Двадцать дней потребовалось Леониду Кучме, чтобы признаться в том, что российский Ту-154 был сбит украинской ракетой. Между тем наши эксперты утверждают, что у украинских зенитчиков в трагический день 4 октября было целых три (!) минуты для предотвращения катастрофы
О трагедии авиалайнера Ту-154 в небе над Черным морем сказано и написано уже немало. Но не все еще точки над `i` расставлены. Свое мнение относительно причин катастрофы есть и у создателей зенитно-ракетного комплекса С-200. Но почему-то этим мнением никто не поинтересовался. Меж тем наивысшую в данном вопросе компетентность специалистов НПО `Алмаз` им. академика Расплетина - головного отечественного предприятия по разработке зенитного управляемого ракетного оружия (ЗУРО) - никто не может поставить под сомнение. Здесь были созданы все системы ЗУРО для Войск ПВО страны, начиная с первенца такого вооружения С-25 (двойное кольцо противовоздушной обороны Москвы).
Наш собеседник К. С. Альперович был заместителем главного конструктора С-25, С-75 (выигравшей войну у американской авиации во Вьетнаме и сбившей под Свердловском шпионский У-2 Пауэрса), С-200 и широко известного во всем мире комплекса С-300П. Лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук, профессор.
Карл Самуилович, за время, прошедшее после гибели авиалайнера Ту-154 над Черным морем, высказывались самые разные версии причин катастрофы. Среди них - самоперенацеливание ракеты, отказ ее бортового оборудования, изношенность системы. Да и вообще, мол, C-200 морально устарела. Что вы думаете по этому поводу?
- Это ничем не обоснованные версии. Они только затуманивают картину. Никакого самоперенацеливания ракеты не было и не могло быть. Ракета самонаводится только на ту цель, которую подсвечивает своим узким `карандашным` лучом специальный наземный радиолокатор. Он так и называется - радиолокатор подсвета цели. Просто с самого начала этот радиолокатор сопровождал не мишень, а Ту-154. Об отказе техники говорить смешно. На всех этапах полета ракеты (и тут мы должны сказать - к огромному сожалению) аппаратура не дала ни единого сбоя. Случись отказ - Ту-154 не был бы уничтожен. Несерьезно говорить и о том, что С-200 морально устарела. Она и сейчас, через три десятилетия после ее рождения, обладает высокими тактико-техническими характеристиками.
Не может быть сомнений, что пуск ракеты по пассажирскому авиалайнеру был непреднамеренным. Но можно ли было что-либо сделать для того, чтобы не допустить поражения Ту-154, когда ракета уже была в полете?
- Да, можно было. Технически это не была какая-то трудно выполнимая задача. Достаточно было своевременно выключить радиолокатор подсвета цели. При этом система самонаведения перестает функционировать, и ракета падает на землю (в море).
Давайте проясним: что значит своевременно?
- Как заявил в телевизионном интервью министр обороны Украины, в ходе крымских учений украинских войск ПВО пуски ракет выполнялись по мишеням на дальности, не превышающие 40 километров. Если ракета продолжала полет в режиме самонаведения, выйдя за пределы этой зоны, значит, пуск изначально - разумеется, ошибочно - был произведен не по мишени, а по некоему неопознанному объекту, находящемуся вне отведенного для стрельб воздушного пространства. Вот это и должно было стать тревожным предупреждением о надвигающемся ЧП, сигналом для незамедлительного выключения радиолокатора подсвета. Но этого сделано не было, ведь самонаведение ракеты продолжалось до конца.
Выходит, и `стрелочника` искать не надо - во всем виноват боевой расчет радиолокатора подсвета?
- Я бы не спешил с выводами. Ракета преодолевает сорокакилометровую зону примерно за 40 секунд. По их истечении и надо было выключить радиолокатор. Но этого, повторяюсь, не было сделано, и до встречи с Ту-154, еще три (!) минуты, ракета продолжала лететь в режиме самонаведения. Выключение радиолокатора подсвета во время трех этих минут также предотвратило бы трагедию.
Почему не только боевой расчет, но и руководители учений не обратили внимание на столь длительное сопровождение радиолокатором подсвета обстреливаемой цели, почему не поняли, что обстреливается объект, расстояние до которого намного превышает максимально возможную удаленность мишени - вопросы не ко мне.
Каким, на ваш взгляд, должен быть главный вывод из случившейся трагедии?
- Гибель Ту-154, как и другие техногенные катастрофы, еще раз подтвердила незыблемость правила: во всех сферах человеческой деятельности, связанных с риском для жизни и здоровья людей, главным является обеспечение безопасности. Тем более при пусках боевых ракет. Меры предосторожности должны быть рассчитаны на самые, казалось бы, невероятные ситуации, к числу которых можно отнести страшную катастрофу над Черным морем.
Беседовал СЕРГЕЙ МАСЛОВ
Трибуна , 26.10.2001
http://nvolgatrade.ru/