Эксклюзив
03 ноября 2010
5205

Иже еси на небесе...

Есть такой анекдот. Летчик запрашивает землю:
- Первый, первый, я второй! Оба двигателя не работают! Дайте инструкцию, что делать!
- Второй, я первый. Даю инструкцию: иже еси на небеси...

Как говорится, все это могло бы быть смешным, если бы не было таким грустным. Подобные ситуации могут в ближайшее время все чаще происходить с воздушными судами наших авиакомпаний. В интервью летчик-испытатель, Герой России А.Н. Кнышов, в недавнем прошлом старший государственный инспектор Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заявил, что "ситуация с безопасностью пассажирских авиаперевозок и с состоянием российского авиапрома дошла до критической черты. Дальше - только полный и окончательный развал когда-то ведущей отрасли и неизбежные катастрофы с человеческими жертвами".

И это действительно так. Прежде всего, это связано с тем, что в гражданской авиации упразднены контролирующие органы за безопасностью полетов. В СССР была инспекция Министерства гражданской авиации, Госавианадзор и другие органы контроля. Сегодня вроде бы есть и Министерство транспорта, и Росавиация, но какие контролирующие органы у них? Да никаких. Все пущено на самотек в целях экономии финансовых средств для владельцев авиакомпаний. Существует куча структур, но они эксплуатанта проверить не имеют права. Да и кого проверять, если в руководстве, например, самой крупной российской авиакомпании "Аэрофлот" нет ни одного летчика. Все люди, не имеющие отношения к авиации. Только бабки считают.

В отрасли катастрофически не хватает квалифицированных кадров. В стране осталось единственное летное училище в Ульяновске. В прошлом году оно выпустило всего лишь 78 пилотов на всю страну.

Технические училища все закрыты. Поэтому неудивительно, что техниками работают люди пенсионного возраста, которым давно исполнилось по 60 и более лет. Самолеты в полет готовить некому. А если требуется плановая замена запчастей? К примеру, требуется заменить колесо шасси. Но в бригаде наземных инженеров всего 4 человека, а самолетов 5. Один человек колесо никак не поднимет. Нужны как минимум двое. И что в этом случае зачастую происходит? Как утверждают пилоты, подкрашивают колесо гуталином - и полетели дальше. В журнале пишут: такая-то работа проведена, устранена неисправность... А летчику говорят: "Серега, ну не успеваю, прилетишь назад - сделаю". И летчики соглашаются. А что делать, если иначе рейс могут отменить и пилоты останутся без зарплаты? Так один шаг, другой, третий... Пока не случится, как в Иркутске с "А-310", потерпевшим аварию, где всего-навсего не работал реверс. Это уже система, которая неизбежно ведет к катастрофам.

С полгода назад наши чиновники отменили традиционную для авиации градацию на классы. Раньше, чтобы летать на пассажирском лайнере, нужно было иметь минимум 1-й класс и хороший налет на других типах машин. Сейчас мальчик в 22 года окончил училище, сел на "Боинг" вторым пилотом и полетел. И за классность ему доплачивать не надо - выгодно. Причем в советские времена командир корабля - это царь и бог. На борту он принимает все решения. Сейчас ввели понятия: летчик пилотирующий (pilot flayng) и не пилотирующий (pilot not flayng). Теперь, в момент когда pilot flayng - это 2-й пилот, то именно он должен принимать первые решения и стабилизировать самолет в случае какого-то отказа. Но умеет ли он это делать? Конечно, нет. У него опыта никакого.

Для летного состава есть ежемесячная норма налета. В СССР, когда разработкой норм занимались специальные институты, для летчиков она составляла 67-70 часов, не больше. Сейчас - 80 часов. Но и этого чиновникам показалось мало и рассматривается возможность эту норму увеличить до 90 часов. Раньше было как: прилетел пилот с Москвы на Камчатку, положен отдых 48 часов. Сейчас меньше суток. Усталость накапливается, голова чумная - какая тут безопасность? Совсем недавно экипаж "Аэробуса", вылетевший из "Шереметьево", просто уснул в полете! Самолет шел на автопилоте, пока диспетчеры кричали, пытаясь разбудить летчиков. Хорошо, разбудили. Когда в США в прошлом году был похожий случай, там сразу же пересмотрели нормы полетов. У них было так: до 8 часов подряд мог летать один экипаж, сделали до 6 часов. Свыше 6 часов - усиленный экипаж, а свыше 8 - двойной. А наши пилоты летают одним экипажем через полмира, пересекая 5-8 часовых поясов.

Заработная плата летчиков в среднем составляет 60-90 тысяч рублей, что в несколько раз меньше заработной платы зарубежных пилотов. Летчики уходят работать в иностранные авиакомпании, где они зарабатывают на порядок больше. Авиачиновники под предлогом нехватки пилотов предлагают изменить 56-ю статью Воздушного кодекса и разрешить летать гастарбайтерам. Можно себе представить, что это будут за кадры. Но летать они согласятся за любую заработную плату.
Ну, и несколько слов о нашем самолетном парке. В основном это зарубежная техника фирм "Боинг" или "Аэробас". Естественно, поношенная, купленная по дешевке. Как правило, это самолеты, которые отлетали по 60 и более тысяч часов. В США такие самолеты могут использоваться только для перевоза грузов или почты. У нас перевозят пассажиров. В России осталось всего 6 дальнемагистральных отечественных самолетов "Ил-96-300". Но все они выведены из центрального расписания и используются на подхвате, когда "Аэробасы" и "Боинги" не справляются с пассажиронагрузкой. На самом деле это самый надежный самолет в мире. Он не загубил ни одной человеческой жизни. Однако российские авиаперевозчики продолжают покупать импортное старье, экономя средства в ущерб безопасности, а не новые российские самолеты. А ведь это не только безопасность полетов, но и наши заводы, промышленность, рабочие места...

Вот и думаешь теперь, собираясь куда-либо улететь самолетом, а долечу ли. Вместе с билетом берешь с собой в салон и псалтырь с молитвами: а вдруг понадобиться произнести в критический момент - иже еси на небеси...

И.Никитчук,
выпускник Харьковского авиационного института,
д.т.н.

Viperson

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован