Возможные угрозы отечественной экономике в случае вступления России в ВТО "Голосу России" назвал эксперт Алексей Богатуров
Завершение переговоров по присоединению России ко Всемирной торговой организации технически возможно в апреле 2011 года, сообщил журналистам директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ, глава российской переговорной делегации Максим Медведков.
"Наш новый раунд переговоров начнется на следующей неделе", - отметил Медведков. По его словам, переговорный график Женевской рабочей группы расписан до конца апреля и предполагает еще три встречи, включая ближайшую.
Свою оценку перспектив вступления России в ВТО, "Голосу России" высказал проректор МГИМО, доктор политических наук Алексей Богатуров.
- Вы верите в эти озвученные сроки, апрель?
- Я думаю, господин Медведков очень известный, авторитетный и знающий человек, но я не верю. Таких оптимистических заявлений было, я думаю, не одна дюжина за эти годы, но каждый раз находилось что-то новое. То, что мы все согласовали на сегодняшний день, не значит, что в ближайшие 30 дней при той системе принятия решений, которая существуют в ВТО, не появятся какие-то обстоятельства, которые опять сочтут непреодолимыми.
- Действительно, переговоры ведутся уже много лет, это уже притча во языцах. И каждый раз находятся какие-то препятствия. Если глобально подумать, с чем это связано?
- Это связано с очень многими вещами. Интересы очень разнообразные и противоречивые. Некоторые страны внутри ВТО не хотят, чтобы Россия вступала, отчасти по политическим мотивам. Им кажется, что это пряник и кнут одновременно, что российское руководство очень хочет в ВТО попасть, поэтому его можно шантажировать. Мол, будете себя плохо вести, мы вас не примем. Но это на самом деле уже не так.
Есть много противников вступления в ВТО и внутри Российской Федерации. С точки зрения внутренней, социальной политики вступление России в ВТО, особенно сейчас, когда последствия кризиса далеко не преодолены, вызовет много неприятностей, раздражений для определенных сегментов и делового сообщества, и просто граждан России.
- Что мы потеряем и что приобретем, если все-таки вступим в эту организацию?
- ВТО - это либерализация внешней торговли. Это означает, что на общем уровне, на макроуровне все выигрывают от снижения торговых тарифов. А на микроуровне отдельные сегменты, в частности, сельскохозяйственные производители, как правило, испытывают страшные потери.
Те секторы экономики, которые снижают таможенные тарифы, оказываются незащищенными перед притоком дешевой конкурентоспособной зарубежной продукции. Им либо надо немедленно предоставить какие-то компенсации со стороны государственного бюджета, который уже достаточно сильно истощен за годы кризиса, либо они разорятся. Поэтому с либерализацией сопряжены внутренние проблемы.
- Насколько для нас затратно, неудобно то, что переговорный процесс затягивается? Может быть, если он будет так затягиваться, то и не нужно вступать?
- Я думаю, что к ситуации надо относиться философски. Процесс идет медленно, он шел медленно всегда и для всех стран. Поэтому очертя голову стремиться в ВТО, во-первых, не получается, а во-вторых, нет смысла. Это, наверно, неизбежный процесс, все равно рано или поздно мы там будем. Если не получится в апреле, надо относиться к этому абсолютно спокойно. Значит, получится еще через два месяца или через полгода.
Аудиоверсия комментария
Источник: РГРК "Голос России"
Эксперт МГИМО: Алексей Богатуров
Постоянный адрес материала: http://www.mgimo.ru/news/experts/document178637.phtml