрачными, публикуют отчетность, нанимают западных менеджеров, не обижают миноритарных акционеров, то они, как правило, очень много от этого выигрывают.
Здесь надо сказать, что буквально 2-2,5 года назад, помните, у "ЮКОСа" был скандал с миноритарными акционерами. Он был связан с небезызвестным г-ном Дартом, и у компании тогда был очень плохой имидж. Но, тем не менее, "ЮКОС" смог за достаточно короткий срок исправить положение и даже уже воспользоваться плодами такого подхода.
Наши компании активно идут на зарубежный рынок, началось все с "ЛУКОЙЛа", который купил сеть автозаправок в США. Это тоже способ продемонстрировать свою готовность к ведению цивилизованного бизнеса?
Я думаю, здесь смешиваются разные вещи. Да, "ЛУКОЙЛ" активен за рубежом, но его прозрачность и уровень корпоративной культуры пока оставляют желать лучшего.
"ЮКОСа" тоже рассматривает международную экспансию как одну из возможностей развития, но ставку делает на корпоративную культуру и за счет этого выигрывает у "ЛУКОЙла в капитализации.
А приоритеты у "ЮКОСа" направлены на внешний, или на внутренний рынок?
Приоритет должен быть сейчас один у любой российской компании - это доведение уровня капитализации до западного стандарта по отношению к физическим показателям работы. Где работать выгоднее, там это и должно делаться. Основная задача - это повысить капитализацию. А для этого надо стать прозрачным и понятным для инвесторов. Вот такой путь, а как он технически реализуется - это уже вопросы именно технические, второго порядка.
6 марта 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=21053