01 февраля 2007
4370

Из России с дружбой (`Lоs Аngеlеs Тimеs`, США)

Вашингтон и Москва должны преодолеть состояние "не совсем вражды, не совсем дружбы"

Опасности и проблемы, с которыми сталкиваются Россия и США, требуют от них сотрудничества. Ни одна из двух стран не желает победы экстремизма, распространения оружия массового поражения или усиления региональных конфликтов, несущих с собой нестабильность и насилие. Стоит также отметить - особенно это уместно в этом году, когда исполняется 200 лет с момента установления дипломатических отношений между нашими странами - что нас объединяют не только общие интересы, но и, в большей степени, чем кое-кто готов признать, общие ценности.

За прошедшие 200 лет наши отношения развивались, мягко говоря, неровно. В ходе Войны за независимость Россия поддерживала американские колонии. Во Второй мировой войне мы были союзниками, а затем, в годы "холодной войны", непримиримыми соперниками: почти полвека мы держали друг друга под прицелом стратегических ракет. Но даже в самые мрачные времена мы находили прагматические решения, позволявшие нашим двум странам и всему человечеству избежать катастрофы.

После распада СССР в американо-российских отношениях произошли фундаментальные изменения, и теперь мы тесно взаимодействуем в таких областях, где еще 15-20 лет назад это казалось бы немыслимым.

Однако сейчас, будем откровенны, наши отношения складываются непросто. В годы "холодной войны" у нас бывали трудные времена, но и теперь, когда мы стали партнерами и друзьями, легче, как это ни парадоксально, не стало. Россияне гордятся своими традициями независимости, и, при всем уважении к Соединенным Штатам и американскому образу жизни, мы никому не позволим определять нашу внутреннюю и внешнюю политику. Как и всякий суверенный народ, россияне хотят принимать такие решения самостоятельно - на основе наших собственных представлений, интересов и приоритетов.

Сказать по правде, если за дружбу с США от России потребуют любить все, что любит Америка, и ненавидеть все, что она ненавидит, это не вызовет в Москве ничего, кроме раздражения. Девяностые годы прошлого века, когда Россия, в общем, смотрела на США снизу вверх, давно ушли в прошлое.

Сегодня особое беспокойство вызывает возникшая в американских публичных дискуссиях тенденция сразу же винить во всем Россию. Вспомните хотя бы как быстро, даже не изучив факты, все обрушились с нападками на Москву после случая с отравлением полонием в Лондоне. В одно мгновение был воссоздан образ "России под властью КГБ". Аналогичный подход по принципу "сначала обвинить, а потом думать о доказательствах" проявился в связи с убийствами журналистки Анны Политковской и замглавы Центробанка Андрея Козлова. Никто и не заметил, что самих россиян эти трагедии потрясли не меньше.

Россию часто обвиняют в "энергетическом империализме" - в том, что она использует нефтегазовый экспорт в качестве инструмента внешней политики. Однако истина заключается в том, что Россия, а в прошлом - и Советский Союз, никогда не нарушали обязательств по поставкам энергоносителей клиентам, полностью оплачивающим счета. Вопреки обвинениям в наш адрес, мы с точностью до кубометра или барреля выполняем заключенные контракты по снабжению газом и нефтью потребителей в Европе и других регионах. Что же касается Украины и Беларуси, то с ними мы переходим на рыночные расценки, покончив с прежней практикой субсидирования их экономики. Что же здесь не так? Никто не просит Соединенные Штаты предоставлять субсидии Канаде, Мексике, или, если уж на то пошло, Кубе. Наша цель - установить обычные деловые отношения со всеми странами, и никакого отношения к "энергетическому империализму" это не имеет.

Американские СМИ и аналитические центры любят критиковать Москву за расхождения с Соединенными Штатами по ряду важных международных вопросов - в том числе, что сейчас особенно актуально, по иранской ядерной программе. Суть российской позиции такова: мы поддерживаем право иранцев развивать мирную ядерную энергетику, но против создания Ираном ядерного оружия. Но самое главное, мы считаем, что решать проблему следует путем переговоров с Тегераном, а не его изоляции или конфронтации с ним. Что же касается Ирака, надеюсь, многие еще не забыли, какие советы мы давали Соединенным Штатам четыре года назад.

Для нас оскорбительна точка зрения, которой придерживается кое-кто в Вашингтоне: что Россию можно использовать, когда это понадобится, а затем отодвинуть в сторону, и даже всячески поносить, когда она не может быть чем-то полезна для интересов США. Россиянам не нужны от Америки какие-то особые услуги или помощь, но для построения взаимовыгодных отношений мы требуем уважения. И мы ожидаем, что наши политические интересы будут учитываться.

Прошло уже много лет с тех пор, как США и Россия перестали быть врагами, но и настоящими союзниками мы пока не стали. К сожалению, спорить и браниться сегодня куда легче, чем делать нечто позитивное. В нынешней обстановке мы должны научиться сотрудничать и быть друзьями. А для этого необходимы взаимные уступки.

Обеим странам надо отбросить прежние привычки и стереотипы, и, что еще важнее, выработать новые. Мы должны совместно работать ради безопасности и процветания наших граждан, россиян и американцев. Альтернатива - если каждая из наших стран будет пытаться решать серьезнейшие проблемы нашего времени в одиночку - слишком опасна.

Юрий Ушаков - посол России в США
Юрий Ушаков / Yuri Ushakov, 01 февраля 2007
Максим Коробочкин, ИноСМИ.Ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован