05 декабря 2006
4382

Как делить бюджетный `пирог`

Московская городская Дума приняла Бюджет города Москвы на 2007 год - главный финансовый документ, по которому нам всем предстоит жить и работать. За комментарием корреспондент газеты "Тверская, 13" обратился к председателю Бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорю АНТОНОВУ.

- Как известно, ежегодно в четвертом квартале депутаты принимают новый столичный бюджет, - сказал Игорь Евгеньевич. - Это главный финансовый документ, в рамках которого будет развиваться наша столица - вестись промышленное и городское жилищное строительство, развиваться общественный транспорт, проводиться различные ремонтные работы, реализовываться те или иные городские социально-экономические проекты. Бюджет нужен не только столичным чиновникам, а всем нам - москвичам, поскольку будет так или иначе определять нашу жизнь в следующем году. Ведь он устанавливает и уровень зарплаты, и размеры социальных выплат, и различные финансовые льготы, и многое, многое другое.

Учитывая важность этого финансового документа, депутаты работают над ним особенно тщательно, скрупулезно. Обсуждение проходит несколько стадий. Во время первого чтения депутаты знакомятся с документом и принимают его за основу. После этого начитается напряженная работа во всех думских комиссиях - депутаты внимательно изучают бюджетные статьи, готовят свои замечания и поправки. Второе чтение посвящается доходной части бюджета - ведь нужно четко представлять, каким будет наш городской кошелек. Третье чтение, когда депутаты переходят к расходной части бюджета - дележу "столичного пирога". Это самая сложная и напряженная работа.

Понятно: денег всегда не хватает, а хочется, чтобы в столице и дороги были хорошие, и освещение, и городское коммунальное хозяйство, и незащищенным слоям населения была оказана необходимая поддержка.

Все поправки внимательным образом рассматриваются - какие-то принимаются, какие-то нет. Здесь депутаты работают в тесном контакте со столичным правительством, вырабатывая согласованные решения. Наконец, бюджет принимается в целом. Причем тот первоначальный документ, который был взят за основу, существенно преображается: увеличиваются доходная и соответственно расходная статьи, финансирование различных целевых городских программ, городских фондов, социальные выплаты.

Каковы же основные параметры нынешнего бюджета? Его доходная часть составила 740,6 млрд. рублей, расходная - 829,3 млрд. рублей. Причем в процессе работы над главным финансовым документом удалось увеличить планируемые доходы города на 40 млрд. рублей и сократить бюджетный дефицит со 105 до 88,7 млрд. рублей. Конечно, доведение главных бюджетных параметров до желаемого уровня дается не просто. Нужно ломать голову, где найти дополнительные финансовые источники - деньги с неба не падают как капли дождя. Желаемое всегда приходится соизмерять с действительностью.

Нынешний городской бюджет значительно весомее, чем бюджет 2006 года. Судите сами: доходная часть выросла более чем на 126 млрд., а расходная - на 125 млрд. рублей. Нелишне заметить, что Москва традиционно имеет самый большой бюджет из всех субъектов Российской Федерации. В будущем году его доходная часть составит порядка 10 процентов от дохода федерального бюджета, а расходная - около 14 процентов всех федеральных расходов.

Основная доля доходов (более 90 процентов) приходится на налоговые поступления. Из федеральных налогов наибольший удельный вес занимают налог на прибыль организаций (около 50 процентов) и налог на доходы физических лиц (более 30 процентов), из региональных налогов - налог на имущество организаций (около 5 процентов). Существенная роль отводится также доходам от собственности, сдачи в аренду имущества, находящегося в госсобственности, и доходам от продажи квартир.

Переходя к теме расходов, следует отметить: наш городской бюджет имеет ярко выраженный социальный характер. Традиционно более 40 процентов расходов приходится на социальные статьи бюджета. В будущем году на финансирование социальной сферы планируется направить 281,1 млрд. рублей, что на 35 процентов больше по сравнению с бюджетом 2006 года.

Эти финансовые средства будут направлены на развитие образования, здравоохранения, культуры, спорта, учреждений социальной защиты. В частности, на их текущее содержание, оснащение оборудованием, проведение ремонтных работ, повышение заработной платы. Значительная доля финансовых средств пойдет на поддержку нетрудоспособных и малообеспеченных жителей столицы, на реализацию комплекса мер, которые будут предприниматься в связи с объявленным в столице Годом ребенка - финансовая поддержка многодетных семей, матерей-одиночек и т.д.

В соответствии с решением правительства Москвы о доведении минимального размера оплаты труда работников бюджетной сферы до прожиточного минимума предусмотрены средства на увеличение ставки первого разряда Единой тарифной сетки работников госучреждений - с 1 мая 2007 года на 15 процентов и с 1 сентября 2007 года на 25 процентов, а также доведение уровня городского минимума оплаты труда с 1 мая 2007 года до 5400 рублей и с 1 сентября 2007 года до 6100 рублей. Не забыли и о пенсионерах - городские доплаты вырастут на 24 процента.

Из других расходов: свыше 210 млрд. рублей будет ассигновано на инвестиционную программу, в том числе на строительство жилья и развитие городской инфраструктуры, на строительство объектов культуры, образования и здравоохранения, 15 млрд. рублей выделено на строительство столичного метрополитена, а на московскую монорельсовую дорогу - 230 млн. рублей.

Расходы на комплекс городского хозяйства в новом бюджете запланированы в сумме 149,4 млрд. рублей и непосредственно будут направлены на эксплуатацию и капитальный ремонт жилищного фонда, на оплату проезда льготных категорий граждан на общественном транспорте, на благоустройство и уборку города, капитальный и текущий ремонт московских дорог.

В бюджете 2007 года значительно увеличены ассигнования на поддержку малого предпринимательства - более чем на 50 процентов по сравнению с текущим годом.

В будущем году получат дальнейшее развитие такие целевые бюджетные фонды, как инвестиционный фонд, фонды развития территорий округов, фонд рекламы и городской информации, экологический и дорожный фонды, фонд квотирования рабочих мест и другие.

Финансирование бюджетного дефицита предполагается обеспечивать за счет привлечения заемных средств и доходов от продажи акций, находящихся в собственности Москвы. В этой связи стоит отметить, что неотъемлемой частью стратегии управления долгом города Москвы является формирование благоприятного имиджа столицы как заемщика, что предусматривает продолжение работы с рейтинговыми агентствами, открытую публикацию информации о финансовом положении города Москвы и исполнении бюджета города, четкое и безусловное выполнение обязательств перед кредиторами.

Думаю, городской бюджет 2007 года сверстан добротно, что позволит дать дальнейший импульс развитию нашей столицы.

Виктор Дмитриев
Тверская, 13, 5 декабря 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован