Ташкент впервые открыто заявил о несогласии с появлением у своих границ российской базы. В понедельник печатный орган МИД Узбекистана обнародовал заявление с критикой планов по созданию военной базы на юге Киргизии. "Реализация подобных проектов на достаточно сложной и труднопредсказуемой территории, где непосредственно сходятся границы трех среднеазиатских республик (Киргизии, Узбекистана и Таджикистана), может дать импульс для усиления процессов по милитаризации и возбуждения различного рода националистических противостояний, а также выступлений радикальных экстремистских сил, могущих привести к серьезной дестабилизации обстановки в обширном регионе", - мотивировали в Ташкенте.
Меморандум о создании на юге Киргизии второй российской базы (первая действует с 2003 г. в Канте) был подписан президентами России и Киргизии 1 августа на неформальном саммите ОДКБ. Документ предусматривает, что численность базы составит до батальона, а срок действия - 45 лет с правом продления на 25 лет. Финальное соглашение стороны подпишут до 1 ноября.
Еще до саммита помощник президента Сергей Приходько говорил, что база в Киргизии создается под эгидой ОДКБ. Но вчера источник "Ведомостей" в МИДе, курирующий вопросы ОДКБ, заявил, что вопрос о создании базы ОДКБ вообще никогда не стоял: "В меморандуме подписи только двух президентов, и это вопрос исключительно двусторонних отношений". В секретариате ОДКБ от комментариев отказались.
Узбекистан и раньше сопротивлялся ряду интеграционных инициатив. В 2008 г. он временно приостановил членство в "Евразэс", а в июне на саммите ОДКБ в Москве вместе с Белоруссией отказался подписать соглашение о создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Но если Минск не поставил подпись по конъюнктурным соображениям (тогда была в разгаре "молочная война"), то Ташкент имеет принципиальные возражения. Главное из них - отсутствие в уставе пункта, исключающего использование КСОР для разрешения конфликтов между странами - членами ОДКБ.
"Но Ташкент не против самой идеи, - сказал собеседник "Ведомостей" на Смоленской площади, - иначе бы он мог заблокировать создание КСОР на основании консенсуса". Теоретически задача КСОР - защита от внешних угроз, но на практике больше шансов на то, что конфликт вспыхнет между странами - членами ОДКБ, говорит эксперт МГИМО по Центральной Азии Иван Сафрончук. А в Узбекистане сильны настроения, что за водные ресурсы стоит воевать, поэтому Ташкент против всего, что нивелирует его военную силу.
05.08.2009
www.mgimo.ru