04 октября 2001
1872

Из интервью министра Российской Федерации по атомной энергии А.Ю.Румянцева `Независимой газете`, опубликованного 3 октября 2001 года под заголовком `Минатом готов противодействовать терроризму`

В конце прошлой недели в южноуральском городе Трехгорном (Златоуст-36) прошло совещание руководства Минатома России с главами закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и директорами градообразующих предприятий атомной отрасли. В систему Минатома РФ входят 10 ЗАТО, из них три расположены в Челябинской области, отсюда и выбор места проведения этого совещания: в этих трех ЗАТО сосредоточен ядерный потенциал, эквивалентный аналогичному потенциалу Франции и Англии вместе взятых. В выбранном фрагменте интервью "Независимой газете" министр поясняет один из тезисов, прозвучавших в его выступлении на совещании.

Вопрос: Александр Юрьевич, в выступлении на совещании вы подчеркнули, что "конверсия ядерно-оружейного комплекса России должна быть направлена на создание оружия на новых физических принципах применительно к борьбе с терроризмом". Вы не боитесь, что вас обвинят в раскручивании качественно нового этапа гонки вооружений?

Ответ: Я сказал, что, занимаясь конверсией оборонного комплекса, нужно не забывать об оборонной доктрине нашего государства. В ней четко говорится, что оружейный комплекс должен пополняться новыми технологиями и новыми методами. Я не призываю ни к какой гонке вооружений. Но коль скоро мы столкнулись с таким явлением, как терроризм, я призвал наших физиков к тому, чтобы в первую очередь думали над тем, каким должно быть оружие для решения этих задач. История показала, что ни одно государство не защищено от терроризма. Те ужасные события, которые произошли 11 сентября в США, должны заставить физиков задуматься над созданием совершенно новых концепций обороны. Поэтому я не призываю создавать оружие, я призываю создать оборонительные концепции применительно к борьбе с терроризмом. Вот какова моя позиция.

Вопрос: Системы сдерживания на основе новых физических принципов - это ваше благое пожелание или вы действительно собираетесь лоббировать эту идею на правительственном уровне?

Ответ: Я могу это сделать в своей отрасли. Моя идея заключается в следующем. Нужно разработать сверхчувствительные методы распознавания террористов - на малое количество взрывчатки, на малое количество металла и т.п. Мы, в Минатоме, всегда занимались регистрацией сверхмалых количеств различных веществ, у нас есть этот опыт. И я уже поставил такие задачи: разработать способы детектирования, распознавания террористов на основе сверхчувствительных методов. Например, используя нейтронную спектроскопию, сверхчувствительную магнитометрию, СКВИДы (сверхпроводящие квантовые интерференционные устройства; используются для измерения слабых магнитных полей, токов и напряжений. - А.В.), которые мы выпускаем на заводах отрасли.

Вопрос: Изменилась ли позиция США в отношении сотрудничества России и Ирана в области атомной энергетики после 11 сентября? Не происходит ли дальнейшего ужесточения подходов со стороны американцев?

Ответ: Пока я ничего не почувствовал. Буквально через несколько дней после террористических актов в США я встречался с новым министром энергетики Соединенных Штатов Спенсером Абрахамом на генеральной сессии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене. Мне кажется, что у нас состоялся очень конструктивный и продуктивный диалог. На уровне интуитивного восприятия я считаю, что мы с ними можем сделать очень много полезного для обеспечения глобальной безопасности человечества.



http://www.mid.ru/brp_4.nsf/e5a88ba891d96dd243256ac6002f7d42/daccfe6b222e5d5943256adb003a8270?OpenDocument
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован