24 ноября 2002
1917

Из выступления Бориса Грызлова на расширенном заседании Коллегии МВД РФ

О положительных тенденциях

2002 год был во многом знаковым в жизни МВД России. Принятие и реализация многих давно назревших структурных и организационных решений, а также целенаправленные меры по укреплению правопорядка позволили несколько ослабить напряженность криминальной ситуации. В целом по количественным показателям преступность взяла крен в сторону уменьшения. В отчетном периоде, впервые за истекшее пятилетие, отмечено снижение количества зарегистрированных преступлений до 2,5 миллиона, что на 14,9 процента меньше, чем в 2001 году. На четверть уменьшилось число зарегистрированных тяжких и особо тяжких.

Полагаю, было бы ошибкой считать снижение уровня преступности исключительно результатом деятельности правоохранительной системы. Позитивные сдвиги в состоянии криминальной обстановки в стране - это прежде всего результат стабилизации политической и экономической ситуации, улучшения благосостояния населения, существенного укрепления правовых основ государства и его властных структур. Зафиксированный уровень преступности вернулся к показателям 1998 года.

Не будем сегодня спорить об экономической обусловленности преступности. Оставим этот вопрос теоретикам. Однако отметим, что в реалиях 2002 года сокращение уровня преступности практически прямо пропорционально сокращению безработицы (общая безработица снизилась на 1 миллион 100 тысяч человек, или на 16,9 процента).

Считаю, что сегодня снижение уровня преступности - это объективный процесс. Вместе с тем я далек от того, чтобы обходить существующие проблемы и в первую очередь проблему регистрации преступлений. А если говорить прямо - годами складывавшуюся практику их укрывательства. Она, безусловно, еще существует и негативно сказывается на результатах работы. Преодолеть стереотип достижения любыми средствами видимости благополучия пока полностью не удалось.

В течение года нами в тесном взаимодействии с органами прокуратуры последовательно и строго выдерживался курс на полную и объективную регистрацию всех сигналов о совершенных противоправных деяниях. К руководителям и сотрудникам, в той или иной форме допустившим укрывательство преступлений, принимались самые строгие меры ответственности, вплоть до уголовной. За допущенные нарушения нам пришлось расстаться с 10 начальниками органов внутренних дел субъектов Федерации.

В результате в 2002 году на 9,5 процента сократилось число выявленных и поставленных на учет прокурорами ранее не зарегистрированных преступлений. (2001 год - 121 842; 2002 год - 116 300. Эти цифры по всем правоохранительным органам России.)

И здесь, не могу об этом не сказать особо, заслуживает одобрения и поддержки позиция, выдерживаемая начальником ГУВД Москвы генералом милиции Владимиром Прониным, которая направлена на получение реальной картины с регистрацией заявлений и сообщений о преступлениях. Бесспорно, сделаны только первые шаги в деле наведения должного порядка в этой сфере. Уверен, что Владимир Васильевич и присутствующие в зале руководители из других субъектов доведут эту работу до логического завершения.

Мы понимаем, что одними административными мерами данную проблему не решить. Поэтому руководство министерства приоритетной составной частью программы реформирования органов внутренних дел обозначило новую систему оценки их деятельности, стимулирующую, а не подавляющую деловую активность сотрудников и органов внутренних дел в целом, устраняющую мотивацию к укрытию преступлений от регистрации и учета. С 1 января 2003 года она введена в действие.

Вместе с тем известно, что объективным индикатором криминальной напряженности служит динамика тех видов преступлений, которые в наименьшей степени подвержены различным формам манипуляций при регистрации. Это прежде всего тяжкие насильственные преступления. В связи с этим необходимо отметить, что в 2002 году на 3,9 процента сократилось количество умышленных убийств и покушений на убийство, на 1 процент - изнасилований, значительно - на 10,7 процента - вымогательств, на 11,3 процента - квалифицированных разбоев, грабежей с проникновением в помещение - на 18,6 процента, фактов бандитизма - на 13,1 процента и ряд других.

Системная и целенаправленная работа по активизации профилактической деятельности на различных направлениях также дала свои первые положительные результаты. Сегодня в стране функционирует более 33 тысяч добровольных народных и казачьих дружин. Отряд внештатных сотрудников милиции насчитывает 75 тысяч человек. Воссозданы и активно работают 14 тысяч общественных пунктов охраны порядка.

За счет усиления взаимодействия с населением в значительной мере предотвращен процесс "расползания" оружия. В 2002 году намного меньше совершено преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Реальность данного процесса подтверждается сокращением числа преступлений, связанных с его незаконным применением. Практически вдвое сократилось количество преступлений, связанных с ненадлежащим исполнением обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

В прошлом году снизилась доля "пьяной", рецидивной преступности, обозначились позитивные тенденции и в динамике подростковой преступности. Несовершеннолетними и при их соучастии совершено на четверть меньше уголовно наказуемых деяний. Это, несомненно, результат работы, развернутой в прошлом году и направленной на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Около 700 тысяч детей и несовершеннолетних, находившихся в социально опасном положении, были возвращены родителям сотрудниками милиции, помещены в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, медицинские и социальные учреждения. Трудоустроено более 1 миллиона 300 тысяч несовершеннолетних.

Наметившаяся благоприятная тенденция сокращения преступности должна быть максимально использована для перегруппировки наших сил, ужесточения силового давления на криминал. Однако ни в коем случае не за счет снижения активности в работе по ее предупреждению.

Необходимо добиться, чтобы в регионах беспрекословно и в полном объеме были реализованы указы Президента Российской Федерации, направленные на формирование системы предупреждения преступности, полноценного функционирования подразделений милиции общественной безопасности. Вряд ли можно назвать дальновидным решения глав субъектов Федерации по сокращению численности патрульно-постовой службы. В 2002 году она уменьшилась на 6 тысяч, а в наибольшей степени - в Пермской, Новгородской, Ивановской областях, республиках Тыва, Саха (Якутия).

Серьезные коррективы в работу по раскрытию и расследованию преступлений пришлось вносить в связи с вступлением в действие нового Уголовно-процессуального и Административного кодексов. Анализ полугодовой практики применения УПК России приводит к выводу, что при очевидном стремлении законодателя реализовать прогрессивные положения, направленные на демократизацию уголовного судопроизводства, в нем, по большому счету, не соблюден баланс прав и обязанностей сторон, наличие которого обеспечивает устойчивость и эффективность всей правоохранительной системы. С одной стороны, явно расширены права адвокатов, подозреваемых, обвиняемых (против чего нет возражений), а с другой - практически не изменились права потерпевших, резко ограничена, причем по формальным соображениям, процессуальная самостоятельность следователя.

Конечно, многие проблемы и трудности обусловлены отсутствием практики, недостатками взаимодействия правоприменительных органов. Но есть вопросы, требующие переосмысления. Министерством подготовлен пакет поправок к УПК. Уверен, что руководители других правоохранительных органов также заинтересованы в этом.

Тем не менее удалось раскрыть ряд преступлений, вызвавших повышенный общественный резонанс. Среди них - заказное убийство первого заместителя префекта города Зеленограда Облонского Л.В.; убийства 9 женщин, совершенные с 1999 по 2002 год на территории Краснодарского края; убийство помощника прокурора Порховского района Псковской области Акимовой О.Л.; главы администрации Локнянского района Псковской области Волкова Л.Н.; заместителя главы администрации города Махачкалы Алиева А.И.; главы Надтеречного района Чечни Завгаева Л.Г.; обстрелы четырех вертолетов Минобороны России, в результате которых погибло 143 военнослужащих.

Активизировалась борьба с экономической преступностью. Иллюстрацией положительных тенденций, имеющих место в сфере борьбы с экономической преступностью, является решение международной организации ФАТФ, ведущей борьбу с отмыванием криминальных капиталов, об исключении Российской Федерации из списка стран, уклоняющихся от противодействия преступным проявлениям в области финансов.

В результате принятых мер возросло количество выявленных преступлений в наиболее высокодоходных финансово-хозяйственных сферах: в кредитно-финансовой системе, в сфере внешнеэкономической деятельности, на потребительском рынке.

Обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного выявленными преступлениями экономической направленности на момент возбуждения уголовного дела, возросло в 2002 году практически на треть и составило около 50 миллиардов рублей.

Положительные результаты имеются в работе по декриминализации экономики в Дальневосточном федеральном округе, особенно в сфере добычи, переработки и оборота биоресурсов. В ходе операции "Путина-2002" выявлено свыше 8 тысяч преступлений. Из незаконного оборота изъято и обращено в доход государства морепродуктов на общую сумму 882 милиона рублей.

Активизировалась борьба с проявлениями коррупции. Больше выявлено преступных посягательств против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В целом по стране три четверти выявленных взяточников привлечены к уголовной ответственности.

Однако в ряде регионов борьба с коррупцией лишь имитируется. И дело даже не в том, что там количество привлеченных за взятки чиновников можно пересчитать по пальцам. Хуже то, что оперативные службы, располагая достоверной информацией о коррумпированности высокопоставленных особ, даже не пытаются ее реализовать, ограничиваясь отловом мелких мздоимцев.

Подобный подход неприемлем. Требую активизировать борьбу с коррупцией на всех этажах власти. Использовать для этого весь арсенал имеющихся сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Результаты этой деятельности с 2003 года будут главным критерием оценки работы не только ОРБ главных управлений МВД России по федеральным округам, но и подразделений по борьбе с экономическими преступлениями.

О миграции

Оценивая в целом миграционную ситуацию, следует отметить некоторую стабилизацию положения дел и определенную эффективность принимаемых мер, направленных на удержание контроля за происходящими в стране миграционными процессами. Осуществляются мероприятия по упорядочению трудовой миграции, наметилась устойчивая тенденция сокращения количества граждан, получающих статус вынужденного переселенца.

Несколько улучшилась ситуация с внутриперемещенными лицами на территории Южного федерального округа. На территории Республики Ингушетия их количество сократилось более чем в два раза и в настоящее время составляет 6,5 тысячи человек. Из палаточных городков на территории Ингушетии в добровольном порядке возвратилось в Чеченскую Республику около 5,5 тысячи человек. Наведение должного порядка со списками внутриперемещенных лиц, исключение из него свыше 80 тысяч необоснованно стоявших на учете граждан позволило сберечь 956 миллионов рублей бюджетных средств.

Об экстремизме

Серьезную угрозу национальной безопасности страны представляет экстремизм, противодействию которому МВД России уделяет значительное внимание. Борьба с этим явлением - не очередная кампания. Здесь нужна кропотливая системная работа.

До настоящего времени деятельность со стороны органов государственной власти и местного самоуправления проявлялась в единичных акциях и носила в большинстве случаев, характер репрессивных мер в отношении отдельных экстремистски настроенных личностей и объединений без учета причин, порождающих экстремизм. Практически не предпринимались профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Силами органов внутренних дел в наиболее пораженных экстремистскими настроениями регионах организована работа по сбору информации в отношении руководителей и активных участников экстремистских политических и религиозных организаций на предмет выявления их противоправной деятельности и незаконных каналов финансирования.

Нынешний этап развития истории характеризуется значительной радикализацией политического мышления. В массовом сознании закрепляется отношение к насилию как к допустимому и целесообразному средству достижения политических и иных целей. Происходит дальнейшая криминализация политики и политизация уголовной среды. В этой связи возникает реальная опасность обострения оперативной обстановки по мере приближения выборов в Госдуму. Наш долг - предотвратить попытки экстремистов дестабилизировать ситуацию в стране, преградить дорогу криминалитету в этот законодательный орган.

Борьба с терроризмом как средством достижения не только экстремистских, но и корыстных целей остается приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел и внутренних войск РФ. Однако рано еще говорить о надежной защите от террористов, о гарантированном обеспечении безопасности граждан, пока существует очаг напряженности на территории Чеченской Республики. В течение прошлого года там зарегистрировано 272 диверсионно-террористические акции. Активизировалась диверсионная и террористическая деятельность боевиков и за пределами республики. Конкретным и трагическим свидетельством тому явились недавние события в московском Театральном центре на Дубровке. Нам также не удалось надежно перекрыть каналы финансирования и материально-технического снабжения террористических формирований.

В этой связи нельзя признать результаты работы по противодействию терроризму адекватными сложившейся криминальной ситуации. В отчетном периоде преступлений террористической направленности зарегистрировано на 19 процентов больше, чем в 2001 году. Раскрыта лишь четверть из них.

Говоря о состоянии работы по противодействию экстремизму и терроризму, нельзя не остановиться на ситуации в Чеченской Республике. Надо признать, что она до настоящего времени остается сложной. Сохраняется вероятность активизации попыток совершения боевиками диверсионно-террористических акций. Декабрьские события обозначили нарастающую тенденцию использования в этих целях смертников. Высока степень вооруженности жителей республики. В 2002 году органами внутренних дел Чечни изъято 3 тысячи 344 единицы огнестрельного оружия, более 3,5 миллиона единиц патронов и боеприпасов.

Одновременно со стороны боевиков продолжается оказание морально-психологического давления на мирное население республики, террор в отношении представителей органов местного самоуправления и сотрудников чеченской милиции.

Сегодня особое внимание должно быть обращено на проблемы скорейшего становления постоянных органов внутренних дел, формирования вновь образованного МВД Чеченской Республики, на качественный отбор кандидатов для службы в органах внутренних дел республики как из самой Чечни, так и с территорий других субъектов Федерации, по контракту.

Отдельно хотелось бы остановиться на изменениях в системе организации несения службы на территории Чеченской Республики.

В настоящее время 15 военных комендатур передано под командование внутренних войск МВД на равнинных территориях. Также с 1 февраля осуществлена передача должности военного коменданта Чечни от Минобороны к МВД России.

46-я отдельная бригада оперативного назначения внутренних войск сегодня почти на 30 процентов укомплектована военнослужащими по контракту. К концу 2004 года она должна быть полностью переведена на контрактную основу. Кроме того, в истекшем году руководство министерства добилось сокращения на 21 процент количества военнослужащих внутренних войск по призыву, несущих службу в Чечне.

Для улучшения контроля за перемещением людей в районах республики вводится учетно-поисковая заградительная система, которая будет оснащена компьютерами и необходимым программным обеспечением.

В целях дальнейшей стабилизации ситуации в республике и пресечения эскалации террора на территорию других субъектов Российской Федерации необходимо было активизировать мероприятия по ликвидации экономической базы терроризма, обеспечению сохранности средств, направляемых из федерального бюджета.

Если в 2001 году ущерб от выявленных преступлений экономической направленности в Чечне составил 17,9 миллиона рублей, а было возмещено только 6,9 миллиона, то в 2002 году предотвращен и возмещен ущерб уже на сумму 382 миллионов рублей.

Наметившийся процесс политического урегулирования в республике, подготовка назначенного на 23 марта текущего года референдума по вопросу принятия конституции Чеченской Республики, встретил особенно активное противодействие со стороны лидеров НВФ. Наша задача - обеспечить условия для реализации избирательных прав граждан и оказать содействие избирательным комиссиям в период подготовки и проведения референдума.

О борьбе с наркобизнесом

Тесную связь с терроризмом и уголовным экстремизмом имеет наркобизнес. Повышенное внимание руководства страны к данной проблеме, полнокровное финансирование федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы", а также ряд других мер позволили удержать наркоситуацию под контролем.

Количество зарегистрированных преступлений сократилось практически на четверть. Значительно снизилось число наркопреступлений в общественных местах, а также преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения.

Указанные позитивные изменения в наркоситуации подтверждаются и данными Министерства здравоохранения, согласно которым впервые за несколько последних лет значительно сократилось количество лиц, состоящих на учете в наркологических учреждениях (только за 6 месяцев 2002 года более чем на 16 тысяч человек), особенно несовершеннолетних (на 10,8 процента). Снизились и темпы роста числа ВИЧ-инфицированных, что специалисты напрямую связывают со снижением уровня злоупотребления наркотиками опийной группы инъекционным способом.

Наращивая усилия в борьбе с организаторами и активными участниками наркобизнеса, только в январе 2003 года в результате планомерной и целенаправленной оперативно-следственной работы было изъято 82 килограмма героина в Санкт-Петербурге и Челябинске, 26 килограммов героина в Норильске, 41 килограмм этого вещества при транспортировке в Москву. Арестовано более 30 активных участников международных организованных преступных групп.

Борьба с наркопреступностью не принесет ожидаемого эффекта без решения задачи по подрыву ее экономической базы. На этом направлении надлежит сосредоточить объединенные усилия подразделений органов внутренних дел, органов предварительного следствия совместно с налоговой полицией, таможенными органами, другими заинтересованными структурами.

О переписи и паспортизации

В прошедшем году органы внутренних дел внесли большой вклад в решение ряда общегосударственных задач. Был реализован комплекс мер по обеспечению законности и правопорядка при проведении Всероссийской переписи населения 2002 года. Обеспечена безопасность граждан и лиц, осуществлявших сбор сведений о населении, сохранность переписных листов и иных документов переписи. В период сбора сведений зарегистрировано всего 10 правонарушений в отношении переписчиков, по 7 из них возбуждены уголовные дела.

В 2002 году министерством продолжалась реализация Государственной программы паспортизации граждан Российской Федерации. Годовое задание по выдаче паспортов выполнено.

В отношении наиболее активной части населения эта работа практически завершается. Сложно проходит обмен паспортов среди сельского населения, пенсионеров и малообеспеченных граждан. В некоторых субъектах Российской Федерации (республики Марий Эл и Удмуртия, Амурская, Томская, Пензенская, Смоленская и Читинская области) не решаются вопросы оказания материальной поддержки указанной категории граждан в связи с необходимостью изготовления фотографий и внесения платы за выдаваемые паспорта. Несмотря на это только в прошедшем году выдано почти 49 миллионов паспортов, что составляет 56 процентов от общего числа граждан, документированных начиная с 1997 года. Выявлено при обмене паспортов 57 тысяч преступников. (Осталось выдать около 38 миллионов паспортов.)

Считаю необходимым еще раз обратить внимание всех руководителей министерства и органов внутренних дел на одну из важнейших задач, стоящих перед нами до конца текущего года - завершение выполнения Государственной программы паспортизации населения.

О приоритетах реформирования

Особенностью в деятельности внутренних войск была практическая работа по осуществлению мероприятий, предусмотренных Планом строительства внутренних войск МВД России на 2001 - 2005 годы. Формируются силы специального назначения как компонент постоянной готовности и основной силовой составляющей немедленного реагирования МВД России на возникновение внутренних угроз государству и их предотвращение. В частности, для обеспечения выполнения наиболее сложных задач к июню будет дополнительно создано 6 отрядов, передовые группы трех из них уже сегодня успешно несут службу в Чечне.

Войска приобретают новый облик, усилился правоохранительный аспект в их деятельности за счет оптимизации структуры и системы служебно-боевого применения соединений и воинских частей.

Сегодня мы подошли к главному этапу реформирования системы МВД России, на котором будут реализованы единые подходы к организации деятельности всех ее звеньев. Утверждена новая организационно-штатная структура органов и подразделений внутренних дел Российской Федерации. Теперь необходимо сосредоточить усилия на проведении соответствующих организационно-штатных мероприятий на местах и обеспечить расстановку достойных, профессионально подготовленных кадров на ключевых позициях.

Укрепление кадрового потенциала органов внутренних дел России - постоянно в центре нашего внимания. Немало в этом направлении уже сделано. Впервые за последние годы был существенно поднят уровень денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск. Конечно, это полностью не сняло наболевшие проблемы, но есть уже первые обнадеживающие тенденции.

Постепенно снижаются темпы оттока кадров, сокращается число увольнений на первом году и по отрицательным основаниям. В последние месяцы заметно увеличился прием на службу в органы внутренних дел. Прошли те времена, когда мы были вынуждены зазывать людей на службу в милицию. Сейчас мы должны брать на работу лучших из лучших после всестороннего и полного изучения всех личностных характеристик и профессиональных качеств.

В то же время, несмотря на принимаемые меры, все еще остро стоит проблема размывания профессионального ядра основных служб органов внутренних дел. В этой связи хочу подчеркнуть - резервы здесь следует искать на пути совершенствования ведомственной системы профессионального образования, кардинального повышения качества подготовки наших специалистов. В частности, убежден, что сегодня, например, в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями без экономического образования работать крайне сложно.

Но одного профессионализма недостаточно. Главное, добиться того, чтобы в органах внутренних дел работали только порядочные люди, для которых превыше всего Закон, служебный долг. С фактами ущемления прав граждан, совершаемыми сотрудниками, должна вестись самая жесткая борьба.

Президентом Российской Федерации поставлена задача укрепления законности в деятельности правоохранительных органов. В результате проделанной министерством работы наметилось снижение числа совершенных сотрудниками органов внутренних дел преступлений, как должностных, так и общеуголовных, а также дисциплинарных проступков. С удовлетворением отмечаю, что в 2002 году сохранилась тенденция снижения негативных явлений и во внутренних войсках. Здесь сократилось количество преступлений и происшествий, небоевых потерь.

Вместе с тем проблема соблюдения законности в деятельности органов внутренних дел остается актуальной. МВД подвергается жесткой критике в прессе, со стороны отдельных должностных лиц и общественных деятелей в связи со все еще имеющимися фактами укрытия преступлений от учета, нарушениями законности со стороны сотрудников милиции, их противоправными действиями, в том числе коррупционного характера.

Со всей ответственностью заявляю, что ни один сигнал, ни одна публикация не выпадает из поля нашего внимания. Делается все возможное для объективной и всесторонней их проверки. Достаточно сказать, что в 2002 году в системе МВД выявлено более 21 тысячи правонарушений, связанных с нарушениями законности и уголовными преступлениями, за совершение которых к различным видам ответственности привлечено свыше 17 тысяч сотрудников.

Однако нельзя согласиться с мнением, что чуть ли не вся система МВД поражена коррупцией. У руководства министерства нет намерений замалчивать негативные процессы, имеющие место в органах внутренних дел и внутренних войсках. Мы принимаем и будем принимать дальше самые решительные меры по очищению своих рядов от коррупционеров.

Хочу подчеркнуть: искоренение нарушений прав граждан - это принципиальная позиция министерства, от которой не должно быть отступлений. Необходимо добиться повышения ответственности каждого руководителя за обеспечение законности в деятельности подчиненных, порядка и дисциплины во вверенных органах и подразделениях.

В заключение, хотел бы констатировать тот факт, что сегодня система МВД в своем развитии достигла такого состояния, которое позволяет перейти в решительное наступление на преступность. И позвольте выразить уверенность, что этот сделанный мной вывод будет наглядно подтвержден результатами нашей работы в 2003 году.


2002-11-24
http://gryzlov.ru/index.php?page=publications&id=3


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован