Эксклюзив
Viperson.ru
11 марта 2024
862

К развитию космической сферы в Арктике подключился новый игрок

Дочерняя структура «Росатома» — «Русатом Гринвэй» — заключила соглашение с частной корпорацией по аэрокосмической деятельности АО «Новый космос», которая собирается к 2026 году сформировать основу «ледового навигатора» для судов, следующих по Северному морскому пути. В этой новости есть сразу три неочевидных, но весьма интересных момента: дата предполагаемого запуска сервиса, специфика деятельности «Нового космоса» и его принадлежность к сектору частного бизнеса. Разберём подробнее.

«Новый космос» зарегистрирован 25 октября 2021 года и занимается прикладными проектами на стыке процессов цифровой трансформации и продуктового маркетинга. Основной вид деятельности — разработка компьютерного программного обеспечения, один из дополнительных — создание космических летательных аппаратов. Один такой аппарат компания надеется построить к 2026 году. Однако есть основания полагать, что основным вкладом «Нового космоса» в арктическую навигацию будет всё-таки программная часть.

Напомним, что к 2026 году для обеспечения безопасной навигации по Севморпути «Роскосмос» намерен сформировать арктическую группировку из девяти спутников. В текущем году на орбиту планируется вывести два спутника «Арктика-М», два «Кондора-ФКА» и один «Обзор-Р», а к 2026 году — четыре аппарата «Экспресс-РВ» и низкоорбитальные спутники «Метеор-М», которые будут мониторить движение льда. Причём аппараты «Арктика-М» после 2025 года собираются заменить следующим поколением — «Арктика-МП».

Для реализации столь масштабных планов правительство планирует воспользоваться инструментом, прекрасно зарекомендовавшим себя на земле — концессиями. В ноябре 2022 года власти готовы были вложить в космические проекты в Арктике более 150 млрд рублей. При этом высказывались опасения, что этих средств, да и спутников тоже, для мониторинга СМП может не хватить. Кроме того, строительство спутников — деятельность довольно специфическая и за пару лет освоить её практически невозможно.

Вероятно, «железом» будет заниматься, всё-таки, «Роскосмос», а частный бизнес в лице «Нового космоса» обеспечит программную составляющую для вышеупомянутой спутниковой группировки. При этом параллельно компания сможет попробовать себя и в разработке собственного аппарата. И если он получится достаточно качественным, то «Новому космосу» откроется прямая дорога к получению концессии космического (во всех смыслах этого слова) масштаба.  

Персоны (1)

Автор

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован